Дело № 2С-220-2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Судиславль 15 декабря 2010 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
с участием прокурора <адрес> Краснова А.В., заместителя прокурора <адрес> Виноградовой К.С.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «РТКомм.РУ» и Муниципальному образовательному учреждению <адрес> <адрес> о возложении обязанностей по ограничению доступа к информации,
установил:
Прокурор <адрес> обратился с иском в суд, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «РТКомм.РУ» (далее ОАО «РТКомм.РУ») и Муниципальному образовательному учреждению <адрес> школа (далее МОУ <адрес>) об обязании ограничить доступ к ресурсам Интернет-сайта <данные изъяты> посредством добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса Интернет-сайта <данные изъяты>.
В судебном заседании прокурор Краснов А.В. и заместитель прокурора Виноградова К.С. исковые требования поддержали, дополнили и уточнили, прокурор Краснов А.В. суду пояснил, что прокуратурой <адрес> в порядке надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности проведен мониторинг Интернет-ресурсов, доступных пользователям, находящимся на территории <адрес>.
В ходе проверочных мероприятий установлен доступ к информационным материалам, признанных экстремистскими на основании ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон №114-ФЗ).
Проверка проводилась в здании Муниципального учреждения образования «<адрес>», расположенном по адресу <адрес> в кабинете № 18 (кабинет информатики и ИКТ) на служебном компьютере учителя информатики, имеющего доступ в сеть Интернет.
В кабинете № 18 МОУ «<адрес>» имеется 11 компьютеров, каждый из которых имеет доступ в сеть Интернет. В кабинете № 18 проводится 6 дней в неделю обучение учащихся образовательного учреждения со 2 по 11 классы по предмету «Информатика и ИКТ» в том числе с использованием сети Интернет.
Как установлено в ходе проверки, с компьютера имеется свободный доступ к сайту <данные изъяты> с возможностью ознакомления с информационными материалами сайта, а также возможностью тиражирования размещенных на сайте информационных материалов.
На Интернет-сайте <данные изъяты> размещена литература, которая признана в установленном Федеральным законом №114-ФЗ порядке экстремистской.
Ответчик «РТКомм.РУ», осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи, являясь Интернет-провайдером, на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что на Интернет-сайте <данные изъяты> информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещаются периодические издания журнала <данные изъяты> которые внесены в Федеральный список экстремистских материалов.
При проведении проверочных мероприятий установлено, что в разделе «Публикации» - «<данные изъяты>» Интернет - сайта <данные изъяты><данные изъяты> размещены отдельные статьи из периодических изданий журнала <данные изъяты> за апрель 2008 года и январь 2009г.
Журнал <данные изъяты> за апрель 2008 года, признан экстремистским материалом решением Горно-Алтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и внесен в Федеральный список экстремистских материалов.
Журнал <данные изъяты> за январь 2009 года, признан экстремистским материалом решением Горно-Алтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и внесен в Федеральный список экстремистских материалов.
Статьей 1 Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определены понятия экстремисткой деятельности и экстремистского материала.
В ходе проверки установлено, что на Интернет-сайте <данные изъяты> информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещаются отдельные статьи периодического издания журнала <данные изъяты> которые внесены в Федеральный список экстремистских материалов.
В силу ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
Обеспечение доступа к сети Интернет МОУ «<адрес>» осуществляется по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Государственный контракт), заключенному между ОАО «РТКомм.РУ» (Исполнитель) и Департаментом образования и науки <адрес> (Заказчик)
Согласно п. 2.1.1 Государственного контракта, Исполнитель обязуется не нарушать имущественные и неимущественные права Заказчика и других лиц.
На основании п.6.1.3. Государственного контракта Исполнитель с письменного уведомления Заказчика вправе привлечь к исполнению своих обязательств по государственному контракту других лиц - субисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п. по видам (содержанию) услуг, предусмотрены в задании на оказание услуг исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субисполнителя.
