О досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Дело №2-80/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Суздальцевой И.А.,

при секретаре Полункиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Судогда Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Карпухиной Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Карпухина Т.В. обратилась 13.01.2011г. в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, считая решение №634 от 24.11.2010г., которым ей отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия выработанного специального стажа, противоречащим фактическим обстоятельствам и закону, утверждая, что имеет требуемый возрастной ценз, специальный и страховой стаж работы.

В ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ Карпухиной Т.В. были уточнены.

В судебном заседании истец Карпухина Т.В. поддержала уточненные исковые в полном объеме. Пояснила, что 26.08.2010г. обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, но решением Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Судогодском районе Владимирской области от 24.11.2010года №634 получила отказ, поэтому обратилась за судебной защитой. Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 и Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», проситобязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с 19.10.1978г. по 19.12.1983г. в должности медсестры отделения экстрагенитальной патологии во Владимирской областной больнице (за исключением учебных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы) в льготном исчислении; с 10.04.1986г. по 30.10.1992г. - в должности старшей медсестры в яслях-саде Вяткинского ВНИПТИОУ; с 02.11.1992г. по 30.09.1993г. - в должности старшей медсестры в Вяткинских яслях-саде «Родничок» в календарном исчислении; и назначить пенсию со дня обращения за ней к ответчику - с 26.08.2010г.

Представитель ответчика по доверенности Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Судогодском районе Владимирской области Бурцева О.А. в судебном заседании уточненные требования истца не признала по основаниям, указанным в решении №634 от 24.11.2010г. Пояснила, что Карпухина Т.В. на дату обращения за пенсией 26.08.2010г. имела страховой стаж 33 года 11 месяцев 09 дней, а стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения составил 20 лет 09 месяцев 05 дней. В специальный стаж вошли периоды работы истца с 19.10.1978г. по 19.12.1983г. (за исключением периодов учебных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы) во Владимирской областной больнице в должности медсестры отделения экстрагенитальной патологии; с 13.09.1994г. по 26.08.2010г. (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы) во Владимирской областной клинической больнице в должности лаборанта в клинико- диагностиченской лаборатории. Право Карпухиной Т.В. на льготное пенсионное обеспечение определяется по нормам действующего законодательства в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 705 от 08.11.2010 периоды работы истца с 10.04.1986г. по 30.10.1992г. в яслях-саде Вяткинского ВНИПТИОУ в должности старшей медсестры и с 02.11.1992г. по 02.09.1994г. в Вяткинском яслях-саде «Родничок» в должности старшей медсестры нельзя включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как наименования учреждений «ясли-сад» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения от 29.10.2002г. №781. Периоды учебных отпусков с 02.02.1979г. по 15.02.1979г. и с 08.06.1979г. по 05.07.1979г., а также периоды отпусков без сохранения заработной платы с 12.01.1982г. по 18.01.1982г., с 24.02.1982г. по 05.03.1982г., с 24.03.1982г. по 02.04.1982г., 02.07.1982г., с 24.11.1998г. по 31.12.1998г., с 13.09.1999г. по03.10.1999г. не могут быть зачтены в стаж на соответствующих видах работ, так как согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. в стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме работы, в соответствии с вышеуказанными Правилами, в стаж могут быть включены лишь периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Также было установлено, что сведения, отраженные в уточняющей справке № 11 от 08.11.2010г., имеют расхождения с выпиской из индивидуального лицевого счета за период с 01.01.1998г. по 31.12.1999г. В выписке из индивидуального лицевого счета из льготного не выделены отпуска без сохранения заработной платы с 24.11.1998г. по 31.12.1998г. и с 13.09.1999г. по 03.10.1999г. При наличии возрастного ценза и страхового стажа работы у истца отсутствует требуемый специальный стаж, а потому просит в удовлетворении исковых уточненных требований Карпухиной Т.В. отказать.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства с позиции их относимости и допустимости, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Согласно ст. ст. 18 -19 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе и от должностного положения. Им корреспондируют нормы трудового законодательства, где установлено, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации лишь определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. Под условиями в данном случае понимаются обстоятельства и требования к соответствующим отдельным категориям граждан, которые вытекают из их права на соответствующую пенсию, то есть это такие юридически значимые обстоятельства, предоставляющие гражданину право на реализацию своих пенсионных прав, которые не затрагивают при этом существа самого права. Однако в данном случае ответчик занял иную позицию, применяя нормы вышеуказанного акта Правительства Российской Федерации.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель устанавливает не только общие условия назначения пенсий, но и особенности приобретения гражданами права на пенсию, в том числе установленные для некоторых категорий граждан льготные условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, их трудовую деятельность с учетом специфики условий труда и профессии.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, необходимо иметь специальный стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранениях не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом бесспорно установлено, что Карпухина Т.В. своевременно обратилась 26.08.2010года за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, представила ответчику все необходимые документы. Решением территориального органа Пенсионного фонда РФ от 24.11.2010г. №634 ей было отказано в назначении пенсии только из-за недостаточности выработанного специального стажа работы. Ответчик не возражает, что страховой стаж 33 года 11 месяцев 09 дней имелся у истца в необходимом размере и при наличии специального стажа был бы соблюден возрастной ценз, поскольку требуемая истцом пенсия назначается независимо от возраста.

