Дело № 2-339/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года г.Архангельск Исакогорский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С., при секретаре Черняевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковтуна С.И., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней Ковтун Е.С., Ковтун Т.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Ковтун К.С., к муниципальному образованию «Город Архангельск» о признании права пользования муниципальным жилым помещением, у с т а н о в и л : Ковтун С.И. и Ковтун Т.А., действующие в своих интересах и в интересах своих дочерей, обратились в суд с вышеназванным иском к ответчику, попросив признать право пользования муниципальным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. В обоснование заявленного требования сослались на то, что им на основании ордера был предоставлен жилой дом №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске, однако в доме №*** корп.№*** проживает семья Спировых, они же (истцы) фактически занимают дом №*** корп.№*** по ул.*****. С момента предоставления в 1995 году пользуются указанным домом на условиях договора социального найма, в настоящее время не могут реализовать своё право на приватизацию данного жилья, поскольку в документах имеются неточности в указании адреса, которые в настоящее время не представляется возможным устранить. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, на стороне истцов были привлечены Спиров Е.Ю., Спирова А.А., Спиров П.Е., Спиров К.Е. Истцы Ковтун С.И. и Ковтун Т.А., представляющие также интересы своих несовершеннолетних дочерей К. и Е., в судебное заседание не явились, попросив рассмотреть дело без их участия. В предыдущих судебных заседаниях поясняли, что жилое помещение представляет собой однокомнатный жилой дом, который был предоставлен Ковтуну С.И. на всю семью по ордеру от 24 марта 1995 года, в ордере указано, что предоставляется помещение - дом №***-А. Когда обратились за изготовлением технического паспорта дома, выяснилось, что дом №***-А на техническом учете не значится. В доме же №***-А по ул.***** в г.Архангельске проживает семья Спировых. Ответчик - муниципальное образование «Город Архангельск» о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, попросив рассмотреть дело без его участия (л.д.85). В представленном отзыве с иском не согласился, сославшись на то, что дом №***-А по ул.***** в реестре муниципального имущества не числится, в перечне жилых домов, подлежащих передаче от АО «*****» в муниципальную собственность, такой дом также не указан. При этом передаче подлежал весь жилфонд данного предприятия. Истцам решением администрации лесобиржи «*****», утверждённом затем администрацией Цигломенского округа от 22.03.1995 года, был предоставлен дом №***-А по ул.***** жилой площадью 17,9 кв.м., решения о распределении жилого дома №***-А по ул.***** истцам не принималось (л.д.58). Третьи лица Спиров Е.Ю., Спирова А.А., Спиров П.Е., Спиров К.Е. о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились (л.д.74, 75). В предыдущих судебных заседаниях Спиров Е.Ю. и Спирова А.А. с иском согласились, пояснив, что дом №***-А по ул.***** был предоставлен их семье, семье Ковтун в 1995 году предоставлен жилой дом №***-А по ул.*****, такой же одноквартирный, как и у них, только другой площадью. Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В судебном заседании установлено, что на совместном заседании цехового комитета и администрации лесобиржи «*****» 4 декабря 1990 года принято решение о предоставлении Спирову Е.Ю. на состав семьи 4 человека квартиры №*** в доме №***-А по ул.***** жилой площадью 24,1 кв.м. (л.д.67). Указанное решение было утверждено распоряжением администрации Цигломенского округа г.Архангельска от 25 января 1991 года, на основании которого 6 февраля 1991 года Спирову Е.Ю. выдан ордер на право вселения в указанное жилое помещение, являющееся одноквартирным домом (л.д.66). На совместном заседании цехового комитета и администрации лесобиржи «*****» 13 февраля 1995 года принято решение о предоставлении Ковтуну С.И. на состав семьи 3 человека жилого дома №***-А по ул.***** жилой площадью 17,9 кв.м. (л.д.31). Указанное решение было утверждено распоряжением администрации Цигломенского округа г.Архангельска от 23 марта 1995 года (л.д.31, 33-34, 47-48), Ковтуну С.И. выдан ордер ***** от 24 марта 1995 года (л.д.13). Почтовый адрес дому №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске присвоен, данное жилое помещение в адресном плане города, составленном в 1987 году, имеется, перенумерация жилых домов с 1987 года не производилась (л.д.8, 9). По распоряжению мэра г.Архангельска от 20 августа 1996 года акционерным обществом «*****» (в указанное общество входила и лесобиржа «*****») в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 был передан жилищный фонд указанного общества (л.д.59-60). В перечень жилых домов, передаваемых в муниципальную собственность (л.д.61-62), дом №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске включён не был, в муниципальную собственность не передавался, соответственно, не был принят муниципальным образованием «Город Архангельск», в настоящее время в реестре муниципального имущества не числится (л.д.69, 70). Дом №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске представляет собой жилое помещение из 1 комнаты жилой площадью 17,9 кв.м. С 1995 года Ковтун С.И. с семьей вселился в указанный дом, он и члены его семьи проживают в нём, выполняют обязанности по договору социального найма (используют жилое помещение по назначению, обеспечивают его сохранность, поддерживают надлежащее состояние жилого помещения, осуществляют текущий ремонт жилого помещения). В настоящее время истцы своё право пользования на условиях договора социального найма спорного имущества оформить в установленном порядке не могут в связи с неточностями как в документах о предоставлении жилья, так и в документах о передаче жилфонда в муниципальную собственность. На техническом учёте дом №*** корпус №*** по ул.***** в г.Архангельске не стоит (л.д.11). Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями истцов, представителя ответчика и третьих лиц, данных ими в предыдущих судебных заседаниях (л.д.26-27, 50-51, 71-72), а также сведениями, содержащимися в исковом заявлении и отзыве на него (л.д.6-7, 58), сообщении департамента градостроительства мэрии г.Архангельска и выписке из плана города (л.д.8, 9), сообщении администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов мэрии г.Архангельска (л.д.10), поквартирных карточках на кв.