о компенсации морального вреда от преступления



Дело 2-69/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 февраля 2012 года            г.Архангельск

Исакогорский районный суд г.Архангельска

в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Исакогорского района г.Архангельска Гильмутдиновой С.А.,

представителя органа опеки и попечительства - Щеголихиной Л.В.,

законных представителей несовершеннолетнего ответчика В.Г. - В.Л. и В.В.,

при секретаре Черняевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседаниив г.Архангельске

гражданское дело

по иску прокурора Исакогорского района г.Архангельска в интересах несовершеннолетней В. к В.Г. о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Исакогорского района г.Архангельска в интересах несовершеннолетней В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в суд с вышеназванным иском к В.Г., обосновав требование тем, что ответчик совершил преступление, в результате которого несовершеннолетней В. причинён моральный вред, а именно: в один из дней в период с 1 по 31 января 2011 года в дневное время, когда В.Г. и его сестра В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, находились дома одни, ответчик, пользуясь тем, что сестра, в силу своего малолетнего возраста и сложившихся правил поведения в их семье, находится в зависимом от него положении, осознавая это и рассчитывая на отсутствие сопротивления с её стороны, уговорил В. раздеться, лечь на диван, после чего совершил с ней действия сексуального характера. Денежную компенсацию причинённого морального вреда прокурор попросил взыскать в размере ***** рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Гильмутдинова С.А. иск поддержала по изложенным в нём основаниям.

Представитель органа опеки и попечительства г.Архангельска Щеголихина Л.В. заявленные требования поддержала в полном объёме.

Ответчик В.Г. о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в суд не явился.

Законные представители ответчика В.Г. - В.В. и В.Л. в судебном заседании не согласились с иском, сославшись на то, что расходы на содержание обоих детей они несут из общего бюджета, у сына в настоящее время самостоятельного заработка не имеется, взыскание с него компенсации морального вреда повлечет затруднения в приобретении ими (родителями) для дочери необходимых книг, лекарств.

Выслушав объяснения прокурора, представителя органа опеки и попечительства Щеголихиной Л.В. и законных представителей В.В. и В.Л., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесено к личным нематериальным благам гражданина.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что В.Г., в один из дней в период с 1 по 31 января 2011 года в дневное время, находясь в квартире №*** дома №*** по ул.***** в г.Архангельске, имея умысел на совершение действий сексуального характера со своей родной сестрой В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, осознавая, что она в силу малолетнего возраста, сложившихся близких родственных отношений между ними и правил поведения в их общей семье находится под его влиянием, а при отсутствии взрослых членов семьи в подчинённой по отношении к нему роли, то есть находится в зависимом от него положении, рассчитывая на отсутствие сопротивления с её стороны, стал уговаривать В. раздеться и лечь на диван, понуждая её тем самым к действиям сексуального характера, используя её зависимое положение. При этом В., испытывая в силу родственных отношений эмоциональную близость, привязанность к В.Г., которого она обязана была слушаться, вынужденно согласилась на совершение с ним действий сексуального характера. После чего В.Г. совершил с ней действия сексуального характера, чем причинил ей телесные повреждения, физическую боль и нравственные страдания.

Вина В.Г. в совершении указанных действий установлена приговором Исакогорского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, которым ответчик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.133 УК РФ.

Изложенные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в приговоре Исакогорского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-8, 31-34), копии свидетельства и копии актовой записи о рождении В. (л.д.27, 28), решении Исакогорского районного суда г.Архангельска от 24 октября 2011 года (л.д.29-30).

В соответствии с правилами ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что противоправными действиями ответчика несовершеннолетней В. был причинён моральный вред, заключающийся в физических и нравственных страданиях, то есть в негативных психических реакциях человека. Причинённый моральный вред подлежит компенсации в установленном законом порядке.

Решая вопрос о размере компенсации указанного вреда, суд, в соответствии с п.2 ст.1101 ГК РФ, учитывает характер причинённых истице физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых он был причинён, а также требования разумности и справедливости.

В частности, В. в результате совершения в отношении неё насильственных действий сексуального характера с использованием её беспомощного состояния, испытывала физическую боль, испуг. При этом, в силу своего возраста, а также из-за сложившихся близких родственных отношений с братом, нахождения в зависимом от него положении, у истицы отсутствовала возможность защититься, пожаловаться, убежать и т.д., что, несомненно, причиняло ей и нравственные страдания и создало для ребенка длительную негативную психотравмирующую ситуацию, что, безусловно, свидетельствует о причинении В. нравственных страданий.

Исходя из вышеизложенного, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего возмещению, подлежащего взысканию в пользу В. с ответчика, равной ***** рублей.

Суд не может принять доводы В.Л. и В.В. о трудном материальном положении их семьи, а также о том, что компенсация будет выплачиваться из общего бюджета семьи, ущемляя тем самым и интересы истицы, поскольку правового значения для разрешения настоящего спора они не имеют.

При этом, согласно положениям пунктов 2 и 3 ст.1074 ГК РФ до достижения В.Г. совершеннолетия либо до появления у него доходов или иного имущества, достаточных для возмещения ущерба, либо до приобретения им дееспособности до достижения совершеннолетнего возраста, вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части родителями этого несовершеннолетнего - В.Л. и В.В.

Согласно пункту 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

В соответствии со ст.322 ГК РФ солидарная ответственность возникает, если она предусмотрена договором или установлена законом. В отношении родителей солидарной ответственности за вред, причинённый их несовершеннолетними детьми, законом не установлено. Солидарная ответственность по возмещению материального и морального вреда в соответствии со ст. 1080 ГК РФ может быть возложена только на лиц, причинивших вред совместными усилиями; а родители несовершеннолетнего причинителя таковыми не являются, поэтому они должны возмещать вред по принципу долевой ответственности.

В связи с изложенным, ответственность на родителей ответчика возлагается в долевом порядке в равных долях.

Кроме того, на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика В.Г. в аналогичном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Исакогорского района г.Архангельска в интересах несовершеннолетней В. удовлетворить.

Взыскать с В.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в пользу В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, компенсацию причиненного морального вреда ***** рублей.

Взыскать с В.Г. государственную пошлину в доход бюджета в сумме 200 рублей.

До достижения В.Г. совершеннолетия либо появления у него доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, либо приобретения им дееспособности до достижения совершеннолетия взыскание производить с его родителей: В.Л. и В.В. - в равных долях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Председательствующий (подпись) Е.С. Костылева

Верно:

Судья             Е.С. Костылева