№2-55-2010год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2010 года
Судиславский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
с участием помощника прокурора <адрес> района Решетниковой О.А.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах государства, муниципального образования, неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> <адрес> <адрес> о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения <адрес> по принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и возложении обязанности по принятию нормативного правового акта в указанной сфере,
установил:
Прокурор <адрес> района <адрес> в интересах государства, муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился с заявлением в суд, просит признать незаконным бездействие органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения <адрес> по принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и возложении обязанности по принятию нормативного правового акта в указанной сфере.
В судебном заседании помощник прокурора Решетникова О.А., исковые требования уточнила, в части признания незаконными бездействия органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения по принятию нормативного правого акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исковые требования поддержала, от исковых требований в части обязания по принятию нормативного правового акта в указанной сфере в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказалась, суду пояснила, что прокуратурой <адрес> в порядке надзора за исполнением законов и законностью правовых актов проведена проверка нормотворческой деятельности органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения в части принятия мер по противодействию коррупции. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления не принимаются действенные меры по исполнению законодательства о противодействии коррупции, а именно не применяются, предусмотренные законом меры по профилактике коррупции.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 273 -ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения установленных законом основных мер, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
В соответствии со п. 1 ст. 3 Закона Костромской области «О противодействии коррупции в Костромской области» от 10.03.2009 № 450-4-ЗКО профилактика коррупции в Костромской области осуществляется путем реализации таких мер, как принятия правовых актов, направленных на устранение причин коррупции в государственных органах Костромской области, в органах местного самоуправления, областных государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях, а также в действиях лиц, замещающих государственные должности Костромской области и муниципальные должности, должности государственных гражданских служащих Костромской области и муниципальных служащих, должностных лиц областных государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
В силу п. 1 ст. 5 Закона Костромской области «О противодействии коррупции в Костромской области» от 10.03.2009 № 450-4-ЗКО, антикоррупционная экспертиза законов Костромской области, иных правовых актов органов государственной власти Костромской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов.
На основании п. 6 ст. 5 ЗКО № 450-4-ЗКО, органы местного самоуправления проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии с п. 1 «Методики проведения экспертизы проектов нормативных актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 5 марта 2009 г. № 196, основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов (далее - документы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
Коррупционными факторами, в соответствии с п. 7 Методики являются :
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа
государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
Прокуратурой <адрес> района, в ходе ранее проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованиями принять соответствующий муниципальный правовой акт, который не был не принят.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза, принимаемых органами местного самоуправления поселения нормативных правовых актов не проводилась, нормативный правовой акт не был не разработан.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление иска в защиту интересов государства, муниципального образования, неопределенного круга лиц обусловлено тем, что непринятие нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов нарушает основные принципы противодействия коррупции, способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц перед другими, подрывая авторитет государства, нарушая принцип равенства, провозглашенный в Конституции Российской Федерации.
Кроме того, длительное бездействие органов местного самоуправления по принятию и разработке нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, препятствует реализации Национального плана противодействия коррупции, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568, согласно которому разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью.
Просит суд признать незаконными бездействие органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения по принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов.
Ответчик Сироткин Ю.Н. глава <адрес> сельского поселения <адрес>, с уточненные исковые требования признал, суду пояснил, что допущенные нарушения законодательства устранены, вынесено Постановление № 6 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации <адрес> сельского поселения <адрес>».
Выслушав стороны, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее Закон №273-ФЗ), правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
На основании ст. 3 Закона № 273-ФЗ, к основным принципам противодействия коррупции в частности относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 273 -ФЗ, профилактика коррупции осуществляется путем применения установленных законом основных мер, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В силу ст. 3 Закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со п. 1 ст. 3 Закона Костромской области «О противодействии коррупции в Костромской области» от 10.03.2009 № 450-4-ЗКО профилактика коррупции в Костромской области осуществляется путем реализации таких мер, как принятия правовых актов, направленных на устранение причин коррупции в государственных органах Костромской области, в органах местного самоуправления, областных государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях, а также в действиях лиц, замещающих государственные должности Костромской области и муниципальные должности, должности государственных гражданских служащих Костромской области и муниципальных служащих, должностных лиц областных государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
В силу п. 1 ст. 5 Закона Костромской области «О противодействии коррупции в Костромской области» от 10.03.2009 № 450-4-ЗКО, антикоррупционная экспертиза законов Костромской области, иных правовых актов органов государственной власти Костромской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов.
В силу п. 1 ст. 5 Закона Костромской области «О противодействии коррупции в Костромской области» от 10.03.2009 № 450-4-ЗКО, антикоррупционная экспертиза законов Костромской области, иных правовых актов органов государственной власти Костромской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Фактическая бездеятельность органов местного самоуправления по принятию и разработке нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, препятствует реализации Национального плана противодействия коррупции.
На день рассмотрения дела в суде главой администрации <адрес> сельского поселения были приняты меры к устранению допущенных нарушений законодательства, принято Постановление № 6 « О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации <адрес> сельского поселения <адрес> <адрес>, и прокурор в этой части: обязании по принятию нормативного правового акта в указанной сфере в срок до ДД.ММ.ГГГГ - отказался от исковых требований.
Суд считает возможным принять отказ от иска в этой части.
С учетом тяжелого материального положения администрации <адрес> сельского поселения, суд считает возможным снизить размер взыскиваемой госпошлины до <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации <адрес> сельского поселения <адрес> <адрес> по принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов незаконным.
Принять отказ от иска в части обязании по принятию нормативного правового акта в указанной сфере в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с администрации <адрес> сельского поселения <адрес> госпошлину в доход государства <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Судиславский райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий С.Е.Затынин
Вступило в законную силу 05.04.2010г.