Однако, Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался воздействию неблагоприятных факторов различного рода, обусловленных спецификой и характером труда.

Согласно ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

При этом суд придерживается правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимыми с положениями ч.1 ст. 1, ст.2, ст.18, ч.1 ст. 54, ч.2 ст. 55 и ст. 57 Конституции РФ. По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового урегулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и прав, поскольку с ними связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исследованными судом письменными материалами дела подтверждается бесспорно, что в периоды работы истца в должности старшей медицинской сестры в яслях - саде Вяткинского ВНИПТИОУ (с 10.04.1986г. по 30.10.1992г.) и Вяткинских яслях - саде «Родничок» (со 02.11.1992г. по 30.09.1993г.) действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397. Согласно этому Перечню право на пенсию по выслуге лет имели медицинские сестры детских садов, детских яслей, объединенных яслей - садов, которые наряду с другими учреждениями были отнесены к лечебно - профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства. Данный нормативный акт перестал применяться на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 953). Суд не может согласиться с доводами ответчика, что данный период работы истца нельзя зачесть в специальный стаж из-за неправильного названия детского дошкольного учреждения, поскольку досрочная трудовая пенсия назначается и выплачивается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми истец состоял в трудовых отношениях, что обусловлено повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работы. Данный вывод суда базируется не только на показаниях сторон в судебном заседании, но и на данных трудовой книжки истца ... от 06.09.1976г., должностной инструкции старшей медицинской сестры детского дошкольного учреждения, ее должностных обязанностях, штатном расписании яслей-сада за спорные периоды, в копии приобщенных к материалам рассматриваемого судом дела. Доказательств того, что ясли - сад Вяткинского ВНИПТИОУ и Вяткинские ясли - сад «Родничок» в указанные периоды не являлись государственным или муниципальным учреждениями ответчиком суду не представлено, а потому периоды работы истца в должности старшей медицинской сестры в яслях. - саде Вяткинского ВНИПТИОУ с 10.04.1986г. по 30.10.1992г. (06 лет 06 месяцев 21 день) и в Вяткинских яслях-саде «Родничок» со 02.11.1992г. по 30.09.1993г. (00 лет 10 месяцев 29 дней) подлежат включению в специальный стаж лечебной и иной деятельности Карпухиной Т.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в календарном исчислении.

Суд также считает не основанным на законе решение ответчика в части включения в специальный стаж не в льготном, а в календарном исчислении периода работы истца в должности медсестры отделения экстрагенитальной патологии во Владимирской областной больнице в период с 19.10.1978г. по 19.12.1983г., поскольку до введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 досрочная трудовая пенсия по старости (пенсия за выслугу лет) назначалась по Правилам и Спискам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066. Пунктом 3 Постановления № 1066 в свою очередь установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, а периоды работы после 01.11.1999 года в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1066. Таким образом, оспариваемый период работы истца в должности медицинской сестры в отделении экстрагенитальной патологии во Владимирской областной больнице может быть рассмотрен по нормам Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464. В соответствии с данным правовым актом льготное исчисление выслуги имели врачи-хирурги и средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Должность медицинской сестры, в соответствии с Номенклатурой должностей, относится и относилась ранее к должностям среднего медицинского персонала.