В Приложении №6 к Государственному контракту «Перечень образовательных учреждений, по которым оказываются услуги в соответствии с Заданием на оказание услуг, а также сроки оказания услуг» под №343 с обозначением 44 - <адрес>, поименована МОУ «<адрес>» <адрес> <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, вид связи - наземный, начало - ДД.ММ.ГГГГ, окончание - ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Приложения №1 к Государственному контракту, задание на оказание услуг - исполнитель по государственному контракту самостоятельно устанавливает сетевые экраны (фильтры), обеспечивающие возможность исключения доступа к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания обучающихся и обеспечивает возможность доступа к сетевым экранам (фильтрам) сервера (серверов) контентной фильтрации. Для организации подключения сетевых экранов исполнителя к централизованной системе контент - фильтрации исполнитель обеспечивает подключение сетевых экранов в BЧС «EDU+».
ОАО «РТКомм.РУ» (Принципал) на основании п. 6.1.3 Государственного контракта заключен агентский договор №-№ с ОАО «ЦентрТелеком» (Агент).
На основании п.1.1 указанного договора, Агент обязуется за вознаграждение Принципала … заключать, в случае выбора Пользователем, предложения Принципала, соответствующие государственные (муниципальные) контракты и договор на оказание услуг связи от имени Принципала и совершать иные действия от имени и за счет Принципала в рамках настоящего договора на территории ….Костромской области.
Из Устава ОАО «Центральная телекоммуникационная компания» следует, что одним из основных видов деятельности общества является: телерадиовещание, предоставление услуг телематических служб, в том числе Интернет.
Федеральной службой по надзору в сфере связи ОАО «РТКомм.РУ» ДД.ММ.ГГГГ была выдана лицензия №, на право предоставления телематических услуг связи.
ОАО «ЦентрТелеком» Федеральной службой по надзору в сфере связи ДД.ММ.ГГГГ была выдана лицензия №, на право предоставления телематических услуг связи.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ №3266-1), задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся (пп.1, 3 ч. 1 ст. 31 Закон РФ №3266-1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
МОУ «<адрес>» учреждена <адрес> (п.1.1 Устава МОУ «<адрес> <адрес>») (далее - Школа).
Основными задачами Школы является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, эстетического … развития личности учащихся.
В Школе, преподается предмет «Информатика и ИКТ», в том числе с использованием в учебном процессе возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно Регламента доступа общеобразовательных учреждений <адрес> в сеть «Интернет» (приложение к приказу Департамента образования и науки <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ №) в общеобразовательных учреждениях созданы «Точки доступа к ресурсам сети Интернет».
Приказом Департамента образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в общеобразовательных учреждениях внедрена система контентной фильтрации.
В настоящее время на компьютерах, используемых в учебном процессе, используется программа контентной фильтрации «NetPoliseSchool», установленная в мае 2010 года.
Данная программа, как установлено в ходе проверки, в полном объеме не запрещает доступ несовершеннолетних учащихся Школы к информации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе к информации, пропагандирующей национальную, классовую, социальную нетерпимость.
МОУ «<адрес>» технически имеет возможность самостоятельно (дополнительно) ограничить доступ к Интернет-сайтам, посредством контентной фильтрации.
Содержание информационных материалов на Интернет-сайте <данные изъяты> направлено на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать в зависимости от национальной и расовой принадлежности, поскольку отдельные статьи из периодического издания журнала <данные изъяты> признаны экстремистскими, в установленном Федеральным законом №114-ФЗ порядке.
В связи с тем, что доступ к Интернет - сайту: <данные изъяты>, размещенном в сети Интернет, имеет неопределенный круг лиц - учащиеся, педагоги МОУ «<адрес>», а их состав не является персонально устойчивым, прокурор предъявляет настоящее заявление в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц,
Кроме того, из содержания Приложение №6 к Государственному контракту следует, что ОАО «РТКомм.РУ» предоставляет телематические услуги связи и для других образовательных учреждений, находящихся на территории <адрес> <адрес>. Одновременно с этим, свободный доступ к экстремистским материалом, нарушает права Российской Федерации, т.к. посягают на ее целостной, подрыв национальной безопасности, в связи с чем, предъявляя настоящее исковое заявление, прокурор выступает также и в интересах Российской Федерации. Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Зашита прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации, применительно к выявленным прокуратурой <адрес> нарушениям, возможна возложением на Интернет-провайдера ОАО «РТКомм.РУ» обязанности ограничить доступ пользователям, находящимся на территории <адрес>, к Интернет-сайту <данные изъяты><данные изъяты> посредством добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса Интернет-сайта <данные изъяты>, а также возложением на МОУ «<адрес>» обязанности ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты>, посредством установки дополнительного контентного фильтра, блокирующего выход на Интернет-сайт <данные изъяты>, и (или) внесения изменений в настройки программы «NetPoliseSchool», обеспечивающих невозможность отображения информационных материалов Интернет-сайта <данные изъяты><данные изъяты>
ОАО «РТКомм.РУ» в материалы дела представлены письменные возражения, в которых указано, что ОАО «РТКомм.РУ» не является надлежащим ответчиком по делу, так как не обладает правами и обязанностями, которые позволили ли бы контролировать контент-фильтрацию применительно к информации, несовместимой с целями образования.
