об обязании исполнить комплекс мер



Дело № 2-81/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011года г.Архангельск

Исакогорский районный суд г.Архангельска

в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Исакогорского района г.Архангельска Бородиной Н.И.,

представителя ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ******» - Ермолиной И.В.,

при секретаре Черняевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело

по заявлению прокурора Исакогорского района г. Архангельска в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад ******» об обязании исполнить в полном объёме комплекс мер,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, обосновав свои требования тем, что муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад ******» (далее - МДОУ «Детский сад ******») не исполнен ряд санитарно-эпидемиологических требований и требований правил пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г.Архангельска.

В судебном заседании прокурор иск поддержал, попросив обязать ответчика выполнить следующие действия в здании детского сада, расположенном по адресу: <адрес>

- обеспечить открывание двери на пути эвакуации со второго этажа (выход на лестничную клетку, рядом с медицинским кабинетом) по направлению выхода из здания;

- осуществить монтаж электрических сетей, электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (на первом этаже здания в помещении раздевалки демонтировать электророзетку, отсутствующую в проектной документации на здание);

- устранить при эксплуатации действующих электроустановок размещение (складирование) у электрощитов горючих материалов (в тепловом узле);

- устранить использование технического помещения для организации мастерской, а также хранения других предметов (в тепловом узле устранить размещение слесарной мастерской, сушку белья);

- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов устранить загромождение эвакуационного пути (в объёме лестничного марша на лестничной площадке между 1 и 2 этажом убрать подставки с цветами);

- остеклить окна чердака;

- в спальных помещениях групп № 1 «******», № 2 «******», № 4 «******», в игровых групп № 3 «******», № 5 «******», раздевальной группы № 5 «******» устранить дефекты поверхности пола (щели, отверстия в линолеуме);

- создать условия для сушки верхней одежды и обуви детей - в раздевальной группы №1 «******» - 5 шкафов оборудовать сушильными устройствами, в раздевальной группы № 4 «******» - 10 шкафов оборудовать сушильными устройствами, в раздевальной группы №5 «******» - 5 шкафов оборудовать сушильными устройствами;

- нанести маркировку на детские стулья в игровой группы № 1 «******»;

- для контроля за температурой воздуха в спальном помещении группы № 5 «******» установить бытовой термометр;

- нанести маркировку ярким цветом уборочного инвентаря для туалета (тряпка для мытья полов) в группе № 4 «******».

Кроме того, просил обязать ответчика в срок до 1 сентября 2011 года оборудовать отопительные приборы во всех группах регулируемыми кранами.

В судебном заседании представитель ответчика МДОУ «Детский сад ******» с иском согласилась, пояснив, что весь комплекс мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности учреждением выполнен, нарушения санитарно-эпидемиологических требований устранены - за исключением требования об оборудовании отопительных приборов регулируемыми кранами, поскольку данные работы невозможно провести в отопительный период, они запланированы на август 2011 года, когда детский сад будет закрыт на ремонт.

Ответчик - Муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г.Архангельска - о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, попросив рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве с иском не согласился, ссылаясь на то, что муниципальное образование «Город Архангельск» не является надлежащим ответчиком, поскольку МДОУ «Детский сад ******» самостоятельно несёт ответственность обязанности по своим обязательствам (л.д.146-147).

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В силу ст.20 названного Закона требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности являются обязательными к исполнению.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:….использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Согласно пункту 44 ППБ 01-03 окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.

В соответствии с пунктом 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Пунктом 53 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

Согласно пункту 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Пунктом 60 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается:….размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

В силу ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Статьей 32 Закона РФ от 10 июля 1992года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; а также за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу ст.51 Закона РФ от 10 июля 1992года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях определены Постановлением Главного государственного санитарного врача № 91 от 22 июля 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Согласно п. 5.5. СанПин 2.4.1.2660-10 полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса - плотно пригнанным к стенам и полу, предусматривающими влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В соответствии с п. 6.2. СанПин 2.4.1.2660-10 в раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

В силу п. 6.6. СанПин 2.4.1.2660-10 стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которая должна быть промаркирована.

