Дело № 2-416/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С., с участием заявителя Григорьевой М.И. и её представителя Соболева Г.А., представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - Карпова Н.С., при секретаре Черняевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по жалобе Григорьевой М.И. об оспаривании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, у с т а н о в и л : Григорьева М.И. обратилась в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что 15 октября 2010 года, проходя гражданскую государственную службу, была поставлена на учёт для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. 18 марта 2011 года приказом Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту - УФНС России по АО и НАО) была снята с указанного учёта в связи с наличием в собственности проживающего с ней отца жилого помещения. С данным приказом не согласна, поскольку Правила предоставления федеральным государственным служащим единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, утверждённые постановлением правительства РФ от 27 января 2009 года № 63 (далее по тексту - Правила), не содержат запрета на постановку на учёт служащего при наличии у членов его семьи в собственности жилых помещений, равно как и не содержат оснований для снятия с учёта. При этом с момента постановки на учёт до снятия с учёта основания для постановки на учёт у неё (заявителя) не изменились. Просила признать приказ №*** от 18 марта 2011 года в части снятия с учёта для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Григорьевой М.И. незаконным. В судебном заседании заявитель Григорьева М.И. и её представитель Соболев Г.А. заявленные требования поддержали, пояснив дополнительно, что Минздравсоцразвития РФ не вправе толковать постановление правительства России, поэтому разъяснения данного министерства от 15 марта 2011 года, которым руководствовалось заинтересованное лицо при принятии оспариваемого приказа, не подлежат применению. Указанные разъяснения, кроме того, не зарегистрированы Министерством Юстиции России, поэтому не имеют юридической силы. В оспариваемом приказе - в нарушение п.29 Порядка формирования и работы комиссий для рассмотрения вопросов предоставления служащим единовременной субсидии на приобретение жилья, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2009 № 143н - не указано основание, по которому заявитель снята с учёта, при этом п.п. «г» п.19 Правил предусмотрено снятие служащего с учёта при выявлении сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных при постановке на учёт документах. Такого несоответствия в отношении заявителя выявлено не было, поэтому данный пункт не подлежит применению. Просят учесть, что буквальное толкование Правил (без разъяснений Минздравсоцразвития РФ) не позволяет сделать вывод о том, что заявитель должна быть снята с учёта, из содержания Правил не следует, что должны учитываться жилые помещения, имеющиеся в собственности. Законных оснований для пересмотра дела заявителя не имелось, так как уточнение и проверка сведений проводится раз в год, год с момента постановки заявителя на учёт не прошёл, оснований для пересмотра данных не имелось. Представитель заинтересованного лица - УФНС России по АО и НАО - Карпов Н.С. с заявлением не согласился, пояснив, что заявитель была поставлена на учёт по п.п. «д» п.2 Правил, как гражданский служащий, проживающий в коммунальной квартире. В соответствии с п.9 Правил определение уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в наличии у гражданского служащего и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Размер субсидии определяется как разница между нормативом общей площади жилого помещения и суммарной площадью всех жилых помещений, занимаемых и принадлежащих гражданскому служащему и членам его семьи. Поскольку исключением из этого правила является постановка на учёт служащего, проживающего в коммунальной квартире, подразумевается, что у него и членов его семьи не имеется других жилых помещений, иное толкование означало бы применение дифференцированного подхода в целях реализации права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, что недопустимо. Поскольку у совместно проживающего с Григорьевой М.И. отца имеется в собственности однокомнатная квартира, заявитель была снята с учёта нуждающихся в получении субсидии, при этом данное обстоятельство не препятствует постановке заявителя на учёт по другим основаниям при наличии таковых. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.п. «д» п.2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Из п.9 указанных Правил следует, что при наличии у гражданского служащего и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений. Согласно п.п. «г» п.19 Правил гражданский служащий снимается с учёта для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учёт для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учёт). В случае если гражданский служащий имеет жилые помещения (п.27), принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчёта размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения определяется как разница между нормативом общей площади жилого помещения с учётом положений пунктов 22 и 23 настоящих Правил и общей площадью жилых помещений, принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в подпунктах "в", "г", "д" и "ж" пункта 2 настоящих Правил. В судебном заседании установлено, что Григорьева М.