Дело № 2С-45-2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Судиславль 29 марта 2011 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
с участием помощника прокурора Судиславского района Клестовой Ю.С.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий Администрации <адрес> по непринятию организационно-хозяйственных мер к созданию запасов топлива до начала отопительного сезона 2010-2011 гг., об обязании Администрации <адрес> принять организационно-хозяйственные меры к созданию запасов топлива, необходимые для завершения прохождения отопительного сезона 2010-2011гг.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Судиславского района <адрес> обратился с иском в суд, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий Администрации <адрес> по непринятию организационно-хозяйственных мер к созданию запасов топлива до начала отопительного сезона 2010-2011гг., не обеспечения бесперебойного и качественного теплоснабжения потребителей на территории <адрес> сельского поселения,
об обязании Администрации <адрес> принять организационно-хозяйственные меры к созданию запасов топлива, необходимые для завершения прохождения отопительного сезона 2010-2011гг. в размере 2176 тонн каменного угля и обеспечении надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих на территории <адрес> сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Клестова Ю.С. исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего предоставление коммунальных услуг, в части создания органами местного самоуправления <адрес> сельского поселения -администрацией <адрес> (далее Администрация) нормативных запасов топлива для обеспечения населения <адрес> сельского поселения бесперебойным и качественным теплоснабжением.
В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности администрации, выразившиеся в неисполнении требований п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом.
Аналогичные нормы закреплены в ст. 7 Устава муниципального образования <адрес>, принятого Советом депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что администрацией в результате бездействия, выразившегося в неисполнении возложенных 131-ФЗ полномочий по решению вопросов местного значения, не созданы нормативные запасы топлива - каменного угля, необходимые для теплоснабжения населения <адрес> сельского поселения топливом.
Согласно ч. 1 ст. 6 от 27.07.2010г. № 190-ФЗ Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и осуществление контроля за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
На основании п. 2.6.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09. 2003г. № 179 (зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 15.10. 2003г. № 5176) (далее Правила) целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В соответствие с п. Правил 2.6.10. готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно пп. а. п 2. 6. 13 Правил в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным: осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, создание минимального запаса топлива законодательством строго обязательно.
Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О начале отопительного сезона 2010 - 2011гг. в <адрес>» установлен момент начала отопительного сезона на объектах социальной сферы - 25 сентября 2008г., в жилищном фонде - с 01 октября 2010 г.
Таким образом, обеспечение нормативных запасов топлива - угля - должно было быть обеспечено администрацией до 01 октября 2010 г., что не было сделано в полном объеме.
Администрацией в целях обеспечения населения качественным и бесперебойным теплоснабжением заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку каменного угля на отопительный период 2010-2011 годов для муниципальных заказчиков <адрес> (далее - контракт) с ООО «Татнефть-Архангельск» в объеме 2725 тонн.
Получателем закупленного каменного угля согласно контракту определена теплоснабжающая организация - МУП «Коммунсервис» <адрес> сельского поселения.
Согласно п. 7.3 контракта, споры по настоящему контракту рассматриваются в Арбитражном суде Костромской области.
Во исполнение названного контракта между МУП «Коммунсервис» и ООО «Татнефть-Архангельск» был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку топлива на объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в объеме 2 725 тонн.
Согласно информации, полученной от главного инженера МУП «Коммунсервис» <адрес> сельского поселения И. потребность теплоснабжающей организации в твердом топливе (угле) на отопительный период 2010-2011г.г. составляет 2 700 тонн.
Согласно графика поставки каменного угля на отопительный период 2010-2011, который является неотъемлемой частью контракта, поставка угля в полном объеме должна быть осуществлена в декабре 2010 года.
На ДД.ММ.ГГГГ в нарушении графика поставки каменного угля на отопительный период 2010-2011г.г. ООО «Татнефть-Архангельск» не поставлено 2 176 тонн каменного угля по заключенному контракту.
Таким образом, нормативный запас твердого топлива в <адрес> фактически на текущую дату не создан ни до начала отопительного периода, ни в период его прохождения.
Согласно пунктов 14 и 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. N 307 должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного сезона в жилых помещениях не ниже +18С (в угловых комнатах + 20С).