С учетом доводов, изложенных в письменных возражениях, поясняет следующее.
Применительно к рассматриваемому спору, речь идет об информации, размещенной в сети Интернет, которая является запрещенной Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и признанной таковой в соответствии с установленным указанным законом порядком (внесена в список экстремистских материалов, имеются решения суда о признании информации экстремисткой), кроме того, данная информация является несовместимой с целями образования.
С учетом того, что информация является запрещенной по двум различным критериям, исковые требования прокурора заявлены к двум ответчикам.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», квалифицировав информацию как несовместимую с целями и процессом образования (данная квалификация не отрицается ответчиком) предъявлены требования к МОУ «<адрес>» ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты>, посредством установки дополнительного контентного фильтра, блокирующего выход на Интернет-сайт <данные изъяты><данные изъяты> и (или) внесения изменений в настройки программы «NetPoliseSchool», обеспечивающих невозможность отображения информационных материалов Интернет-сайта <данные изъяты><данные изъяты>
ОАО «РТКомм.РУ» в части требований об ограничении доступа к информации на Интернет-сайте <данные изъяты> как несовместимой с целями и процессом образования не является ответчиком, что следует из текста искового заявления прокурора.
ОАО «РТКомм.РУ» является ответчиком по требованию об ограничении доступа информации на Интернет-сайте <данные изъяты> как информации, запрещенной в соответствии Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Необходимость предъявления требований к ОАО «РТКомм.РУ» ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты> посредством добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса Интернет-сайта <данные изъяты> обусловлен невозможностью защитить права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации путем предъявления исковых требований только к МОУ «<адрес>», так как из содержания государственного контракта №1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «РТКомм.РУ» и Департаментом образования и науки <адрес>, следует, что ОАО «РТКомм.РУ» предоставляет телематические услуги связи также другим образовательным учреждениям, расположенным на территории <адрес>.
Кроме того, из содержания лицензии ОАО «РТКомм.РУ» на предоставление телематических услуг связи не следует, что ответчик предоставляет услуги только образовательным учреждениям. У ответчика имеется также техническая и правовая возможность предоставить услуги и иным абонентам, расположенным (проживающим) на территории <адрес>, поэтому требования к ОАО «РТКомм.РУ» ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты> посредством добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса Интернет-сайта <данные изъяты> являются адекватным и допустимым способом защиты прав.
На основании изложенного, просят суд признать доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление прокурора <адрес> основанными на неправильном определении фактических обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения дела по существу, отклонив их как несостоятельные.
Технические возможности ограничить отдельные страницы нет, нужно закрывать весь сайт IP-адрес, так как в настоящее время по законодательству, постановление Правительства № 87 от 18.02.1985 г. «О передаче телематических сообщений», понимается передача факсовых сообщений и электронной почты, а доступ к сети Интернет в это понятие частично не входит. Это подтверждается лицензионными требованиями (лицензия № ОАО «РТКомм.РУ») п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № действительно блокируется связь туда и обратно.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, следовательно ОАО «РТКомм.РУ» не представлено доказательств того, что блокировка IP-адреса сайта <данные изъяты><данные изъяты> повлечет в будущем за собой нарушение прав третьих лиц.
В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Если способ защиты, выбранный по настоящему исковому заявлению окажется неэффективным, то будет выбран иной способ защиты, например, обращение с требованиями закрытия или блокировки доменного имени данного сайта, возможное исковое заявление не связанное по предмету и основанию в данном процессе. Блокировка IP-адреса указанного сайта, будет препятствовать дальнейшему распространению материалов экстремистского сайта.
