Дело № 2С-178/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года п. Судиславль Судья Островского районного суда Костромской области Григорьева Т.П., при секретаре Михайловой Е.С., с участием помощника прокурора Судиславского района Клестовой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Судиславского района Костромской области к государственному образовательному учреждению дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» и Департаменту образования и науки Костромской области об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Судиславского района обратился в суд указав, что государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» (далее по тексту ГОУ ДОД «Следово») расположено по юридическому адресу: г. Кострома, ул. Березовая роща, д. 1. Фактически осуществляет деятельность в структурном подразделении (согласно положению п. 17 Устава) по адресу: Костромская область, Судиславский район, Калинковское почтовое отделение, Следово. 03.06.2011 года совместно с территориальным отделением надзорной деятельности Судиславского муниципального района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Костромской области (далее по тексту ТО НД) проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в ГОУ ДОД «Следово». О результатах проверки составлен акт. Согласно акта проверки от 03.06.2011г., в ГОУ ДОД «Следово» выявлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: - в учебном корпусе на путях эвакуации (общие коридоры, лестничные - двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из помещений (1-й этаж две двери внутренних тамбуров из здания; 2-й этаж дверь из холла на лестничный марш), что является нарушением п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. - ширина лестничного марша запасного выхода менее 1.2. м, что является нарушением п. 8.1.5 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; - ширина двери, ведущей на лестничный марш запасного выхода менее 1.2. м., что является нарушением п. 8.1.12 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Как следует из положений п. 1.1, 1.2 Свода, настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания). Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок). Таким образом, ГОУ ДОД «Следово» нарушены требования ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности", что в силу ст. 34 - ФЗ № 69-Фз влечет нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, т.е. создает опасность причинения вреда гражданам. В силу требований статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 38 вышеназванного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с п. 7 Устава ГОУ ДОД «Следово» (утв. 19.11.2008 г. директором департамента образования и науки), учредителем Центра является департамент образования и науки Костромской области. Согласно положений п. 2, 17 Устава, ГОУ ДОД «Следово» является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением, имеет структурное подразделение, расположенное по адресу: Костромская обл., Судиславский район, Калинковское почтовое отделение. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, иными нормативными правовыми актами. В силу положений п. 26 Устава, Центр несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования. Целью образовательного процесса ГОУ ДОД «Следово», согласно п. 19, п. 20 Устава является формирование системы образовательно-просветительской работы по эколого-биологическому и краеведческому направлениям. К основным задачам относится: создание условий для воспитания и развития духовных, творческих, интеллектуальных потребностей обучающихся в защите природной культуры среды; обучение экологической и биологической грамотности человека; укрепление здоровья обучающихся; организация совместной работы детей и взрослых по восстановлению памятника истории, природы и культуры «Следово»; организация летнего оздоровления детей: адаптация обучающихся в жизни в обществе; организация содержательного досуга обучающихся; создание системы эколого-биологической и краеведческой профильной и предпрофильной подготовки обучающихся области. При этом, как следует из положений п. 34 Устава, Центр организует работу с детьми в течение всего учебного года (проведение элективных курсов, экскурсий, занятий по избранным темам, тематических праздников, организация труда школьников и студентов по восстановлению и благоустройству усадьбы Следово). В силу п. 24 Устава, ГОУ ДОД «Следово» может оказывать платные дополнительные образовательные услуги: проведение занятий, кружков по различным направлениям биологии, краеведению в школах города или на базе Центра; проведение внеплановых обзорных экскурсий по территории Центра; платный прием в летний лагерь групп детей из других регионов Российской Федерации или из-за рубежа. Финансирование ГОУ ДОД «Следово» осуществляется, согласно положений п.п. 37, 38 Устава, из областного бюджета на основе нормативов Костромской области. Привлечение Центром дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов финансирования за счет средств Учредителя. Согласно положений п.