Согласно п. 8.3. СанПин 2.4.1.2660-10 для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

В соответствии с п. 18.9. СанПин 2.4.1.2660-10 уборочный инвентарь для туалета маркируют ярким цветом и хранят в туалетной комнате в специальном шкафу.

Как установлено в судебном заседании, МДОУ «Детский дом ******» расположено по адресу: <адрес>. Указанное здание принадлежит данному учреждению на праве оперативного управления.

В 2010 году в ходе проверки эксплуатации здания был выявлен ряд нарушений требований СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» и Правил пожарной безопасности 01-03, а именно:

- в нарушение п. 52 ППБ 01-03 дверь на пути эвакуации со второго этажа (выход на лестничную клетку рядом с медицинским кабинетом) открывается не по направлению выхода из здания;

- в нарушение п. 57 ППБ 01-03 монтаж электрических сетей, электроустановок осуществлён не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (на первом этаже здания в помещении раздевалки установлена электророзетка, проводка выполнена открытым способом, данная розетка отсутствует в проектной документации на здание);

- в нарушение п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок допущено размещение (складирование) у электрощитов горючих материалов (в тепловом узле);

- в нарушение п. 40 ППБ 01-03 в здании допущено использование технического помещения для организации мастерской, а также хранения других предметов (в тепловом узле допущено размещение слесарной мастерской, сушка белья);

- в нарушение п.53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допущено загромождение эвакуационного пути (в объёме лестничного марша установлены на лестничной площадке между 1 и 2 этажом установлены подставки с цветами);

- в нарушение п.44 ППБ 01-03 окна чердака не остеклены;

- в нарушение п. 5.5 СанПин 2.4.1.2660-10 в спальных помещениях групп № 1 «******», № 2 «******», № 4 «******», в игровых групп № 3 «******», № 5 «******», раздевальной группы № 5 «******» имеются дефекты поверхности пола (щели, отверстия в линолеуме);

- в нарушение п.6.2 СанПин 2.4.1.2660-10 не созданы условия для сушки верхней одежды и обуви детей: в раздевальной группы № 1 «******» - 5 шкафов не оборудованы сушильными устройствами, в раздевальной группы № 4 «******» - 10 шкафов не оборудованы сушильными устройствами, в раздевальной группы №5 «******» - 5 шкафов не оборудованы сушильными устройствами;

- в нарушение п. 6.6 СанПин 2.4.1.2660-10 отсутствует маркировка на детских стульях в игровой группы № 1 «******»;

- в нарушение 8.3 СанПин 2.4.1.2660-10 отопительные приборы во всех группах не оборудованы регулируемыми кранами;

- в нарушение п.8.11 СанПин 2.4.1.2660-10 для контроля за температурой воздуха в спальном помещении группы № 5 «******» отсутствует бытовой термометр;

- в нарушение п.18.9 СанПин 2.4.1.2660-10 отсутствует маркировка ярким цветом уборочного инвентаря для туалета (тряпки для мытья полов) в группе № 4 «******».

На 10 февраля 2011 года нарушения требований пожарной безопасности устранены в полном объёме (л.д.132), нарушения требований СанПиНа 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» не устранены.

