о возмещении ущерба причиненного здоровью



Дело № 2-487/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 августа 2011 года            г.Архангельск

Исакогорский районный суд г.Архангельска

в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С.,

представителя ответчиков - ФКУ Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО и начальника ФКУ Исправительная колония № 1 УФСИН России по АО Гахраманова Р.Д.о. - Мальцевой Н.В.,

при секретаре Черняевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске

гражданское дело по иску

Залывского Р.В. к начальнику Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Гахраманову Р.Д.о. о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Залывский Р.В. обратился в суд с указанным иском к начальнику Федерального казённого учреждения Исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее по тексту - Исправительная колония № 1) Гахраманову Р.Д.о, обосновав его тем, что в период отбывания наказания в виде лишения свободы в Исправительной колонии № 1 у него было выявлено заболевание - *****. Считает, что данное заболевание получено в результате нарушения его прав ответчиком, который не обеспечил надлежащие условия содержания осуждённых, а именно: на рабочих местах было постоянно влажно, подтопление, пыль, отсутствовала вентиляция, места для обогрева и сушки одежды, теплая одежда не выдавалась. В связи с изложенным просил возместить ему моральный вред, компенсацию которого полагает соразмерной ***** рублей.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Федеральное казённое учреждение Исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.

Истец Залывский Р.В. о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал, находится в местах лишения свободы.

Представитель ответчиков - Исправительной колонии № 1 и начальника Исправительной колонии №1 Гахраманова Р.Д.о. - Мальцева Н.В. - в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав представленный письменный отзыв, из которого следует, что условия содержания осужденных в Исправительной колонии №1 в период отбывания истцом наказания соответствовали установленным санитарным требованиям, вины учреждения в заболевании истца не имеется, то обстоятельство, что заболевание было выявлено именно в период отбывания наказания, не свидетельствует о том, что истец именно в учреждении и был инфицирован. В учреждении содержатся здоровые осужденные, при выявлении у кого-либо из осуждённых каких-либо заболеваний больной незамедлительно этапируется в больницу. Пояснила, что ни в настоящее время, ни ранее в колонии не было отрядов или локальных участков, где содержались бы больные заразной формой *****, осужденные периодически проходили ***** обследование, в учреждении проведена аттестация рабочих мест, что исключает вину администрации Исправительной колонии № 1 в заболевании Залывского Р.В. туберкулезом. На основании изложенного просит в иске отказать.

Ответчик начальник Исправительной колонии №1 Гахраманов Р.Д.о. о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.

Суд, выслушав представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими еголичные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные либо имущественные права. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий.

Из содержания вышеприведённых норм закона следует, что обязательным условием наступления ответственности за причинение морального вреда является наличие юридического состава, включающего в себя противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его виновность, наличие вреда, причинная связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями. Правовое значение имеет наличие прямой (непосредственной) причинной связи, то есть когда в цепи последовательно развивающихся событий между противоправным поведением лица и наступившими последствиями не существует каких-либо обстоятельств, имеющих значение для гражданско-правовой ответственности.

В судебном заседании установлено, что Залывский Р.В. 3 февраля 2006 года осуждён Приморским районным судом Архангельской области по ст.ст.228 ч.2, 229 ч.3 п. «б», 69 ч.3, 69 ч.5 УК РФ на 8 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа в исправительной колонии строгого режима.

8 февраля 2006 года осуждён мировым судьей судебного участка №2 Приморского района Архангельской области по ст.119, 69 ч.5 УК РФ на 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

С 12 декабря 2008 года Залывский Р.В. отбывал наказание в Исправительной колонии №1, где 20 января 2009 года в Исправительной колонии № 1 трудоустроен подсобным рабочим механосборочного цеха (бригада №33) со сдельной оплатой труда, с 18 октября 2010 года переведен жестянщиком учебно-производственного механосборочного цеха центра трудовой адаптации осужденных со сдельной оплатой труда (л.д.54).

15 ноября 2010 года истец этапирован в федеральное казённое учреждение Областная больница УФСИН России по Архангельской области для прохождения планового ***** обследования для диагностики и лечения. После проведения обследования выставлен клинический диагноз: *****. С 6 декабря 2010 года начато лечение.

15 марта 2011 года Залывский Р.В. переведен в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области для продолжения лечения.

На фоне лечения прослеживалась положительная клинико-рентгенологическая динамика. Курс лечения 6 июня 2011 года завершен, как «эффективный».

С 7 июня 2011 года Залывский Р.В. находится в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области на содержании и диспансерном наблюдении с диагнозом: *****.