И. была принята в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Архангельску на государственную гражданскую службу ДД.ММ.ГГГГ на должность специалиста 1 категории, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность специалиста 1 разряда, где продолжает проходить службу по настоящее время (л.д.33-36). С 1997 года Григорьева М.И. проживает в коммунальной квартире №*** дома №*** по ул.***** в г.Архангельске, где вместе с семьей - Г. (отцом), Н. (сыном), Н. (супругом) занимает комнаты №*** и №*** общей площадью ***** кв.м., жилой площадью ***** кв.м. 15 мая 2009 года заявителем заключён договор социального найма №*** на указанное жилое помещение (л.д.18-23). Григорьеву И.Н. на праве собственности с 26 декабря 2008 года принадлежит однокомнатная квартира №*** в доме №*** по пр.***** в г.Архангельске (л.д.52). 6 октября 2010 года Григорьева М.И. обратилась к руководителю УФНС России по АО и НАО с заявлением о постановке её на учёт для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по п.п. «д» п.2 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.01.2009 № 63 (л.д.31-32). 14 октября 2010 года Подкомиссией для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения УФНС России по АО и НАО принято решение (л.д.10), утверждённое приказом и.о.руководителя УФНС России по АО и НАО от 15 октября 2010 года № 15-02/007 (л.д.11), о постановке Григорьевой М.И. на учёт для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по п.п. «д» п.2 Правил. Распоряжением председателя Комиссии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Федеральной налоговой службы России от 28 января 2011 года территориальным подкомиссиям предписано с 1 февраля 2011 года начать проведение сверки данных, занесённых в ФИР «Жилищные субсидии», а также проверку правильности оснований постановки гражданских служащих на учёт, сверку проводить в строго установленные сроки (л.д.57-58). При этом УФНС России по АО и НАО срок установлен - с 1 по 31 марта 2011 года (л.д.59-60). 17 марта 2011 года подкомиссией для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения УФНС России по АО и НАО принято решение (л.д.14-15), утверждённое приказом руководителя УФНС России по АО и НАО от 18 марта 2011 года №***, о снятии Григорьевой М.И. с учёта федеральных государственных гражданских служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по п.п. «г» п.19 Правил (л.д.16). Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя Григорьевой М.И. и её представителя Соболева Г.А., представителя заинтересованного лица Карпова Н.С., а также сведениями, содержащимися в заявлении и отзыве на него (л.д.6-7, 29-30), выписках из протоколов заседания Подкомиссии УФНС России по АО и НАО от 14 октября 2010 года и от 17 марта 2011 года (л.д.10, 54-55, 14-15, 61-62), выписках из приказов руководителя УФНС России по АО и НАО от 15 октября 2010 года и от 18 марта 2011 года (л.д.11, 56, 16, 63), справке Подкомиссии УФНС России по АО и НАО (л.д.13, 53), договоре социального найма комнат №*** и №*** в квартире №*** дома №*** по ул.***** в г.Архангельске, карточке квартиросъемщика и поквартирной карточке на указанное жилое помещение (л.д.18-23, 44-49, 39, 40), выписке из трудовой книжки Григорьевой М.И. (л.д.33-36), свидетельстве о заключении брака Григорьевой М.И. и Н. (л.д.37), свидетельстве о рождении Н. (л.д.38), справке с места жительства Григорьевой М.И. (л.д.41), справках с места работы Н. и Г. (л.д.42, 43), сообщениях Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д.49-52), заявлении Григорьевой М.И. от 24 февраля 2011 года об отсутствии изменений в персональных данных с момента постановки на учёт для получения субсидии (л.д.66). Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что оспариваемый заявителем приказ №*** от 18 марта 2011 года в части снятия Григорьевой М.И. с учёта для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения принят руководителем УФНС России по АО и НАО в соответствии с законом и в пределах его полномочий, при этом права и свободы заявителя нарушены не были. Доводы заявителя и её представителя судом не могут быть приняты, поскольку в оспариваемом приказе указано основание для снятия заявителя с учёта - п.п. «г» п.19 Правил (л.д.16, 63). Указанный пункт применён в рассматриваемом случае правомерно, поскольку предусматривает снятие гражданского служащего с учёта для получения единовременной выплаты, в том числе, в случае предоставления гражданским служащим сведений, даже и соответствующих действительности, однако свидетельствующих об отсутствии у него права на постановку на учёт. Мнение представителя заявителя о том, что только в случае несоответствия действительности представленных гражданским служащим сведений возможно снятие с учёта, основано на неправильном толковании данного пункта. Проверка сведений гражданских служащих, состоящих на учёте, проведена Подкомиссией в соответствии с п.17 Порядка формирования и работы комиссий для рассмотрения вопросов предоставления служащим единовременной субсидии на приобретение жилья, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2009 № 143н, устанавливающего, что такая проверка проводится в сроки, устанавливаемые председателем Комиссии, в рассматриваемом случае проверка должна была быть проведена в срок с 1 по 31 марта 2011 года, что и было сделано Подкомиссией. Разъяснения Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 года № 17-4/434 (л.