Решение о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал



Дело № 2-24/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2010 года п. Судиславль

Судиславский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Григорьевой Т.П.,

с участием помощника прокурора Силановой К.С.,

при секретаре Михайловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

и обязании Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда РФ по <адрес> выдать ФИО3 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в интересах ФИО3 к ГУ - ОПФ по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка и обязании ГУ - ОПФ РФ по <адрес> выдать ФИО3 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании помощник прокурора Силанова К.С. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение от ФИО3 о незаконном отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ГУ - ОПФ РФ по <адрес>.

В результате проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 родила сына - ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 родила второго ребенка - ФИО2. ФИО3 состоит в браке с ФИО6

В декабре 2009 года ФИО3 обратилась в ГУ - ОПФ РФ по <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ - ОПФ РФ по <адрес> ей отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Считает, что данное решение является незаконным по следующим причинам.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256 -ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе, женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Согласно ч. 7 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка.

В соответствии с п.п. 2,3 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 "О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал" (далее Правила), сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее -дополнительные меры государственной поддержки); право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил.

Таким образом, законодательство не связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом смерти (жизни) первого ребенка женщины, предоставление таких мер связывается только с фактом рождения женщиною второго ребенка после 1 января 2007 года.

Прокурор обращается в суд в интересах ФИО3 с исковым заявлением к ГУ - ОПФ РФ по <адрес> об обязании выдать ФИО3 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, так как имеющееся нарушения ущемляют ее право на получение гарантируемой государством социальной помощи и требуют принятия мер, направленных на защиту указанной категории лиц.

Просит суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ - Отдела Пенсионного фонда РФ по <адрес> об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ФИО3

Обязать ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по <адрес>
<адрес> выдать ФИО3 государственный сертификат
на материнский (семейный) капитал.

ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просила исковые требования удовлетворить.

Представители ответчика по доверенности Кулигина М.А. и Ширяева Н.В. исковые требования прокурора не признали, считают их незаконными и необоснованными по следующим основаниям:

Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей» устанавливает круг лиц, которые могут претендовать на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а также условия, необходимые для этого.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее Правила).

В соответствии со ст. 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших (усыновившего) второго, третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2007 года, граждан РФ, независимо от места их жительства.

Цель ФЗ №256-ФЗ закреплена в преамбуле Закона: он направлен на государственную поддержку семей, уже имеющих детей - «настоящий Федеральный закон устанавливает меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь». Таким образом, закон предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Порядок реализации Закона также подтверждает факт государственной поддержки именно семей, имеющих детей. Считают, что словосочетание «имеющим детей», используемое в законе, означает, во-первых, что детей должно быть не менее двух, о чем свидетельствует множественное число, использованное законодателем, и, во-вторых, что семья должна иметь детей, то есть «иметь» следует понимать в значении, что дети должны быть живы на дату обращения за выдачей сертификата на материнский (семейный) капитал.

Учитывая системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, право на получение материнского (семейного) капитала возникает не из факта родов, а из наличия рожденных (усыновленных) и имеющихся в наличии детей на момент обращения за сертификатом.

В соответствии с п. 5 Правил и п.п. 8 п. 2 ст. 4 Закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ к заявлению в качестве документа, подтверждающего рождение детей, необходимо предъявление заявителем копии свидетельств об их рождении, т.к. именно реквизиты данных документов предусмотрены п. 14 в заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Форма заявления утверждена вышеуказанными Правилами. Кроме того, согласно ст. 47 ГК РФ и ст. ст. 3, 6 и гл. 2 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения является свидетельство о рождении. Согласно ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 г. свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, не выдается.

В соответствии со ст. 4 Закона Пенсионный фонд РФ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляет ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Федеральный регистр содержит реквизиты именно свидетельства о рождении.

ФИО3 обратилась в ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ДД.ММ.ГГГГ Вместе с заявлением были предоставлены следующие документы и их копии: паспорт заявителя, свидетельство о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., свидетельство о смерти серии 1-ГО № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1, свидетельство о заключении брака серии I-ГО № от ДД.ММ.ГГГГ, справка № от ДД.ММ.ГГГГ, страховое свидетельство заявителя.

Как следует из представленных документов, ФИО3 не имеет двух и более детей, она имеет одного ребенка - ФИО2. На этом основании ГУ-Отделом Пенсионного фонда по <адрес> было вынесено решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № от ДД.ММ.ГГГГ

Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал лицу, не имеющему право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, приведет к нецелевому расходованию средств Федерального бюджета Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 9 Закона средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ по заявке ПФР

Просили суд в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать.

Заслушав стороны и изучив материалы дела суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в дополнение к основным мерам социальной защиты устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение. При этом в Законе не имеется указаний на то, что нормы закона распространяются только на семьи, в которых фактически воспитывается двое и более детей.

В соответствии с частями 1 и 7 ст. 3 указанного Федерального закона «Право на
дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ребенка (детей) имеющих гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от их места жительства:

-женщин, родивших второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения предыдущего ребенка, и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения второго, третьего ребенка или последующих детей…»

.

При таких обстоятельствах дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщины на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего и последующих детей.

В части 6 ст. 5 Закона указаны основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, среди этих оснований отсутствует такое основание как смерть одного из рожденных (усыновленных) женщиной детей.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В п. 3 Правил предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у граждан, указанных в п.п. «а-в» данного пункта. Согласно п. 5 Правил для получения сертификата на материнский (семейный) капитал должно быть подано заявление с приложением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей. В п. 7 Правил приведены аналогичные основания для отказа в выдаче сертификата, что и в ч. 6 ст. 5 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Из приведенных норм следует, что законодательство о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, имеет целью не только поддержать семьи, имеющие детей, но и стимулировать рождение женщиной двоих и более детей для решения демографической проблемы. Поэтому право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал связано не с фактическим осуществлением ухода за двумя и более детьми, а с рождением двух и более детей. Поэтому то обстоятельство, что один из рожденных ФИО3 детей умер, не является основанием для отказа в выдаче сертификата.

Из справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ формы №, видно, что отделом ЗАГС администрации <адрес> составлена запись акта о рождении у ФИО3 ребенка - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, умершего на первой неделе жизни ДД.ММ.ГГГГ

На основании ч.2 ст.20 Федерального закона РФ «О записи актов гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Принимая во внимание, что законом не предусмотрено получение свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, то документом, подтверждающим рождение первого ребенка, является справка о рождении формы №.

Из свидетельства о рождении, выданного отделом ЗАГС администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истица ДД.ММ.ГГГГ родила сына ФИО4.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Отдел Пенсионного фонда РФ по <адрес> неправомерно отказал ФИО3 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку для получения данного документа, подтверждающего право на дополнительную меру государственной поддержки, юридически значимым является только факт рождения детей, а ограничение права истицы в зависимости от времени жизни ребенка законом не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 г. №256-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.12.2008 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в данном случае право на материнский капитал предоставляется самой матери, а не ребенку, и право на него не зависит от срока жизни ребенка.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о признания незаконным отказа ОПФ РФ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение ГУ отдела Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ФИО3 признать незаконным.

Обязать ГУ отдел Пенсионного фонда РФ по <адрес> выдать ФИО3 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Взыскать с ГУ отдела пенсионного фонда по <адрес> госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей в доход государства.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Костромской областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Судиславский районный суд.

Председательствующий: Т.П. Григорьева

Решение вступило в законную силу 03.03.2010 года.