Залывский Р.В. в период отбывания наказания в Исправительной колонии № 1 обеспечивался питанием согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 2 августа 2005 года N 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Залывский Р.В. был обеспечен вещевым довольствием в соответствии с «Нормами вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», установленными Приказом Министерства юстиции РФ № 85 от 09.06.2005 года, ему были выданы 2 телогрейки, куртка х/б, брюки х/б, шапка-ушанка, 2 пары ботинок.

Условия содержания истца в Исправительной колонии № 1 соответствовали Санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям, утверждённым Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000 («Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1002-00»).

В июле 2009 и октябре 2010 года в Исправительной колонии №1 проведены проверки ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Северо-Западному федеральному округу в Архангельской области» по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, нарушений не установлено.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя ответчиков, показаниями свидетеля Коржавина Е.И., а также сведениями, содержащимися в исковом заявлении, дополнении к исковому заявлению и отзыве на него (л.д.8,11,44-47), выписке из медицинской карты №*** Залывского Р.В. (л.д.22), сообщении ГУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» от 15.07.2011 года (л.д.24), справках ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области (л.д.29,39), приговоре мирового судьи судебного участка №2 Приморского района Архангельской области в отношении Залывского Р.В. от 08.02.2006 года (л.д.40-42), сообщении ФБУ Областная больница УФСИН России по АО (л.д.43), вещевой карточки Залывского Р.В. (л.д.49), справке бухгалтерии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области (л.д.50), выписке из приказа ФГУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области от 19.01.2009 года №*** о трудоустройстве Залывского Р.В. (л.д.51), выписке из приказа ФГУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области от 25.08.2009 года №*** о прекращении трудоиспользования Залывского Р.В. (л.д.52), выписке из приказа ФГУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области от 26.08.2009 года №*** о трудоустройстве Залывского Р.В. (л.д.53), выписке из приказа ФГУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области от 26.08.2009 года №*** о трудоиспользовании Залывского Р.В. (л.д.54), медицинской справке от 03.08.2011 года (л.д.55), информации начальника медчасти ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области Басовского А.С. от 03.08.2011 года (л.д.56), карточки учета рабочего времени осужденного Залывского Р.В. (л.д.57), справке, выданной инженером группы охраны труда ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области (л.д.58), актах ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Северо-Западному федеральному округу в Архангельской области» от 13.04.2010 года и от 24.07.2009 года (л.д.59-61, 62-65), протоколе №*** оценки травмобезопасности рабочего места (л.д.66-68), протоколе №*** оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (л.д.69), протоколе №*** оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса (л.д.70-71), карте аттестации №*** (л.д.7278), заявлении Залывского Р.В. от 20.01.2009 года с карточкой учета вещевого довольствия (л.д.79-80), журнале регистрации вводного инструктажа (л.д.81-83), журнале заявлении и жалоб осужденных и заявлении Залывского Р.В. от 29.04.2009 года (л.д.84-86), журнале №*** учета заявлений, предложений и жалоб осужденных к администрации учреждения (л.д.87-89), карте аттестации рабочего места по условиям труда №*** (л.д.93-94), протоколе №*** от 26.03.2010 года оценки условий труда по показателям световой среды (л.д.95), протоколе №*** оценки травмобезопасности рабочего места (л.д.96), протоколе оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте №*** (л.д.97), протоколе №*** оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса (л.д.98).

Также указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в истории болезни ***** больного Залывского Р.В., медицинской карте №*** стационарного больного Залывского Р.В., обозревавшихся в судебном заседании.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что при нахождении Залывского Р.В. в Исправительной колонии № 1его права нарушены не были, факт причинения вреда здоровью истца по вине ответчиков в судебном заседании не установлен, в связи с чем отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда.

Залывским Р.В. в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих вину исправительного учреждения в его (истца) заболевании *****.

Довод истца о том, что он до поступления в декабре 2008 года к ответчику был здоров, доказательствами не подтверждён. То обстоятельство, что заболевание у истца было диагностировано в период нахождения в исправительном учреждении, не свидетельствует о том, что оно (заболевание) истца возникло именно в период отбывания наказания в Исправительной колонии № 1.

Так, из показаний свидетеля К., врача-***** ***** отделения ФКУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области», допрошенного в настоящем судебном заседании, следует, что инфицирование ***** происходит не в момент выявления заболевания, а задолго до этого, у большинства больных это происходит в подростковом и детском возрасте. Данное заболевание носит социальный характер, его провоцируют многие личностные особенности больных *****, связанные с их образом жизни, в частности: приверженность к алкоголю, потреблению наркотических средств и психотропных веществ, отсутствие постоянной работы, склонность к бродяжничеству, снижение иммунитета. Стресс, вызванный привлечением к уголовной ответственности, вынесением обвинительного приговора, также может привести, в том числе, к активации бактерий *****. При этом свидетель показал, что истец был осуждён за действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, что может свидетельствовать об инфицировании истца до осуждения.