д.64-65) по применению Правил, которыми руководствовалась Подкомиссия, принимая решение о снятии заявителя с учёта, даны указанным Министерством в соответствии с постановлением правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которым утверждены Правила, и в котором (п.5) указано на полномочия Минздравсоцразвития России давать разъяснения по применению Правил, утверждённых данным постановлением. Суд не принимает довод представителя заявителя Соболева Г.А. о том, что поскольку разъяснения не зарегистрированы в Министерстве юстиции России, они не подлежат применению, поскольку в соответствии с п.9 и п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» официальному опубликованию и государственной регистрации подлежат только нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Разъяснение Минздравсоцразвития России, которым руководствовалось УФНС России по АО и НАО, к нормативному акту не относится, является актом толкования права, а именно - положений Правил, следовательно, регистрации в Министерства Юстиции России не подлежит. Довод представителя заявителя о том, что при буквальном толковании (без учёта Разъяснений…) положений Правил, а именно - п.п. «д» п.2 - следует, что постановка на учёт служащего, проживающего в коммунальной квартире, не зависит от того, имеются ли в собственности или по договору социального найма у служащего или членов его семьи другие жилые помещения, поскольку в данном пункте указано, что на учёт служащий ставится независимо от размеров занимаемого жилого помещения, судом не может быть принят в силу следующего. Из системного анализа положений Правил постановки государственных служащих на учёт для предоставления субсидии для приобретения жилья, следует, что на учёт имеют право встать госслужащие, проживающие в коммунальной квартире независимо от занимаемой площади. Данное положение означает, что государственный служащий ставится на учёт независимо от площади (как жилой, так и общей), занимаемой именно в коммунальной квартире. Как следует из разъяснений Минздравсоцразвития РФ от 15 марта 2011 года, государственный служащий может быть поставлен на учёт по данному основанию при отсутствии у него и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи других жилых помещений в собственности. Данное разъяснение дано для соблюдения принципа равенства граждан при государственном обеспечении жилым помещением (в том числе путем субсидирования) лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства. В противном случае выдача субсидии государственным служащим, имеющим в собственности иные жилые помещения, кроме занимаемого в коммунальной квартире, повлекло бы необоснованное завышение размера выдаваемой субсидии, поскольку в соответствии с п.27 Правил предоставления…. для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения определяется как разница между нормативом общей площади жилого помещения с учётом положений пунктов 22 и 23 настоящих Правил и общей площадью жилых помещений, принадлежащих государственному служащему или членам его семьи на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма. Данное положение не распространяется на лиц, проживающих в коммунальной квартире и поставленным на учёт по п.п. «д» п.2 Правил. То есть при игнорировании жилых помещений в собственности у госслужащего, проживающего в коммунальной квартире, независимо от площади имеющегося в собственности жилья ему предоставлялась бы субсидия в большем размере, нежели другим служащим, у которых расчёт субсидии был бы произведён как разница между нормативом площади и суммарной площадью принадлежащих и занимаемых по договору социального найма жилых помещений служащего и членов его семьи. Законодательством в данном случае установлены особый порядок и условия предоставления субсидии, при этом определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, направлено на реализацию принципа предоставления субсидии лишь реально нуждающимся в ней лицам и тем самым - на реализацию закреплённого в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства. На основании изложенного, заявление удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Григорьевой М.И. в удовлетворении заявления об оспаривании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №*** от 18 марта 2011 года в части снятия Григорьевой М.И. с учёта для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения - отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы через Исакогорский районный суд г.Архангельска. Председательствующий (подпись) Е.С. Костылева Верно: судья Е.С. Костылева