понуждение к включению жилого помещения в реестр федерального имущества и заключению договора приватизации



Дело № 2-373/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 года г.Архангельск

Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе:

председательствующего судьи Костылевой Е.С.,

при секретаре Черняевой А.А.,

с участием истицы Губановой Ж.П. и её представителя адвоката Ротькина А.В.,

представителя третьего лица Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ Гарькавенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Губановой Жанетты Петровны к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Архангельской области о понуждении к включению жилого помещения в реестр федерального имущества и заключению договора приватизации,

у с т а н о в и л:

Губанова Ж.П. обратилась в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Архангельской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Архангельской области) о понуждении ответчика к включению квартиры № № дома № № корп.№ по ул.<адрес> в г.Архангельске в реестр федерального имущества и заключению договора приватизации указанной квартиры, обосновав требования тем, что является нанимателем спорного жилья, занимает его на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Намереваясь приватизировать квартиру, обратилась в ТУ Росимущества в Архангельской области, но в заключении договора приватизации было отказано из-за отсутствия объекта - квартиры - в реестре федерального имущества.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковое требование, попросив обязанность по заключению с нею договора приватизации возложить на Министерство обороны РФ (л.д.41-42).

К участию в деле судом в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ (далее по тексту - Минобороны РФ), в качестве третьего лица - Архангельская квартирно-эксплуатационная часть 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ (далее - Архангельская КЭЧ).

В судебном заседании истица Губанова Ж.П. и её представитель Ротькин А.В. поддержали исковое требование, указав при этом, что спорная квартира расположена в одном из трёх жилых домов, расположенных рядом с войсковой частью, расформированной в настоящее время. Данный городок не обладает признаками закрытого военного городка, т.к. он не является отдельным, обособленным, не имеет системы пропусков, вокруг его территории отсутствуют какие-либо ограждения, в домах проживают граждане, не являющиеся военнослужащими, в настоящее время дома передаются на обслуживание ООО «<данные изъяты>».

Ответчик - ТУ Росимущества в Архангельской области - о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, попросив рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве с иском не согласился, указав, что не является надлежащим ответчиком, так как полномочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляет Минобороны РФ (л.д.22).

Ответчик - Минобороны РФ - о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, своего представителя в суд не направил. Возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица - Архангельской КЭЧ - Гарькавенко Е.И. с исковыми требованиями не согласилась, поскольку спорная квартира расположена в закрытом военном городке, приватизация таких жилых помещений запрещена законом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что жилой дом № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельске расположен в военном городке № № г.Архангельска (л.д.47).

На основании ордера № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Архангельского района Ленинградского военного округа Министерства обороны СССР ФИО1 на семью из четырех человек, включая Губанову Ж.П., ФИО2., ФИО3, было предоставлено жилое помещение - квартира № № в доме № № по ул.<адрес> в г.Архангельске (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ в лице войсковой части № и Губановой Ж.П. заключён договор социального найма, по которому истице на основании ордера № № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена в пользование квартира № № в доме № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельске (л.д.9-10).

До настоящего времени истица постоянно проживает в указанном жилом помещении.

В письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области от 20 января 2010 года сообщается, что квартира № №, расположенная в доме № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельске, в реестре федерального имущества не числится, в реестре федерального имущества числится жилой дом, закреплённый на праве оперативного управления за ГУ «Архангельская КЭЧ» (л.д.12).

По сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 6 сентября 2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на квартиру № № в доме № № корпус № по ул.<адрес> в г. Архангельске отсутствуют (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ Архангельская КЭЧ дала согласие Губановой Ж.П. на приватизацию спорной квартиры (л.д.11), однако впоследствии в связи с включением дома в состав закрытого военного городка признало указанное согласие недействительным (л.д.45).

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, в том числе данными в письменном виде и в предыдущих судебных заседаниях (л.д.22, 29-30, 39, 43-44, 54-58), показаниями свидетелей ФИО4 ФИО5., ФИО6., а также сведениями, содержащимися в поквартирной карточке на квартиру № № дома № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельске (л.д.8), кадастровом и техническом паспорте на квартиру № № дома № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельске (л.д.13-15).

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее по тексту решения - Закон) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде... на условиях социального найма, вправе … приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно ст.4 Закона… не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р утверждён Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности России.

Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 N 1330-р «О внесении изменений и дополнений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» в указанный перечень закрытых военных городков включён городок № в г.Архангельске, в который входит, в том числе и дом № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельске, где расположена спорная квартира (л.д.47-48).

В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

Вместе с тем, отсутствие в военном городке на ул.<адрес> г.Архангельска пропускного режима и ограждения, равно как и обслуживание данного жилфонда ООО «<данные изъяты>» не свидетельствует о том, что этот городок не является отдельным и обособленным, поскольку по смыслу вышеприведённых положений Закона… целью наделения закрытых военных городков особым статусом является закрепление за военным ведомством создаваемого им жилого фонда для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами, жилыми помещениями в целях поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности воинских частей и подразделений, а не установление особого режима в целях сохранения военной и государственной тайны.

Отсутствие пропусков и ограждения свидетельствует в данном случае лишь о невыполнении своих обязанностей должностными лицами войсковой части, а не об отсутствии у городка статуса закрытого.

Передача жилфонда в управление ООО «<данные изъяты>» также не подтверждает отсутствие статуса закрытого военного городка, так как указанный статус не устанавливает обязанности войсковой части (или ФБУ Минобороны РФ) самостоятельно без привлечения иных лиц обслуживать жилфонд.

Проживание в закрытом военном городке лиц, не являющихся военнослужащими, также не свидетельствует об отсутствии у комплекса домов статуса закрытого военного городка, поскольку указанные лица могут быть переселены из закрытого военного городка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

В связи с изложенным, так как спорная квартира не подлежит приватизации, требование об обязании пройти процедуру учета федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" удовлетворению также не подлежит в силу следующего.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности.

По смыслу указанной нормы способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.

Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Однако реализация этого права возможна в том случае, если неисполнением обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо, нарушены права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося с иском, и целью предъявленного иска является защита этих интересов.

В рассматриваемом случае бездействие Минобороны РФ не нарушает прав истицы как владельца спорного жилого помещения по договору социального найма и не создает препятствий в реализации ею прав нанимателя. При этом приватизации, как указано выше (для чего и необходимо было включить квартиру в реестр федерального имущества), спорное жилое помещение не подлежит. Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю данное требование не относится к способам защиты нарушенного права, предусмотренным ст.12 ГК РФ.

На основании изложенного иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Губановой Жанетте Петровне в удовлетворении исковых требований к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Архангельской области и Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к включению квартиры № № в доме № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельска в реестр федерального имущества и заключению договора приватизации на квартиру № № в доме № № корпус № по ул.<адрес> в г.Архангельска отказать.

Решение суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельском областном путём подачи кассационной жалобы через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Председательствующий Е.С. Костылева