Суд соглашается с доводами истца, подтвержденными документально, в том числе приказом главного врача Областной клинической больницы от 31.12.1997г. № 188-Л «О переименовании отделений акушерского корпуса», что Приказом Минздрава Российской Федерации № 28 от 29.01.1999г. утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно - профилактических учреждений, в котором поименованы акушерские отделения (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности). Отделение экстрагенитальной патологии беременности, в котором истец работала в оспариваемый период, - это произвольное (ненормативное) наименование акушерского отделения патологии беременности. До 1998 года оно именовалось как отделение «экстрагенитальной патологии беременности». На акушерский профиль отделения прямо указывает его название «патологии беременности», так как акушерство - это раздел медицины, занимающейся проблемами зачатия, беременности и родов. Дополнительный термин «экстрагенитальной» указывает, в свою очередь, на многообразие нозологических форм патологических состояний у беременных, находящихся на лечении в отделении, и свидетельствует о высоком уровне оказания медицинской помощи роженицам и соответствующей (более широкой) специализации медицинского персонала. Согласно Штатного расписания отделение экстрагенитальной патологии возглавляет заведующий - врач-акушер-гинеколог, основные ставки медицинского персонала занимают врачи - акушеры-гинекологи и акушерки. С выходом ряда ведомственных нормативных документов, в том числе типовых Штатов учреждений здравоохранения, отделение экстрагенитальной патологии беременных было переименовано с января 1998 года в акушерское отделение патологии беременности № 1. Таким образом, указанный период работы истца в акушерском отделении Владимирской областной больницы, за исключением учебных и административных отпусков, должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении: один год работы как один год и 6месяцев. В календарном исчислении данный период составляет 04 года 11 месяцев 20 дней (без учета учебных и административных отпусков), в льготном исчислении - 07 лет 05 месяцев 15 дней (льгота - 2 года 5 месяцев и 25 дней). По мнению суда, специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения истца составлял на момент обращения к ответчику на 26 августа 2010 года 30 лет 08 месяцев 20 дней, то есть свыше 30 лет. Данный вывод суда базируется не только на показаниях сторон в судебном заседании, но и на данных трудовой книжки истца ... от 06.09.1976г., уточняющей справке на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выданной Владимирским ОГУЗ «Областная клиническая больница», штатными расписаниями медицинского, фармацевтического и педагогического персонала Владимирской областной больницы за спорные периоды работы истца, личной карточки работника формы №388-мех., в копии приобщенных к материалам рассматриваемого судом дела.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что ответчиком нарушены конституционные права Карпухиной Т.В. на получение досрочной трудовой пенсии по старости. Таким образом, из совокупности исследованных судом письменных доказательств, представленных сторонами по делу, следует, что заявленный уточненный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые уточненные требования Карпухина Т.В. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное Учреждение) в Судогодском районе Владимирской области (г.Судогда Владимирской области, Муромское шоссе, дом 7, 601351)

назначить гражданину Российской Федерации Карпухиной Т.В., ...1958 года рождения, уроженке села ..., зарегистрированной по адресу: ...,

досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня приема от неё соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, то есть с 26.08.2010г.,

включив в специальный стаж работы, дающий право на вышеуказанную пенсию, периоды ее работы:

-с 19.10.1978г. по 01.02.1979г., с 16.02.1979г. по 07.06.1979г., с 06.07.1979г. по 29.05.1980г., с 04.01.1981г. по 11.01.1982г., с 19.01.1982г. по 23.02.1982г., с 06.03.1982г. по 23.03.1982г., с 03.04.1983г. по 01.07.1982г., с 03.07.1982г. по 20.02.1983г. в должности медсестры отделения экстрагенитальной патологии во Владимирской областной больнице (в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев);

-с 30.05.1980г. по 03.01.1981г., с 21.02.1983г. по 19.12.1983г. -периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми (в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев);

-с 10.04.1986г. по 30.10.1992г. - в должности старшей медсестры в яслях-саде Вяткинского ВНИПТИОУ (в календарном исчислении);

-с 02.11.1992г. по 30.09.1993г.-в должности старшей медсестры в Вяткинских яслях-саде «Родничок» (в календарном исчислении).

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его провозглашения во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд.

Председательствующий

федеральный судья И.А.Суздальцева