Дело № 2-499\2011 Решение изготовлено в окончательной форме 14 июля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Судогда 07 июля 2011 года Судогодский районный суд Владимирской области в составе: Председательствующего судьи Кузнецовой Д.Н., При секретаре Заботиной С.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шляконова Т.Н. к администрации Судогодского района о внеочередном предоставлении жилой площади за счет средств федерального бюджета, У С Т А Н О В И Л : Шляконова Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Судогодского района о внеочередном предоставлении жилой площади за счет средств федерального бюджета, в просительной части искового заявления истец просит суд предоставить ей право на первоочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В обоснование своих требований истец указала, что она является матерью Шляконова Н.В., ..1986 года рождения, являющегося .. Семья Шляконовой Т.Н. проживает в деревянном доме, общей площадью 60,4 кв.м, жилой-31,4 кв.м. На основании Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации », 24 февраля 2004 года Шляконова Т.Н. подала заявление в администрацию Судогодского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из информации, полученной из администрации Судогодского района, Шляконовой Т.Н. стало известно, что она была зарегистрирована в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 14 октября 2004 года и включена в реестр лиц, имеющих право на меры поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, за № 13. В связи с этим, истец просит суд предоставить ей право на первоочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В судебном заседании истец Шляконова Т.Н. заявленные требования о предоставлении ей права на первоочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета поддержала, пояснив суду, что с заявлением по вопросу улучшения жилищных условий она обратилась к главе администрации Бараковского сельского поселения 24.02.2004 года, однако в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как семья, имеющая ребенка- инвалида, была включена в октябре 2004 года после предоставления справки медико-социальной экспертизы об установлении сыну инвалидности. Представитель ответчика - администрации МО Судогодский район Власова Н.В.- иск не признала и против его удовлетворения возражала, пояснив при этом, что Шляконова Т.Н. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку состоит в списке граждан на 2011год - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и « О ветеранах», вставших на учет до 01 января 2005 года, под номером 15, на основании заявления, поданного ею в администрацию Вяткинского сельского поселения. Кроме того, требования истца имеют разноречивый характер, поскольку в самом названии искового заявления указано « о внеочередном предоставлении жилой площади за счет средств федерального бюджета», а в просительной части иска указано требование- « предоставить мне право на первоочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета». Действующим законодательством предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для улучшения жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, производится при наступлении очереди ( по дате подачи заявления), первоочередного и внеочередного предоставления субсидии не предусмотрено. Представитель третьего лица, - комиссии по распределению гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилья-Кузьмина Т.В.- против исковых требований возражала, пояснив, что Шляконова Т.Н. состоит в списке граждан на 2011год - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации « и « О ветеранах», вставших на учет до 01 января 2005 года, под номером 15, по дате регистрации ее заявления в администрации Вяткинского сельского поселения. Каких-либо нарушений со стороны комиссии по включению граждан в реестр не усматривает, поскольку лица, стоящие в данном списке перед Шляконовой Т.Н., подавали заявления на улучшение жилищных условий намного раньше Шляконовой Т.Н., и также, как и истец нуждаются в предоставлении жилищной субсидии, поскольку являются либо ветеранами, либо инвалидами, либо относятся к категории- семьи, имеющие детей - инвалидов. Суд, выслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующему: Из анализа положений ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 9, ст. 12 ГК РФ в их взаимосвязи следует, что выбор способа защиты гражданских прав является правом граждан, обратившихся в суд. Суд, сохраняя объективность и беспристрастность, неоднократно разъяснял истцу право на уточнение заявленных требований. Предъявленный иск стороной истца фактически уточнен не был, истец настаивал на вынесении решения по тем заявленным требованиям, которые указаны в исковом заявлении. В этой связи, руководствуясь принципом диспозитивности, суд, основываясь на ч.3 ст. 196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям, оценивая обоснованность оснований иска, сформулированных в исковом заявлении, а также приведённых истцом в судебном заседании. В судебном заседании установлено, что Шляконова Т.Н., является матерью Шляконова Н.