Вместе с тем, в ряде населенных пунктах <адрес> сельского поселения - <адрес> - из-за нарушения сроков поставки твердого топлива (каменного угля) температура в жилых помещениях многоквартирных домов, подключенных к системе централизованного отопления в период с 14.02.2011 года по 21.02.2011 года не поднималась выше 14°С, минимальная температура жилых помещений в указанный период составила 10°С, что подтверждается объяснениями, полученными с граждан, проживающих в многоквартирных домах вышеуказанных населенных пунктах Судиславского сельского поселения и фототаблицами.
Согласно данным, полученным по результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ проведенным прокуратурой района совместно с филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» температура в жилых помещениях жилых домов по адресам: <адрес> не превышала 16,2 и 17,3 °С соответственно, что не соответствует СанПин 2.1.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что подтверждается протоколами измерения микроклимата №, 8 от ДД.ММ.ГГГГ и пунктам 14 и 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного сезона в жилых помещениях не ниже +18С (в угловых комнатах + 20С).
Согласно объяснений граждан, проживающих в <адрес> сельского поселения в квартирах которых проводились замеры температуры: в период с 14 февраля по 25 февраля текущего года температура не повышалась выше 16°С, в указанный период самая низкая температура составила 10°С.
Согласно температурного графика, представленного ДД.ММ.ГГГГ теплотехником МУП «Коммунсервис» С. температура сетевой воды на выводе из котельной в <адрес> при температуре наружного воздуха от -ЮС до -15С должна составлять от +52С до +55С соответственно.
По результатам обследования котельной в <адрес> температура сетевой воды на выходе из котельной составила +38С.
По данным гидрометеослужбы службы температура наружного воздуха в близь находящемся муниципальному образованию к <адрес> сельскому поселению - городскому округу <адрес> составила от -13С до -15С.
Таким образом, поддерживаемая температура сетевой воды на выходе из котельной ДД.ММ.ГГГГ не обеспечивает бесперебойное круглосуточное отопление в жилых помещениях не ниже +18С (в угловых комнатах + 20С), что и подтвердилась в результате обследования жилых помещений.
Также в результате бездействия администрации нарушаются права воспитанников и работников МДОУ «Колокольчик» на безопасные условия труда, быта, отдыха, воспитания и обучения в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 10.03. 1999 № 52-ФЗ и ФЗ «Об образовании».
Из объяснений директора МУП «Коммунсервис» <адрес> сельского поселения С., полученных ДД.ММ.ГГГГ, следует, что МУП «Коммунсервис» является теплоснабжающей организацией, поставляет тепловую энергию для целей отопления жилого фонда в <адрес> муниципального района. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у МУП «Коммунсервис» имеется 50 тонн угля. До конца отопительного сезона потребность теплоснабжающей организации в твердом топливе (угле) составляет не менее 1 500 тонн. МУП «Коммунсервис» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены претензии в адрес ООО «Татнефть - Архангельск» с требованием обеспечить поставку каменного угля в заказанных объемах. Ответов на претензии не поступало. В настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ) температура теплоносителя на выходе из котельной составляет около 43°С, что не обеспечивает бесперебойное круглосуточное отопление в жилых помещениях не ниже +18С (в угловых комнатах + 20С). В связи с тем, что поставщик не исполняет свои обязательства согласно условий заключенного контракта, а именно не осуществляют своевременную поставку топлива, котельные отапливаются дровами, что не позволяет обеспечить необходимую температуру теплоносителя на выходе и надлежащую поставку тепловой энергии для целей отопления жилого фонда.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Бездействие администрации <адрес> сельского поселения, выразившееся в неисполнении возложенных 131 - ФЗ полномочий по решению вопросов местного значения, а именно - не обеспечение бесперебойного и качественного теплоснабжения вследствие не создания нормативных запасов топлива (каменного угля) до начала отопительного сезона 2010-2011г.г., влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение качественной коммунальной услуги - отопление жилых помещений.
Администрацией, как муниципальным заказчиком по контракту, до настоящего времени не проводится какая-либо претензионная работа, различные способы защиты гражданских прав администрацией, в том числе, направление искового заявления в отношении поставщика твердого топлива - ООО «Татнефть-Архангельск» об обязании исполнить принятые обязательства по контракту и договору №-у от ДД.ММ.ГГГГ на поставку топлива на объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, не используются.
Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области теплоснабжения может создать угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жизни, здоровью граждан.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - Закон), прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Согласно п. 3 ст. 35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Количество лиц, пребывающих в социальных учреждениях, в.т.ч. <адрес> сельского поселения (МДОУ «Колокольчик»), проживающих в многоквартирных домах, отапливаемых от централизованной системы отопления в <адрес>, права которых на безопасность жизни и здоровья нарушены, не является постоянным и в силу различных причин может меняться, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.
Просит:
1. Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в неисполнении требований п. 4 ч.1 ст.14 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ, в части не создания нормативных запасов топлива (каменного угля) до начала отопительного сезона 2010- 2011г, не обеспечения бесперебойного и качественного теплоснабжения потребителей на территории Судиславского сельского поселения.
2. Обязать администрацию <адрес> сельского поселения принять организационно-хозяйственные меры к созданию запасов топлива, необходимые для завершения прохождения отопительного сезона 2010-2011г. в размере 2 176 тонн каменного угля и обеспечение надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих на территории <адрес> сельского поселения.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, Ш. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признал в полном объеме, суду пояснил, что договор на поставку угля был заключен в <адрес> через Департамент ЖКХ с ООО «Татнефть-Архангельск». От общего объема угля, которые должны были получить, получено лишь 20-30%. Посылали претензионное письмо, однако ответа до сих пор нет.
Представитель третьего лица МУП «Коммунсервис» И. суду пояснил, что с момента проведения прокуратурой проверки на сегодняшний день угля не поступило ни одной тонны. В связи с этим температурный режим по нормативам поддерживать не могут.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010г. «О теплоснабжении» К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 179 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003г. № 5176) Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В соответствии с п. 2.6.10 данных Правил Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади.
В соответствии с пп.а п. 2.6.13 Правил В летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно п.п. 14, 15 раздела IV Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного сезона в жилых помещениях не ниже +18С (в угловых комнатах +20С).
В соответствии с Муниципальным контрактом на поставку каменного угля на отопительный сезон 2010-2011гг. для муниципальных заказчиков <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Татнефть-Архангельск» и <адрес> сельским поселением <адрес> заключен контракт на поставку каменного угля в объеме 2725 тонн.
Согласно графика поставки каменного угля на отопительный период 2010-2011 гг., который является неотъемлемой частью контракта, поставка угля в полном объеме должна быть осуществлена в декабре 2010 года (л.д. 5-10).
Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О начале отопительного сезона 2010-2011гг. в <адрес>» установлен момент начала отопительного сезона на объектах социальной сферы - 25 сентября 2010 года, в жилищном фонде - с 1 октября 2010 года.
Таким образом, обеспечение нормативных запасов каменного угля, должно было быть обеспечено Администрацией <адрес> сельского поселения до 01 октября 2010 года, что не было сделано в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что Администрацией <адрес> сельского поселения в целях обеспечения населения качественным и бесперебойным теплоснабжением заключен муниципальный контракт №-у от ДД.ММ.ГГГГ на поставку каменного угля на отопительный период 2010-2011 годов для муниципальных заказчиков <адрес> с ООО «Татнефть-Архангельск» в объеме 2725 тонн. Получателем закупленного каменного угля согласно контракту определена теплоснабжающая организация - МУП «Коммунсервис» <адрес> сельского поселения. Однако на ДД.ММ.ГГГГ в нарушении графика поставки каменного угля на отопительный период 2010-2011 гг., ООО «Татнефть-Архангельск» не поставлено 2176 тонн каменного угля по заключенному контракту. Нормативный запас твердого топлива в <адрес> ни до начала отопительного периода, ни в период его прохождения создан не был. Администрацией как муниципальным заказчиком по контракту, не проводится какая-либо претензионная работа, а также различные способы защиты гражданских прав Администрацией не используются.
О данных нарушениях администрации <адрес> сельского поселения <адрес> было известно, однако реально ничего не выполнено.
Учитывая тяжелое финансовое положение ответчика суд считает возможным снизить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействия Администрации <адрес> по непринятию организационно-хозяйственных мер к созданию запасов топлива до начала отопительного сезона 2010-2011 гг., незаконным.
Обязать Администрацию <адрес> принять организационно-хозяйственные меры к созданию запасов топлива, необходимые для завершения прохождения отопительного сезона 2010-2011г. в размере 2 176 тонн каменного угля и обеспечение надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих на территории <адрес> сельского поселения.
Взыскать с Администрации <адрес> госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд п. Судиславль в течение 10 дней.
Председательствующий: Затынин С.Е.