Изложенное подтверждается объяснениями сторон, а также сведениями, содержащимися в исковом заявлении прокуратуры Исакогорского района г.Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц и отзыве на него (л.д.3-7, 129-130, 146-147), заявлении И. от 10 декабря 2010 года (л.д.9-11), ответе директора департамента городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ года №*** на запрос прокуратуры (л.д.18), объяснительной записке заведующего МДОУ «Детский сад ******» (л.д.19), постановлении №*** о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.46-57), распоряжении Управления Роспотребнадзора от 8 ДД.ММ.ГГГГ года №*** (л.д.48-49), акте проверки Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ года №*** (л.д.50-57), предписании Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.59), протоколе об административном правонарушении по ст. 6.7 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.69), санитарно-эпидемиологическим заключении от ДД.ММ.ГГГГ года №*** Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (л.д.74), протоколе №*** измерений метеорологических факторов от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.75), свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.77), уставе МДОУ «Детский сад ******» (л.д.79-96), акте проверки ОГПН Исакогорского и Цигломенского округов г. Архангельска от 13 ДД.ММ.ГГГГ года №*** (л.д.97), письме начальника Отдела надзорной деятельности Исакогорского и Цигломенского округов г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года №*** прокурору Исакогорского района г.Архангельска (л.д.98-99), свидетельстве о государственной аккредитации МДОУ «Детский сад ******» от ДД.ММ.ГГГГ года №*** (л.д.100), санитарно-эпидемиологическом заключении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ года №*** (л.д.101), лицензии МДОУ «Детский сад ******» на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.102), правилах внутреннего трудового распорядка МДОУ «Детский сад ******» (л.д.103-116), сообщении Отдела государственного пожарного надзора Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.132), фотографиях (л.д.136-137), сообщении Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.144-145), сообщении МДОУ «Детский сад ******» в прокуратуру Исакогорского района г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений (л.д.148-150).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что ответчиком МДОУ «Детский сад ******» здание, расположенное по адресу: <адрес>, эксплуатируется с нарушением требований перечисленных выше санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Этим создана угроза жизни и здоровью неопределённого круга лиц - детей-воспитанников и работников МДОУ «Детский сад ******». Поэтому требования прокурора к МДОУ «Детский сад ******», заявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, в части понуждения ответчика к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм обоснованны и подлежат удовлетворению.

Оснований для удовлетворения требований прокурора в части понуждения МДОУ «Детский сад ******» к исполнению комплекса мер пожарной безопасности в настоящее время не имеется, поскольку указанные нарушения устранены ответчиком добровольно.

Муниципальное образование «Город Архангельск» не является носителем спорных обязанностей, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска к данному ответчику.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредителем образовательного учреждения могут быть органы местного самоуправления. Учредителем МДОУ «Детский сад ******», согласно п.1.4. Устава МДОУ является муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г.Архангельска…Отдельные функции Учредителя осуществляют отраслевые (функциональные) органы мэрии г.Архангельска и должностные лица в соответствии с их компетенцией.

Исходя из ч.1 ст.39 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Согласно п.1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Как видно из п.п. 6.1, 6.3, 6.5 Устава МДОУ «Детский сад ******», департамент муниципального имущества мэрии г.Архангельска закрепляет объекты муниципальной собственности за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, обязано эффективно его использовать, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния.

С учетом изложенного непосредственная обязанность совершить определенные действия, необходимые для приведения здания детского сада в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, лежит на образовательном учреждении.

На основании изложенного в удовлетворении иска к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии г.Архангельска следует отказать.

Согласно ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с МДОУ «Детский сад ******» следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Исакогорского района г.Архангельска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад ******» удовлетворить частично.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ******» в здании детского сада, расположенном по адресу: <адрес>, выполнить следующие действия:

1. в спальных помещениях групп № 1 «******», № 2 «******», № 4 «******», в игровых групп № 3 «******», № 5 «******», раздевальной группы №5 «******» устранить дефекты поверхности пола (щели, отверстия в линолеуме),

2. создать условия для сушки верхней одежды и обуви детей в раздевальной группы № 1 «******» - оборудовать 5 шкафов сушильными устройствами, в раздевальной группы № 4 «******» - оборудовать 10 шкафов сушильными устройствами, в раздевальной группы № 5 «******» - оборудовать 5 шкафов сушильными устройствами,

3. промаркировать детские стулья в игровой группы № 1 «******»,

4. установить в спальном помещении группы № 5 «******» бытовой термометр,

5. промаркировать ярким цветом уборочный инвентарь для туалета (тряпку для мытья полов) в группе № 4 «******».

Указанные действия совершить в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Кроме того, обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ******» в здании детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 1 сентября 2011 года оборудовать отопительные приборы во всех группах регулируемыми кранами.

В удовлетворении остальной части иска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад ******» прокурору Исакогорского района г.Архангельска отказать.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ******» в доход бюджета государственную пошлину 2000 рублей.

Прокурору Исакогорского района г.Архангельска в иске к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено представление в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Председательствующий (подпись) Е.С.Костылева

Верно: судья Е.С. Костылева