Довод истца о несоответствии санитарно-эпидемиологического состояния рабочих помещений и рабочих мест в период отбывания наказания в Исправительной колонии №1 (параметры микроклимата, выполнение норм питания, условия работы) не может быть принят судом, поскольку опровергается материалами дела.

Так, из справки Исправительной колонии № 1 (л.д.56) следует, что в период отбывания истцом наказания он проживал в общежитии отряда № 3, на одного осуждённого приходилась площадь - 1,91 кв.м., количество осуждённых, проживающих в отряде - от 90 до 98 человек. Параметры микроклимата: температура воздуха +23 (в холодное время года), +21 (в тёплое время года), относительная влажность воздуха 46% (в холодное время года), 48% (в тёплое время года). Коэффициент естественного освещения = 0,7%, общая освещённость - 76 лк. Указанные показатели соответствуют оптимальным и допустимым параметрам, установленным Санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям, утверждённым Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000 («Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1002-00»).

Обеспечение осуждённых продуктами питания осуществляется согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 2 августа 2005 года N 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Довод истца о ненадлежащих условиях труда истца (площадь производственных помещений на одного работника, отсутствие системы вентиляции в цехе, отсутствие производственного контроля за факторами условий труда в соответствии с санитарными правилами, отсутствие контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий) опровергается актами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Северо-Западному федеральному округу в Архангельской области», указывающих о том, что условия содержания осужденных в Исправительной колонии №1 в 2009-2010 годах соответствовали установленным требованиям, а также справкой инженера группы охраны труда Исправительной колонии №1 из которой установлено, что площадь производственного помещения равна 951,8 кв.м., для работы жестянщика предусмотрено отдельное рабочее место площадью 12,6 кв.м., в помещении имеется отопление от котельной, вентиляция цеха естественная через оконные и дверные проемы, параметры микроклимата в цехе в холодное время года +5-6, в теплое время +18 (л.д.59-61, 62-65).

Из материалов дела также следует, что меры по профилактике ***** проводились на должном уровне. В 2009-2010 годах в Исправительной колонии № 1 врачами учреждения проводились проверки выполнения санитарно-гигиенических норм и правил, и ежеквартальные проверки специалистами Центра гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Северо-Западному федеральному округу в Архангельской области, которыми установлено соответствие условий содержания осужденных санитарно-эпидемиологическим нормам, соблюдение администрацией требований по профилактике *****.

Изложенное не позволяет сделать вывод о том, что заболевание истца произошло из-за нарушения каких-либо правил и норм со стороны администрации учреждения. Общеизвестно, что практически все взрослое население Архангельской области является носителями возбудителя *****. Причиной заболевания в данном случае мог быть стресс в результате совершения тяжкого преступления, осуждения, пребывания в условиях изоляции от общества и другие факторы. Заболевание Залывского Р.В. ответчиком было своевременно диагностировано и предприняты надлежащие меры по его лечению, обеспечившие положительный результат.

Таким образом, собранные по делу доказательства свидетельствуют об отсутствии вины Исправительной колонии № 1 в заболевании истца *****. Судом не установлено каких-либо неправомерных действий (бездействия) со стороны данного ответчика, которые могли бы стать причиной заболевания Залывского Р.В.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьями 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом они сами несут ответственность за полноту предоставленных ими доказательств, от которых зависит правильность и полнота решения дела.

По настоящему делу судом установлено, что ответчик Исправительная колония № 1 не посягал на жизнь и здоровье истца, относящиеся к его личным нематериальным благам, и вред здоровью истца не причинял.

При разрешении исковых требований к ответчику Гахраманову Р.Д.о., суд учитывает, что данное физическое лицо не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку в отношениях с осуждёнными он выступает не от своего имени, а как представитель учреждения, которым в данном случае является Исправительная колония № 1 как юридическое лицо. Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Таким образом, поскольку основания для удовлетворения иска Залывского Р.В. о компенсации морального вреда отсутствуют, в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Залывскому Р.В. в иске к начальнику Федерального казённого учреждения Исправительная колония №1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Гахраманову Р.Д.о. и Федеральному казённому учреждению Исправительная колония №1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Председательствующий              Е.С.Костылева