о ликвидации некоммерческой организации



Дело № 2-698/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2011 года            г. Архангельск

Исакогорский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Уткина Р.В.,

при секретаре Мамедовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Фонду развития детско-юношеского спорта «*****» о ликвидации некоммерческой организации,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Фонду развития детско-юношеского спорта «*****» (далее - Фонд «*****») с требованием о его ликвидации. Свои требования мотивировало тем, что ответчик неоднократно не представлял в уполномоченный орган сведений, указанных в ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Кроме того ответчик нарушил требования к содержанию устава, периодичности проведения общего собрания и проверок финансово-хозяйственной деятельности, не зарегистрировал эмблему фонда в установленном порядке.

Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, попросив рассмотреть дело без его участия. В предварительном судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Ответчик Фонд «*****», извещавшийся о времени и месте судебного заседания по месту государственной регистрации, своего представителя в суд не направил. Руководитель фонда - Шишкин С.Е. о времени и месте рассмотрения дела извещен, сообщил, что фонд фактически прекратил деятельность, по месту регистрации не находится. Решение вопроса о закрытии фонда не входит в компетенцию его руководителя.

Третье лицо - Управление федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - о времени и месте судебного заседания извещено, своего представителя в суд не направило.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законом, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет указанные выше документы ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно п.10 ст.32 указанного Федерального закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

На основании ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Как установлено в судебном заседании, Фонд развития детско-юношеского спорта «*****» зарегистрирован по распоряжению Управления федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО от ДД.ММ.ГГГГ. Основной государственный регистрационный номер - *****, присвоен УФНС по Архангельской области и НАО ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе плановой документальной проверки, проведенной Управлением Минюста по Архангельской области и НАО в период с 01 по 28 июня 2011 года установлено, что ответчик с момента сознания никакой деятельности не осуществлял, предусмотренных законом сведений о своей деятельности в уполномоченный орган не предоставлял. В качестве адреса места нахождения ответчика указана квартира <адрес>, однако фактически по данному адресу организация не находится.

Несмотря на то, что по указанному в учредительных документах адресу организация не находится, в нарушение п.7 ст.32 Закона о некоммерческих организациях ответчиком в орган, принявший решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, не представлена информация об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений (изменение адреса (места нахождения) некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией).

Также в ходе проверки выявлен ряд нарушений действующего законодательства со стороны ответчика в части отсутствия в уставе источников формирования имущества и порядка внесения изменений в учредительные документы, нарушения периодичности избрания состава общего собрания и проведения его заседаний, проверок финансово-хозяйственной деятельности, наличия на печати фонда незарегистрированной в установленном порядке эмблемы.

В адрес ответчика истцом неоднократно выносились предупреждения о необходимости устранения имеющихся нарушений, оставленные без исполнения.

Изложенные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в исковом заявлении, в Уставе и договоре учредителей Фонда развития детско-юношеского спорта «*****» (л.д.9-14), предупреждениях (л.д. 27, 40, 44), копиях конвертов, направленных на адрес ответчика (л.д.24-26, 39, 41, 43), сообщении ИФНС России по г.Архангельску о представлении ответчиком «нулевой» отчетности (л.д.33), выписке из ЕГРЮЛ в отношении ответчика (л.д.15-21), акте проверки (л.д. 29-31)письменных объяснениях С.Е.Шишкина (л.д. 34).

Кроме того, эти обстоятельства ответчиком в соответствии с правилами ст.56, 57 ГПК РФ не оспорены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд пришел к выводу, что Фонд развития детско-юношеского спорта «*****», не представив в установленные сроки в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также, не информировав в трехдневный срок уполномоченный орган об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, допустил неоднократные нарушения требований закона, являющиеся согласно п.10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» основанием для ликвидации некоммерческой организации в судебном порядке.

Иные нарушения закона со стороны ответчика, на которые указано в исковом заявлении (нарушил требования к содержанию устава, периодичности проведения общего собрания и проверок финансово-хозяйственной деятельности, не зарегистрировал эмблему фонда в установленном порядке), суд не расценивает как грубые, способные стать самостоятельным основанием для ликвидации на основании ст. 61 ГК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. № 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

В отношении Фонда «*****» проверкой установлено, что данная организация какой-либо деятельности не осуществляет, в налоговые органы предоставляет «нулевую» отчетность, в территориальный орган Минюста отчетность не предоставляет, банковский счет фонда закрыт.

Исходя из изложенного, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу удовлетворить.

Ликвидировать Фонд развития детско-юношеского спорта «*****»(основной государственный регистрационный номер - *****, присвоен ДД.ММ.ГГГГ), исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи кассационной жалобы через Исакогорский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                 Р.В. Уткин

Верно: судья                                                                                                                             Р.В. Уткин