Просит:
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «<адрес>» ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты><данные изъяты> посредством установки дополнительного контентного фильтра, блокирующего выход на Интернет-сайт <данные изъяты><данные изъяты> и (или) внесения изменений в настройки программы «NetPoliseSchool», обеспечивающих невозможность отображения информационных материалов Интернет-сайта <данные изъяты>
Обязать Открытое акционерное общество «РТКомм.РУ» ограничить доступ к ресурсам Интернет-сайта <данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
посредством добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса Интернет-сайта <данные изъяты><данные изъяты>
Представитель ответчика МОУ «<адрес>» Лебедева Л.Г. дополненные, уточненные исковые требования прокурора <адрес> признает в полном объеме, суду пояснила, что шесть дней в неделю в кабинете № 18 преподается предмет информатики. В кабинете 11 компьютеров, все имеют доступ в Интернет. В мае 2010 года установлен сетевой фильтр «NetfoliceSehool» в компьютере учителя, до этого была установлена другая программа. В основном все запрещенные сайты блокируются. В настоящее время устанавливается дополнительный контентный фильтр, начата установка программы на компьютеры, к которым имеют доступ учащиеся, для блокировки запрещенных сайтов.
Представитель ответчика ОАО «РТКомм.РУ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в деле имеется отзыв на исковое заявление, согласно которого ОАО «РТКомм.РУ» полагает, что не может являться ответчиком по данному делу по следующим основаниям:
1.ОАО «РТКомм.РУ» обеспечивает МОУ «<адрес>» круглосуточный доступ к информации сети Интернет, управляемого централизованной системой контент-фильтрации на основании Государственного контракта № 1 «На оказание услуг для государственных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ (далее «Контракт») заключенного между ОАО «РТКомм.РУ» и Департаментом образования и науки <адрес>.
Правоотношения по поводу оказания услуг связи согласно п. 1.1 Контракта возникли между ОАО «РТКомм.РУ» и Департаментом образования и науки <адрес>. МОУ «<адрес>» не является стороной по Контракту.
В соответствии с п. 1.1 Контракта ОАО «РТКомм.РУ» обязуется по заданию Департамента образования и науки костромской области выполнить работы (оказать услуги) по проекту «Обеспечения доступа к сети Интернет образовательным учреждениям в 2010 году, подключенным к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», проводимому в рамках мероприятия «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование», передать полученные при выполнении работа результаты и отчитаться об оказанных услугах в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Департамент образования и науки <адрес> согласно п. 1.2 Контракта обеспечивает плату надлежащим образом исполненных обязательств ОАО «РТКомм.РУ».
2.В соответствии с Разделом 2 «Задания на оказания услуг» (Приложение № 1 к Договору) ОАО «РТКомм.РУ» предоставляет образовательным учреждениям, в том числе МОУ «<адрес>» круглосуточный доступ к сети Интернет без ограничения трафика по организованным каналам связи через централизованную систему контент-фильтрации сети Интернет, несовместимой с целями образования.
Согласно разделу « «Задания на оказания услуг ОАО «РТКомм.РУ» самостоятельно устанавливает сетевые экраны (фильтры), обеспечивающие техническую возможность исключения доступа к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания обучающихся и обеспечивает возможность доступа к сетевым экранам (фильтрам) сервера (серверов) контентной фильтрации.
Установленные ОАО «РТКомм.РУ» сетевые экраны предназначены для практической реализации контентной фильтрации, правила которой определяет централизованной системой контент-фильтрации Интернет-трафика для целей предотвращения доступа к информации сети Интернет, несовместимой с целями образования (далее ЦСКФ). Сетевые экраны служат роль такого устройства, которое непосредственно открывает или закрывает доступ тем или иным информационным ресурсам сети Интернет по сигналам поступающим из ЦСКФ через виртуальную частную сеть «EDU+».
Осуществление контент-фильтрации организовано следующим образом: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) (Указом Президента РФ № 275 от 04.03.2010 г. функции Рособразования переданы Министерству образования и науки РФ) обладает ЦСКФ. ЦСКФ представляет собой программно-аппаратный комплекс (сервер с содержащейся на нем специализированной программой для ЭВМ и базами данных), подключенный к сети Интернет и осуществляющий функции:
-хранение и обновления сведений об информационных системах сети Интернет, содержащих информацию, несовместимую с целями образования (в виде IP-адресов соответствующих информационных систем);
-сравнения поступающих от образовательных учреждений запросов на доступ к информационным системам сети Интернет с хранящимися в этом комплексе IP-адресаvи информационных систем, содержащих информацию, несовместимую с целями образования;
-выдаче запрета на доступ, если IP-адрес, содержащихся в запросе на доступ, совпадает с одним из IP-адресов, хранящихся в базе данных комплекса;
-выдача разрешения на доступ, если IP-адрес, содержащийся в запросе на доступ не совпадает ни с одним из IP-адресов, хранящихся в базе данных комплекса.