№*** в доме №***-а по ул.***** в г.Архангельске и на дом №***-а по ул.***** в г.Архангельске (л.д.12), архивной справке ГУ АО «Государственный архив Архангельской области» (л.д.39-40), сообщениях Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д.41, 42), решении исполкома Исакогорского районного Совета народных депутатов от 25.01.1991 «Об утверждении списков на предоставление жилой площади по предприятиям и организациям» (л.д.64-65), сообщении ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.83). Оценив доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных данных, суд пришёл к выводу, что Ковтун С.И., Ковтун Т.А., Ковтун К.С., Ковтун Е.С. приобрели право пользования домом №*** корпус №*** по ул.***** г.Архангельска на условиях социального найма с 24 марта 1995 года. Так, ордер на право вселения в жилое помещение не является ценной бумагой, поэтому неправильное указание в нём номера жилого дома не влечёт ничтожности данного документа. Вместе с тем, поскольку ордер согласно статьям 47 и 51 ЖК РСФСР являлся основанием для вселения в предоставленное жилое помещение и документом, на основании которого заключается договор найма жилого помещения, в настоящее время для защиты прав истцов следует признать за ними право пользования жилым помещением - домом №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске для реализации ими в дальнейшем прав в отношении этого имущества. При этом, как указано выше, неточное указание объекта недвижимости в ордере, дающем право на вселение в указанное жилое помещение, не свидетельствует о недействительности ордера. Кроме того, по делу установлено, что в разное время лесобиржей «*****» было предоставлено два жилых помещения - дома №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске, однако жилые помещения, предоставленные Ковтуну и Спирову различны, о чем свидетельствует разница в жилой площади предоставляемых помещений (17,9 кв.м. и 24,1 кв.м.). По настоящему делу установлено и не оспаривается сторонами, что в жилом доме №*** корпус №*** по ул.***** г.Архангельска расположена только одна однокомнатная квартира, занимаемая истцами, в доме же №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске проживает семья Спировых. Ссылка ответчика - МО «Город Архангельск» - на то, что за истцами не может быть признано право пользования домом, поскольку дом №*** корп.№*** по ул.***** не является муниципальной собственностью, не может быть принят судом в силу следующего. В соответствии со ст.8 Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений и организаций в иную форму собственности, жилищный фонд, находившийся в полном хозяйственном ведении предприятий, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке. В соответствии со ст.1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизированных предприятий» (действовавшего до 2003 года) при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением перечня объектов, в том числе жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений. Объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта. Как видно из содержания Указа Президента Российской Федерации, жилищный фонд исключен из состава объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих приватизации. Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность урегулированы в п.2.5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 “О разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” и приложении № 3 к данному постановлению. В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.8 Распоряжения Министерства государственного имущества РФ от 23.04.1999 года 592-р “Об утверждении разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность” (действовавшего до 2001 года), зарегистрированного в Минюсте РФ 24.06.1999 года, регистрационный номер 1813, объекты, перечисленные в приложении № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 (в том числе и встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения), относятся к муниципальной собственности. В соответствии с Постановлением от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (действовавшего до 2006 года), изданного с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента РФ от 28.10.1994 года № 2027 ”О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность” утверждение Плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в План приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Кроме того, этим же постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В соответствии с п.5 этого Положения порядок передачи объектов заключается в том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи. На основании изложенного АО «Беломорская сплавная контора» была обязана передать весь жилищный фонд в муниципальную собственность, а Муниципальное образование «Город Архангельск» - обязано принять этот жилфонд. Отсутствие в списке жилых домов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, дома №*** корп.№*** по ул.***** в г.Архангельске свидетельствует лишь о нарушении учета жилфонда акционерным обществом, однако не лишает истцов права пользования указанным домом на условиях договора социального найма. Факт невключения объекта жилищного фонда в состав передаваемого в муниципальную собственность имущества не должен влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данном жилом помещении до приватизации предприятия, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В настоящее время истцы лишены возможности реализовать в полном объёме свои права как на оформление договора социального найма в письменном виде, так и на дальнейшее участие в приватизации данного жилья. Таким образом, иск Ковтун С.И., Ковтун Т.А., Ковтун Е.С., Ковтун К.С. подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Однако, учитывая обстоятельства дела, суд не взыскивает с ответчика сумму уплаченной истцами при подаче иска государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск Ковтуна С.И., действующего за себя и в интересах несовершеннолетней Ковтун Е.С., Ковтун Т.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Ковтун К.С., к муниципальному образованию «Город Архангельск» удовлетворить. Признать за Ковтуном С.И., Ковтун Т.А., Ковтун Е.С., Ковтун К.С., право пользования домом №*** корпус №*** по улице ***** в г.Архангельске на условиях договора социального найма. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней путём подачи кассационной жалобы через Исакогорский районный суд г.Архангельска. Председательствующий п/п Е.С. Костылева Верно: судья - Е.С. Костылева