Дело № 2-381/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при секретаре Баковой В.И.,
с участием помощника прокурора Исакогорского района г.Архангельска Домашней Т.В.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Эльбрус» Боевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске
гражданское дело
по иску прокурора Исакогорского района г.Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Эльбрус» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, обосновав свои требования тем, что общество с ограниченной ответственностью «Эльбрус» (далее - ООО «Эльбрус») является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является оптовая торговля лесоматериалами, дополнительным видом деятельности является: розничная торговля лесоматериалами, предоставление услуг в области лесозаготовки, распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, производство шпона, фанеры, плит, панелей и др. Общество расположено на земельном участке общей площадью 4801 кв.м., находится и зарегистрировано по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес>, дом <адрес>, строение <адрес>. На указанной территории ООО «Эльбрус» находится сушильный комплекс на древесных отходах СКВК-24 с энергетической установкой АГТУ-120; здание склада площадью 883,9 кв.м., где установлено оборудование (ленточно-пильный станок МГ-6200, деревообрабатывающие станки: строгальный Р/230, торцовочный). В ходе плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области, установлено, что ООО «Эльбрус» эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (энергетическую установку сжигания древесных отходов марки АГТУ-120 с дымовой трубой высотой 9 метров, деревообрабатывающий торцовочный станок, станок для заточки пил) без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По результатам проверки ответчику было выдано предписание получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в срок до 01 декабря 2009 года. Однако в установленный предписанием срок разрешение не было получено, выявленные нарушения не устранены, в связи с чем ООО «Эльбрус» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района установлено, что по состоянию на июль 2010 года разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Эльбрус» не получено. Отсутствие указанного разрешения создает угрозу причинения вреда природным ресурсам, атмосферному воздуху. В связи с этим просил обязать ответчика в срок до 1 января 2011 года получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Эльбрус» Боева И.Н., не оспаривая предъявленные требования, не согласилась со сроками устранения нарушений, поскольку для этого требуется более длительный срок и до 1 января 2011 года невозможно будет исполнить предъявленные требования.
Третье лицо Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, попросив рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности и планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.1 ст.11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании разрешения, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые объёмы выбросов и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов утверждён постановлением Правительства Российской федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
Из п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, следует, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, как документа, регулирующего выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которое может быть предоставлено только при соблюдении условий по охране атмосферного воздуха и окружающей среды, создаёт угрозу причинения вреда природным ресурсам, атмосферному воздуху.
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ООО «Эльбрус» является оптовая торговля лесоматериалами, дополнительным видом деятельности является: розничная торговля лесоматериалами, предоставление услуг в области лесозаготовки, распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, производство шпона, фанеры, плит, панелей и др. Общество расположено на земельном участке общей площадью 4801 кв.м., находится и зарегистрировано по адресу: г. Архангельск, ул. <адрес>, дом <адрес>, строение <адрес>. При этом на указанной территории находится сушильный комплекс на древесных отходах СКВК-24 с энергетической установкой АГТУ-120; здание склада площадью 883,9 кв.м., где установлено оборудование (ленточно-пильный станок МГ-6200, деревообрабатывающие станки: строгальный Р/230, торцовочный). 9 декабря 2008 года в ходе плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области, установлено, что ООО «Эльбрус» эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (энергетическую установку сжигания древесных отходов марки АГТУ-120 с дымовой трубой высотой 9 метров, деревообрабатывающий торцовочный станок, станок для заточки пил) без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По результатам проверки ответчику было выдано предписание в срок до 01 декабря 2009 года получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Однако в установленный предписанием срок разрешение не было получено, выявленные нарушения не устранены, в связи с чем ООО «Эльбрус» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района установлено, что по состоянию на июль 2010 года разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Эльбрус» также не получено.
Изложенное подтверждается объяснениями сторон, а также сведениями, содержащимися в Уставе ООО «Эльбрус» (л.д.6-17), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.17-20), паспорте энергетической установки сжигания древесных отходов (л.д.25-30), объяснениях генерального директора ООО «Эльбрус» (л.д.38), описании территории ООО «Эльбрус» (л.д.39), сообщениях Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области от 09.06.2010, 22.07.2010 (л.д.40, 41, 44), сообщении Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.06.2010 (л.д.42, 43), объяснениях по иску Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области (л.д.48), акте-предписании № 16-18/08-130 от 09.12.2008 (л.д.70-76), постановлении о назначении административного наказания от 27.01.2010 (л.д.85).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что производственная деятельность ООО «Эльбрус» по адресу: г.Архангельск, ул.<адрес>, д.<адрес>, осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, что создает реальную угрозу причинения вреда природным ресурсам, атмосферному воздуху, что, в свою очередь, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Исходя из изложенного, требования прокурора Исакогорского района г.Архангельска к ООО «Эльбрус», заявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, обоснованны и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая длительность процедуры получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, суд полагает возможным установить срок получения указанного разрешения до 31 марта 2011 года.
Кроме того, согласно ст.103 ГПК РФ, ст.33319 Налогового кодекса РФ с ООО «Эльбрус» подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Исакогорского района г.Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Эльбрус» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эльбрус» в срок до 31 марта 2011 года получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, расположенным по адресу: г.Архангельск, ул.<адрес>, д.<адрес>, строение <адрес>
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эльбрус» в доход бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На решение в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба и принесено представление в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г.Архангельска.
Председательствующий Е.С. Костылева