Дело № 2-215/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 марта 2012 года г.Архангельск Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С., с участием помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Здрецова С.А., представителя ответчика федерального казенного учреждения «Исправительная колония №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» Матвиенко Д.А., при секретаре Черняевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределённого круга лиц к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об обязании обеспечить осуждённых надлежащими материально-бытовыми условиями при отбывании наказания, у с т а н о в и л: Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с указанным иском к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №*** управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области»), попросив обязать ответчика в срок до 1 апреля 2012 года установить в туалетах для осуждённых, проживающих в отрядах №№ 1,10,11, дополнительные посадочные места из расчёта не менее одного посадочного места на 15 человек; установить экраны приватности; оборудовать помещение туалета светильниками в количестве не менее трех штук; установить в туалете включатель и урну для сброса мусора; очистить выгребные ямы туалета; осуществить дезинфекцию помещений туалета и выгребных ям. В обоснование иска сослался на то, что ответчиком не исполнен ряд санитарно-эпидемиологических требований. В ходе рассмотрения дела помощник Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Здрецов С.А. от иска к ФКУ «ИК№*** УФСИН России по АО» в части понуждения ответчика к установлению в туалетах для осуждённых, проживающих в отрядах №№ 1,10,11, экранов приватности; оборудованию помещения туалета светильниками в количестве не менее трёх штук с установкой включателя; установлению урны для сброса мусора - отказался. Дело в этой части прекращено определением суда. В остальной части помощник Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Здрецов С.А. иск поддержал, попросив в судебном заседании обязать ответчика построить в трехэтажном здании для осуждённых, проживающих в отрядах №№ 1,10,11, три туалета - на каждом этаже по туалету - из расчета не менее 6 посадочных мест в каждом, очистить выгребные ямы, осуществить дезинфекцию помещений туалета и выгребных ям - в срок до 1 декабря 2012 года. В судебном заседании представитель ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» Матвиенко Д.А. с иском согласился, пояснив, что строительство помещений туалетов в здании, где располагаются отряды № 1, 10, 11, уже начато. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В соответствии с ч.1 ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст.11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и санитарно-эпидемиологические заключения осуществляющих государственный контроль и санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с п.п.2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов. В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами. В соответствии с п.35 таблицы 13 Приказа Минюста РФ № 130 от 02.06.2003 «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специальных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» оборудование туалетов мужских исправительных учреждений производится из расчёта - 1 предмет на 15 человек. Как установлено в судебном заседании, ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» является юридическим лицом (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 31 марта 2011 года, государственный регистрационный номер №***), действует на основании Устава, утверждённого приказом ФСИН России от 25.02.2011года № 99 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчинённых Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, и утверждении уставов федеральных казённых учреждений, подчинённых Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области». Учреждение осуществляет деятельность по исполнению наказания в виде лишения свободы. 24 января 2012 года прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области», по результатам которой было установлено, что администрацией колонии не соблюдаются требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии и материально-бытовом обеспечении осуждённых. Так, в ходе обхода отрядов № 1, 10, 11 установлено, что ямы в уличном туалете, расположенном в локальном участке указанных отрядов, находятся в антисанитарном состоянии, переполнены и не очищаются. Уборка туалетов осуществляется несвоевременно и некачественно, электрическое освещение в помещении туалета отсутствует (на момент посещения свет не горел, включатель освещения отсутствовал), естественное освещение в помещении туалета слабое, фактически отсутствует из-за намерзаний льда на стёклах оконной рамы, пол в туалете покрыт ледяной коркой, урны для выброса использованной бумаги (мусора) в помещении туалета отсутствуют. Само помещение туалета расположено практически вплотную к зданию отрядов. Кроме того, количество посадочных мест в туалете не соответствует установленным требованиям. Для осуждённых, проживающих в отрядах №1, 10, 11 предназначен один уличный туалет. При фактическом проживании в трёх отрядах 254 осуждённых посадочных мест в туалете всего 8. Изложенное подтверждается объяснениями сторон, а также сведениями, содержащимися в исковом заявлении Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц (л.д.3-7), объяснении и.о. начальника ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» от 26.01.2012 года (л.д.8), фотографиях (л.д.9-11, 48-54), заявлении осуждённых (л.д.12), объяснении начальника ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» от 13.02.2012 года (л.д.13), рапорте помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Миляева В.П. от 27.02.2012 года (л.д.14-16), уставе ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» (л.д.17-30), приказе ФСИН России № 99 от 28.02.2011 года (л.д.31-38), свидетельстве о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (л.д.39), свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.40), отзыве ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» на исковое заявление (л.д.45), графике уборки и дезинфекции туалета отрядов №1, 10, 11 ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» (л.д.47), сообщении ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» от 11.03.2012 года (л.д.55). Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к выводу, что туалеты для осуждённых, проживающих в отрядах №№ 1,10,11 ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» эксплуатируются с нарушением норм перечисленных выше правовых актов в области санитарно-эпидемиологических требований. Условия содержания осуждённых в местах лишения свободы оказывают существенное влияние на процесс их исправления и способны объективно повлиять на поведение лишённого свободы в позитивную либо негативную сторону. В связи с изложенным требования прокурора к ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области», заявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, обоснованны и подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ФКУ «ИК№*** УФСИН России по Архангельской области» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить. Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №*** управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» построить в здании для осуждённых, проживающих в отрядах № 1, 10, 11, три туалета - на каждом этаже здания по одному туалету из расчёта не менее 6 посадочных мест в каждом, очистить выгребные ямы, осуществить дезинфекцию помещений туалета и выгребных ям, в срок до 1 декабря 2012 года. Взыскать с федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №*** управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в доход бюджета государственную пошлину 200 рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд города Архангельска в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Председательствующий (подпись) Е.С. Костылева Верно: Судья Е.С. Костылева