Обязанность ОАО «РТКомм.РУ» в части «осуществления доступа к сети Интернет через централизованную систему контент-фильтрации Интернет-трафика для целей предотвращения доступа к информации сети Интернет, несовместимой с целями образования» организационно заключается в том, что каждый запрос образовательного учреждения на доступ к той или иной информационной системы в сети Интернет предварительно в автоматическом режиме направляется через сеть передачи данных ОАО «РТКомм.РУ» в ЦСКФ Министерства образования и науки РФ (далее Минобрнауки России). Только в том случае, если ЦСКФ Минобрнауки России выдаст разрешение на доступ к соответствующей информационной системе в сети Интернет, такой доступ образовательному учреждению также в автоматическом режиме будет предоставлен (станет возможным направление какой-либо информации с соответствующего сайта в сети Интернет на компьютер образовательного учреждения).
ЦСКФ Минобрнауки России организована в соответствии с протоколом совещания у Первого заместителя председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 23.06.2006г. №ДМ-П-45-50пр о необходимости исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания в образовательных учреждениях назначены ответственные за внедрение системы контентной фильтрации.
Обязанности должностных лиц Минобрнауки России, назначенных ответственными по данному вопросу, включают выполнение различных видов работ по организации внедрения системы контентной фильтрации в общеобразовательных учреждениях:
-доведение инструктивно-методических материалов до педагогического коллектива ОУ.
-разработка соответствующих планов и программ по становлению и развитию системы фильтрации в ОУ.
-обеспечение информирования профессионального педагогического сообщества о мероприятиях по внедрению и использованию средств фильтрации, исключающих доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания учащихся.
В 2008-2009 годах был произведен поэтапный перевод предоставления доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям РФ на региональное финансирование, при котором исполнительные органы субъектов РФ и муниципальные органы получали право самостоятельного выбора исполнителей для оказания упомянутых услуг связи.
С целью сохранения функционирования существующей ЦСКФ в интересах таких исполнительных органов субъектов РФ и муниципальных органов Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2007 года № 1447-р Минобрнауки России и Минкомсвязи России было поручено в 2007-2009 годах обеспечить внедрение и актуализацию системы исключении я доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся.
Во исполнение названного распоряжения Рособразование направило руководителям высших органов исполнительной власти РФ, осуществляющих управление в сфере образования письмо, которым предоставило «Технические требования к провайдерам для подключения образовательных учреждений к централизованной системе исключения доступа к Интернет-ресурсам, несоответствующим задачам воспитания и образования». В данных требованиях государственным и муниципальным заказчикам предлагалось, при формировании условий договоров с интернет-провайдерами предусматривать условия, при которых Интернет-трафик образовательных учреждений направляется через ЦСКФ. Одновременно в Требованиях указывались технические условия для подключения к оборудованию ЦСКФ.
ОАО «РТКомм.РУ» в соответствии с заключенным с Управлением образования и науки <адрес> подключило свою сеть передачи данных к ЦСКФ, как это изложено в вышеуказанных требованиях Рособразования. В течение всего срока исполнения Контракта ОАО «РТКомм.РУ» точно исполняло свои обязанности по обеспечению пользователю подключение к выделенной частной сети «Образование», организованной в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», и осуществляет гарантированный неограниченный широкополосный круглосуточный доступ к сети Интернет через централизованную систему контент-фильтрации Интернет-трафика для целей предотвращения доступа к информации сети Интернет, несовместимой с целями образования.