п.. 46, 49 Устава, Центр вправе вести предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность, а именно: торговлю покупными товарами, оборудованием и продукцией, получаемой в ходе образовательной и хозяйственной деятельности; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигацией, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним. Центр получает доходы от добровольных пожертвований, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. В силу положения п. 43 Устава, Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Центр несет Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. На основании ч. 2 ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия. Невыполнение требований правил пожарной безопасности со стороны должностных лиц может повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей, в т.ч. несовершеннолетних, пользующихся услугами учреждения, повреждению имущества в результате пожара, негативно сказывается на антитеррористической защищенности помещения детского сада. ГОУ ДОД «Следово»» является учреждением с пребыванием несовершеннолетних лиц. Приказом № 1 от 01.06.2010 г. в ГОУ ДОД «Следово» организован профильный эколого-биологический лагерь «Следово» на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра «Следово» Костромской области с 07.06. по 13.082010г. Как показала проверка, аналогичный лагерь организован и в 2011 г.. Количество лиц, пребывающих в ГОУ ДОД «Следово», права которых на безопасность жизни и здоровья нарушены, не является постоянным и в силу различных причин может меняться, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. В связи с тем, что бездействие должностных лиц по устранению нарушений требований пожарной безопасности нарушают права неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, находящихся в ГОУ ДО, «Следово» и иных лиц, посещающих это учреждение, поэтому прокуроров предъявляется настоящее заявление в их интересах. Просит суд обязать государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в срок до 01.01.2012 года: в учебном корпусе на путях эвакуации (общие коридоры, лестничные марши) демонтировать декоротивно-отделочные материалы для стен и покрытий полов; выполнить открывание дверей на путях эвакуации по направлений выхода из помещений (первый этаж две двери внутренних тамбуров из здания; второй этаж дверь из холла на лестничный марш); - увеличить ширину лестничного марша запасного выхода до 1.2. м; - увеличить ширину двери, ведущей на лестничный марш запасного выхода до 1.2. м. Обязать Департамент образования и науки Костромской области произвести финансирование расходов государственного образовательною учреждения дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» на совершение вышеперечисленных действий в той части, в которой собственных денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения недостаточно. Помощник прокурора Судиславского района Клестова Ю.С. судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить, поскольку до настоящего времени нарушения не устранены. Надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, которые бы гарантировали охрану здоровья граждан, не созданы. Фактическая бездеятельность руководства может повлечь за собой трагические последствия в результате пожара. Представитель ответчика директор ГОУ ДОД ЭБЦ «Следово» Карвацкий Ю.П. исковые требования признал полностью. Суду пояснил, что здание, в котором выявлены правонарушения являются памятником архитектуры, любые конструктивные изменения необходимо согласовывать с Департаментом культурного наследия. В настоящее время проведение противопожарных мероприятий невозможно, поскольку на территории ГОУ ДОД «Следово» проходит летний отдых детей с круглосуточным пребыванием, в установленный срок до 01.01.2012 года все нарушения будут устранены. Представитель ответчика департамента образования и науки Костромской области Антонова М.О. исковые требования признала полностью. Суду пояснила, что финансирование на проведение противопожарных мероприятий будет произведено в течение 2011 года и к установленному сроку до 01.01.2012 года все нарушения будут устранены. Представитель ТО ГПН по Судиславскому району Репин А.А. суду пояснил, что 03.06.2011 года совместно с прокуратурой Судиславского района проводилась проверка соблюдения правил пожарной безопасности в ГОУ ДОД «Следово». Были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности о которых составлен акт проверки от 03.06.2011 года. До настоящего времени нарушения не устранены. Учитывая характер имеющихся нарушений, на их устранение потребуется определенное время. Не возражает против установления срока исполнения решения до 01.01.2012 года. Представитель третьего лица - Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области в судебное заседание не явился. Суду представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя, относительно исковых требований прокурора возражений не представилено. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему. Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту- Федеральный закон № 69-ФЗ) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти соответствующих нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно подпункту 1 пункта 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, названное Министерство (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены полномочия по изданию нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности. В силу ст.ст.37 и 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций. Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Как установлено в судебном заседании 03.06.2011 года прокуратурой Судиславского района совместно с территориальным отделением надзорной деятельности Судиславского муниципального района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Костромской области проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в ГОУ ДОД «Следово» и выявлены следующие нарушения: - в учебном корпусе на путях эвакуации (общие коридоры, лестничные - двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из помещений (1-й этаж две двери внутренних тамбуров из здания; 2-й этаж дверь из холла на лестничный марш), что является нарушением п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. - ширина лестничного марша запасного выхода менее 1.2. м, что является нарушением п. 8.1.5 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; - ширина двери, ведущей на лестничный марш запасного выхода менее 1.2. м., что является нарушением п. 8.1.12 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; Согласно 4.2.6. СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) (в ред. от 09.12.2010) (далее Свод правил), двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. В силу положений п. 8.1.5 Свода правил, ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м: 1,35 - для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел.; 1,2 - для остальных зданий; 0,9 - во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 чел. На основании п. 8.1.12 Свода правил, ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел. Как следует из положений п. 1.1, 1.2 Свода, настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания). Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок). Судом установлено, что учредителем Центра является департамент образования и науки Костромской области. ГОУ ДОД «Следово» является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением, имеет структурное подразделение, расположенное по адресу: Костромская обл., Судиславский район, Калинковское почтовое отделение. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, иными нормативными правовыми актами. В силу положений п. 26 Устава, Центр несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования. Центр организует работу с детьми в течение всего учебного года (проведение элективных курсов, экскурсий, занятий по избранным темам, тематических праздников, организация труда школьников и студентов по восстановлению и благоустройству усадьбы Следово). В силу п. 24 Устава, ГОУ ДОД «Следово» может оказывать платные дополнительные образовательные услуги: проведение занятий, кружков по различным направлениям биологии, краеведению в школах города или на базе Центра; проведение внеплановых обзорных экскурсий по территории Центра; платный прием в летний лагерь групп детей из других регионов Российской Федерации или из-за рубежа. Финансирование ГОУ ДОД «Следово» осуществляется, согласно положений п.п. 37, 38 Устава из областного бюджета на основе нормативов Костромской области. Привлечение Центром дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов финансирования за счет средств Учредителя. Согласно положений п.п.. 46, 49 Устава, Центр вправе вести предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность. Центр получает доходы от добровольных пожертвований, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Анализ исследованных по делу доказательств позволяет сделать вывод о бездействии должностных лиц в вопросе разработки и осуществления мер пожарной безопасности, что является основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ «Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований…». С ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой суд считает возможным снизить, исходя из имущественного положения плательщиков. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в срок до 01 января 2012 года, а именно: - в учебном корпусе на путях эвакуации (общие коридоры, лестничные марши) демонтировать декоративно-отделочные материалы для стен и покрытий полов; - выполнить открывание дверей на путях эвакуации по направлению выхода из помещений (первый этаж две двери внутренних тамбуров из здания; второй этаж дверь из холла на лестничный марш); - увеличить ширину лестничного марша запасного выхода до 1,2 метра; - увеличить ширину двери, ведущей на лестничный марш запасного выхода до 1,2 метра. Обязать Департамент образования и науки Костромской области произвести финансирование расходов государственного образовательною учреждения дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» на совершение вышеперечисленных действий в той части, в которой собственных денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения недостаточно. Взыскать с государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» и Департамента образования и науки Костромской области государственную пошлину в бюджет Судиславского муниципального района Костромской области по 100 рублей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский райсуд в течение 10 дней. Председательствующий: Т.П. Григорьева
марши) допускается применение декоративно-отделочных материалов для стен и покрытий полов с более высокой пожарной опасностью (для стен - КМ1, для полов - КМ2), что является нарушением Федерального закона № 123- ФЗ» технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г., ст. 134, п. 6, табл. 28;
Эвакуационные пути и выходы»;
марши) допускается применение декоративно-отделочных материалов для стен и покрытий полов с более высокой пожарной опасностью (для стен - КМ1, для полов - КМ2), что является нарушением Федерального закона № 123- ФЗ» технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г., ст. 134, п. 6, табл. 28;
Эвакуационные пути и выходы»;