Дело № 2С-113/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Судиславль 12 мая 2011 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
с участием заместителя прокурора Судиславского района Виноградовой К.С.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> по организации уличного освещения по улице <адрес> незаконным и об обязании организовать уличное освещение на территории <адрес>),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Судиславского района обратился с указным иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка соблюдения законодательства в части, организации уличного освещения на территории <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства.
Постановлением от 01.07.2006 года № 25-1 главы администрации г.п.п. Судиславль в муниципальную собственность приняты улицы поселка протяженностью 27 000 м/п., в том числе улицы <адрес>.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.
Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования <адрес>, принятого решением Советом депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221.
Согласно требований п. 4.6. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
В бюджете 2011г. на «уличное освещение» предусмотрено 1 млн. рублей.
Обязанность по организации уличного освещения на территории <адрес> возложена на органы местного самоуправления <адрес>, которыми работа по организации уличного освещения <адрес> в полном объеме не проведена.
Так, в ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства на улице <адрес> отсутствует уличное освещение от перекрестка с улицей <адрес> до перекрестка с автодорогой «Кострома - Верхнее Спасское» (53км).
Недостаточное освещения в темное время суток создает предпосылки для совершения правонарушений, роста уличной преступности и количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам <адрес> в ночное время.
В связи с изложенным прокуратурой района реализовано право предоставленное ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.
Просит суд признать бездействие администрации <адрес> по организации уличного освещения по улице <адрес> незаконным.
Обязать администрацию <адрес> организовать уличное освещение по улице <адрес> от перекрестка с улицей <адрес> до перекрестка с автодорогой «Кострома-Верхнее Спасское» (53км).
В судебном заседании заместитель прокурора Виноградова К.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, уточнив, обязать ответчика провести указанные мероприятия в срок до 01 января 2012 года.
Представитель ответчика по доверенности Губин А.И. исковые требования, уточненные исковые требования признал, суду пояснил, что администрация <адрес> является балансодержателем улиц - проезжих частей <адрес>, в т.ч. переулка <адрес>, улицы <адрес>. На данных улицах в настоящее время отсутствует уличное освещение. В бюджете на 2011г. запланировано в строке расходов на уличное освещение 1 млн. рублей, в данную сумму входит также оплата за потребленную электроэнергию. По вышеуказанным улицам причиной отсутствия освещения является высокая дотационность бюджета <адрес>. В ближайшее время планируют организовать освещение на вышеуказанных улицах и перекрестке.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Постановлением от 01.07.2006 года № 25-1 главы администрации <адрес> в муниципальную собственность приняты улицы поселка, в том числе улицы <адрес>.
Как следует из объяснения главы администрации <адрес> Смирнова Ю.Н., на улицах <адрес>, входящих в границы поселения, не организовано уличное освещение в связи с отсутствием финансирования (л.д. 6).
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования <адрес>, принятого решением Советом депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч. 1 ст. 33 Устава администрация поселения исполнительно-распорядительный орган местного самоуправлении поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании ч. 3 ст. 12 Закона Костромской области от 24.04.2008 № 304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» ограды, фонари уличного освещения, опоры, трансформаторные подстанции, ворота жилых и промышленных зданий должны содержаться в технически исправном состоянии.
Освещение улиц, дорог и площадей территорий муниципальных образований выполняется светильниками, располагаемыми на опорах или тросах.
Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев следует устанавливать вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или применять тросовый подвес светильников.
Все системы уличного, дворового и других видов наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии.
Включение и отключение объектов наружного освещения должно осуществляться в соответствии с утвержденным графиком, согласованным с органами местного самоуправления муниципального образования, а установок световой информации - по решению владельцев.
Количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 10 процентов от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (ч.ч. 1, 5-8 ст. 13 ЗКО).
Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в обеспечении безопасности дорожного движения являются расходным обязательством муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.
Согласно требований п. 4.6. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
В судебном заседании установлено, что освещение на улице <адрес> отсутствует, договора на уличное освещение в указанных населенных пунктах не заключены.
Отсутствие уличного освещения на указанной улице создает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В связи с данным обстоятельством круг лиц, находящихся на территории улицы <адрес>, является неопределенным.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах суд не находит возможным взыскать с ответчика государственную пошлину.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации <адрес> по организации уличного освещения по улице <адрес> незаконным.
Обязать администрацию <адрес> организовать уличное освещение по улице <адрес> от перекрестка с улицей <адрес> до перекрестка с автодорогой «Кострома-Верхнее Спасское» (53км) в срок до 01 января 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд п. Судиславль в течение 10 дней.
Председательствующий судья С.Е. Затынин