В., ..1986 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.18). Согласно справки МСЭ-2004 ., Шляконова Н.В. является ., что подтверждается, кроме того, справкой МУЗ Судогодского района « Вяткинская амбулатория»от 04.04.2008 г. (л.д.9-10). Решением Судогодского районного суда Владимирской области от 12.02.2004 года по делу № ., Шляконов Н.В. . ., постановлением Главы администрации Бараковского сельского округа Судогодского района Владимирской области за № 4 от 24.03.2004 года опекуном Шляконова Н.В. назначена его мать Шляконова Т.Н. (л.д.24). Конституция РФ, провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов ( статья 7 ). Определение условий и порядка оказания такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем. Система социальной защиты инвалидов установлена Федеральным законом « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года ( далее Закона…), статьей 17 которого предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Принятые в рамках реформирования системы социальной защиты населения Федеральные законы от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ изменили условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, в том числе установленной ст.17 Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Согласно ст. 17 Закона - инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Закона. В соответствии со ст.28.2 Закона -Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанной меры социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области № 450 от 23 июня 2006 года ( в редакции от 14.07.2010) "О Порядке обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, указанных в Федеральных законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах")- меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом № 181 от 24.11.1995 года, распространяются на лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, принявшими на учет этих граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сроки, определенные Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Список формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии. Из представленных суду доказательств: копии заявления Шляконовой Т.Н. на имя Главы Бараковского сельского округа от 24.02.2004 года (л.д.4), копии справки администрации муниципального образования Вяткинское сельское поселение за № 268 от 11.02.2010года (л.д.5), следует, что Шляконова Т.Н., зарегистрированная по адресу: .., состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.10.2004 года под номером . Доводы истца о том, что 24.02.2004 года она подала заявление в администрацию Судогодского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, несостоятельны, поскольку из приобщенной к исковому заявлению копии заявления следует, что она по данному вопросу обращалась к главе администрации Бараковского сельского округа Таганову А.М.( л.д.4), что не оспаривалось в судебном заседании Шляконовой Т.Н. Судом установлено, что семья Шляконовой Т.Н. проживает в 2- комнатной квартире по адресу :.. Судогодского района, Владимирской области, общей площадью 60,7 кв.м.; данная квартира является общей долевой собственностью истца Шляконовой Т.Н., ее мужа - Шляконова В.Ф., ее сына- Шляконова Н.В., доля в праве каждого собственника определена в размере 1\3, что следует из копий свидетельств о государственной регистрации права от 19.02.2008 года (л.д.6-8). Из протокола № 16 заседания комиссии по распределению государственных жилищных сертификатов гражданам на приобретение (строительство) жилья от 26.10.2010года, утвержденного Главой Судогодского района, следует, что комиссией принято решение перенести очередь Шляконовой Т.Н. в реестре лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, категория которых определена Федеральным законом от 24.11.1995 года за № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нуждающихся в улучшении жилищных условий за № 13.(л.д.11-12). Сводный список граждан - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и « О ветеранах», вставших на учет до 01 января 2005 года, составленный на 2011год по Судогодскому району, является доказательством того, что Шляконова Т.Н. состоит в списке граждан по обеспечению жильем вышеуказанных категорий граждан, согласно дате постановки ее на учет в администрации Вяткинского сельского поселения за № 15 по дате подачи заявления - 19.10.2004 г. (л.д.31-32). Судом установлено, что предоставление инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, социальных выплат производится в порядке очередности, в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и включения в список на предоставление социальной выплаты. Представление жилищных субсидии в исключительных случаях вне очереди и в первоочередном порядке вышеуказанной категории граждан действующим законодательством не предусмотрено. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления Шляконовой Т.Н. у суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Шляконова Т.Н. к администрации Судогодского района о предоставлении ей права на внеочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд Владимирской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий судья Д.Н. Кузнецова