Это подтверждается показаниями оборудования связи ОАО «РТКомм.РУ», учитывающего объем трафика, вызванного запросами МОУ «<адрес>» на доступ к информационным ресурсам сети Интернет в ЦСКФ в сентябре 2010 года. так за полный сентябрь месяц данным оборудованием ОАО «РТКомм.РУ» было зафиксировано 33839 обращений к Интернет-ресурсам, из которых системой ЦСКФ было заблокировано 1141 обращений к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся. 22 сентября 2010 года, в день проведения прокуратурой проверки в МОУ <адрес>, ЦСКФ из 2964 обращений к Интернет-ресурсам было заблокировано 148 обращений МОУ <адрес> к информационным ресурсам сети Интернет, несовместимых с целями образования.
Перечисленные факты доказывают, что ОАО «РТКомм.РУ» в качестве исполнителя по Контракту с Департаментом образования и науки полностью исполняет свои обязанности по обеспечению доступа к сети Интернет образовательных учреждений <адрес> подключению к выделенной частной сети «Образование», организованной в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» через централизованную систему контент-фильтрации Интернет-трафика для целей предотвращения доступа к информации сети Интернет, несовместимой с целями образования.
ОАО «РТКомм.РУ» не обязано непосредственно осуществлять контент-фильтрацию, ни по условиям Контракта с Департаментом образования и науки <адрес>, ни на основании какого-либо иного правового акта.
Централизованная система контент-фильтрации интернет-трафика для целей предотвращения доступа к информации сети Интернет, несовместимой с целями образования принадлежит Минобрнауки России, т.е. состоит в федеральной собственности. ОАО «РТКомм.РУ» не является для Минобрнауки России заказчиком в связи с функционированием ЦСКФ. ОАО «РТКомм.РУ» не состоит с Минобрнауки России в отношениях соисполнительства по данному вопросу. ОАО «РТКомм.РУ» не обладает и иными правами либо обязанностями, которые позволили бы ему каким-либо образом контролировать политику контент-фильтрации, реализуемую ЦСКФ Минобрнауки России.
Тот факт, что прокуратурой <адрес> выявлены нарушения прав обучающихся в МОУ <адрес>, заключающихся в возможности получить в МОУ <адрес> доступ через Интернет к информации, несовместимой с целями образования, может свидетельствовать только о недостатках ЦСКФ Минобрнауки России, но не о недостатках исполнения ОАО «РТКомм.РУ» своих обязанностей по Контракту.
Интернет сайт <данные изъяты> не является собственностью ОАО «РТКомм.РУ» и ОАО «РТКомм.РУ» не размещала данный сайт на своих ресурсах. Прокуратурой <адрес> не определен список IP-адресов блокируемого Интернет-сайта. Специалисты ОАО «РТКомм.РУ» имеют возможность определить IP-адрес ресурса <данные изъяты> и заблокировать его. Однако, владелец указанного Интернет-ресурса может поменять IP-адрес, если обнаружит блокировку. Отследить этот процесс невозможно. Средством маршрутизирующего оборудования можно заблокировать либо весь сервер по адресу <данные изъяты>, либо отдельные сервисы на нем. В результате такой блокировки недоступными могут оказаться другие сайты (например, виртуальный хостинг, расположенный на это же сервере), содержание которых не является экстремистским. Такие действия могут привести к нарушению прав третьих лиц (пользователей сети и добросовестных владельцев ресурсов, не содержащих экстремистские материалы) и, как следствие этого, к возможному предъявлению с их стороны требований об устранении этих нарушений и возмещению убытков. Кроме того, прокуратурой <адрес> не установлен срок такой блокировки IP-адреса.
Просит в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать и рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель третьего лица ОАО «Центральная телекоммуникационная компания» в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя. Согласно представленного отзыва, ОАО «ЦентрТелеком» считает, что ОАО «РТКомм.РУ» обеспечивает МОУ «<адрес>» круглосуточный доступ к информации сети Интернет, управляемого централизованной системой контент-фильтрации на основании государственного контракта, заключенного между ОАО «РТКомм.РУ» и Департаментом образования и науки <адрес>.
ОАО «РТКомм.РУ» не обязано осуществлять контент-филтьрацию ни по условиям Контракта, ни на основании какого-либо иного правового акта.
Централизованная система контент-фильтрации Интернет-трафика для целей предотвращения доступа к информации сети Интернет, несовместимой с целями образования принадлежит Минобрнауки России, с которым ОАО «РТКомм.РУ» не состоит в отношениях соисполнительства. ОАО «ЦентрТелеком» не находит достаточных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> Комлев Р.С. в судебном заседании пояснил, что все общеобразовательные учреждения <адрес> и <адрес> (в том числе и МОУ «<адрес>») подключены к сети Интернет по приоритетному национальному проекту «Образование». В рамках данного проекта, с целью защиты учащихся образовательных учреждений от противоправного и агрессивного контента разработана федеральная Система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся РФ (СИД).
В концепции СИД предусмотрена двухуровневая система фильтрации. На уровне оператора связи (ОАО «РТКомм.РУ»), предоставляющего Интернет в школы, установлено ограничение к ресурсам, запрещенным законодательством Российской Федерации.
На уровне общеобразовательных учреждениях защита обеспечивается, входящим в централизованную поставку стандартным (базовым) пакетом программного обеспечения, в состав которого входит система контентной фильтрации с полным пакетом методического и технического сопровождения.
Техническая поддержка системы контентной фильтрации осуществляется через портал «Образование <адрес>» <адрес> областного института повышения квалификации работников образования.
Для блокировки сайтов необходимо либо корректно (с использованием технической поддержки) настроить фильтр контентной фильтрации в самом общеобразовательном учреждении, либо обратится к оператору связи ОАО «РТКомм.РУ» в рамках ПНП «образования» для установления блокировки для всех ОУ. Кроме фильтров предоставляемых ОУ в рамках ПНП «Образование» существует возможность обратится к оператору связи ОАО «РТКомм.РУ» в качестве абонентов и согласно п. 29в правил оказания телематических услуг связи (доступ к сети Интернет) провайдер обязан заблокировать доступ к материалам по указанным пользователем Интернет адресам. Не возражает против заявленных исковых требований, уточненных и дополненных исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки <адрес> Рябкова Е.Л., в судебном заседании пояснила, что в апреле 2010 года поступило поручение Министерства образования и науки РФ об осуществлении контент-фильтрации в общеобразовательных учреждениях. В качестве основного Интернет-фильтра департамент предлагает использовать Интернет Цензор - Интернет-фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов. В основе программы лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит уникальные вручную проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома и обихода фильтрации. Интернет Цензор может использоваться как в домашних условиях, так и в организациях - образовательных учреждениях, библиотеках, музеях, Интернет-кафе и других местах, где возможно предоставление несовершеннолетним доступа в Интернет. Интернет Цензор можно скачать бесплатно для использования по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> На этом же сайте обеспечена техническая поддержка фильтра. Департамент образования направил адрес сайта в общеобразовательные учреждения области. Каждая школа сама устанавливает фильтры и формирует «белый список».
Не возражает против заявленных исковых требований, уточненных и дополненных исковых требованиях.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Российской Федерации в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще, представлено ходатайство, из которого следует, что третье лицо не возражает против заявленных исковых требований, уточненных и дополненных, просят дело рассмотреть без их участия.
Свидетель Зайцева Т.Е. в судебном заседании пояснила, что работает учителем математики и информатики в МОУ «<адрес> <адрес>». В школе два кабинета информатики, в которых занимаются дети с 1 по 11 классы, имеется возможность подключения к сети Интернет. Выход в Интернет осуществляется учениками на уроках и после уроков только под руководством учителя. Ими было получено письмо из Департамента образования, в соответствии с которым школа должна была установить фильтр (программу) «Netfolice Sehool», скачав его с указанного сайта. Фильтр - это программа, которая фильтрует всю информацию, которая несовместимая с образовательным процессом. Эта программа была установлена в июне 2010 года. Как установлено в ходе проверки, с компьютера имеется свободный доступ к сайту <данные изъяты> с возможностью ознакомления с информационными материалами сайта, а также возможностью тиражирования размещенных на сайте информационных материалов. Обнаружено, что установленный фильтр пропускает эту информацию. МОУ «<адрес>» в ноябре месяце 2010 года обратилась по данному вопросу в инженерную службу, которая обеспечивает работу фильтра при Департаменте образования, но ответа еще не получено.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
В Российской Федерации не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст. 29 Конституции РФ). Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в общем виде, они дают определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы.
Федеральный законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» определил, что на территории России запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности, которые обозначены в ст. 1 данного Закона.
К подобным материалам относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные п. 1 ст. 1 Закона;
в) любые иные материалы (в том числе анонимные), содержащие признаки экстремистской деятельности.
Статья 12 Закона имеет прямое отношение к противодействию подобной деятельности в электронной среде Интернета. Она устанавливает прямой запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований установленных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Пунктом 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В частности статьей 282 УК РФ установлена уголовная ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
Статьей 9 названного федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 указанного Закона предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
При этом освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности как одной из форм государственного принуждения, состоящей во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, и, направленной на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности.
В судебном заседании установлено, что ОАО «РТКомм.РУ» осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи (Интернет-провайдер) на территории <адрес> в соответствии с лицензией № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой лицензиат обеспечивает доступ к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.
Прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», проведенным мониторингом выявлены Интернет-ресурсы:
<данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты><данные изъяты>
на которых имеются в свободном доступе для ознакомления и тиражирования журнал «<данные изъяты>!».
Данный журнал в соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» признан экстремистским материалом.
На сайте <данные изъяты><данные изъяты> размещены периодические издания журнала <данные изъяты> внесенные решением Горно-Алтайского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный список экстремистских материалов и запрещен для тиражирования и просмотра на территории Российской Федерации на основании ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности».
Данные обстоятельства дела подтверждаются: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.12-16), НТМL-страницами (л.д.17-40).
Из изложенного следует, что проведенная прокуратурой проверка показала, что Интернет-провайдер в лице ответчика ОАО «РТКомм.РУ» не обеспечивает должным образом безопасность пользователей в глобальной сети. Жители <адрес> <адрес> имеют свободный доступ к сайту экстремистской направленности (<данные изъяты><данные изъяты> который пропагандирует и направлен на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать в зависимости от национальной и расовой принадлежности, поскольку отдельные статьи из периодического издания журнала «<данные изъяты> признаны экстремистскими, в установленном Федеральным законом №114-ФЗ порядке.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком суду не представлено.
В силу требований статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Суд приходит к выводу, что обеспечение доступа к информации направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.
Суд делает вывод о том, что Интернет-провайдер в лице ОАО «РТКомм.РУ» не обеспечивает должным образом безопасность пользователей в глобальной сети. Жители <адрес> имеют свободный доступ к сайту экстремистской направленности, который пропагандирует и направлен на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет ресурсам, указанным в заявлении прокурора <адрес> должен быть ограничен.
Ответчик Муниципальное образовательное учреждение <адрес> школа с исковыми требованиями, уточненными и дополненными исковыми требованиями согласно в полном объеме.
Доводы представителя ответчика ОАО «РТКомм.РУ» о том, что они не обязаны непосредственно осуществлять контент-фильтрацию, указанный в заявлении истца сайт не является их собственностью, истцом не определен список IP-адресов блокирующего Интернет-сайта, истцом не установлен срок блокировки указанного сайта, не могут быть приняты судом, поскольку противоречат вышеуказанным нормам.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности иска и считает необходимым его удовлетворить.
Суд считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство ответчика МОУ <адрес> о снижении взыскиваемой с нее государственной пошлины до <данные изъяты> рублей в связи с отсутствием достаточного материального финансирования.
Учитывая, что требования истца подлежат удовлетворению, а последний в силу требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты госпошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК, госпошлина подлежит взысканию с ответчиков ОАО «РТКомм.РУ» и МОУ «<адрес>» в местный бюджет на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «РТКомм.РУ» и Муниципальному образовательному учреждению «<адрес> школа» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «РТКомм.РУ» ограничить доступ к ресурсам Интернет-сайта <данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
посредством добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адреса Интернет-сайта <данные изъяты><данные изъяты>
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «<адрес> школа» ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты><данные изъяты> посредством установки дополнительного контентного фильтра, блокирующего выход на Интернет-сайт <данные изъяты><данные изъяты> и (или) внесения изменений в настройки программы «NetPoliseSchool», обеспечивающих невозможность отображения информационных материалов Интернет-сайта <данные изъяты>
Взыскать с открытого акционерного общества «РТКомм.РУ» и Муниципального образовательного учреждения «<адрес> <адрес> школа» госпошлину в доход бюджета <адрес>:
- с открытого акционерного общества «РТКомм.РУ» - <данные изъяты>;
- с Муниципального образовательного учреждения «<адрес> школа» - <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд п. Судиславль в течение 10 дней.
Председательствующий: Затынин С.Е.