Дело № 2-520/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 августа 2012 года г.Архангельск Исакогорский районный суд г.Архангельска в составе председательствующего судьи Уткина Р.В., с участием помощника прокурора Исакогорского района г.Архангельска Ильина С.Е., при секретаре Холодовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Исакогорского района г.Архангельска в интересах Ишмуратовой Е.В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская поликлиника №14» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, у с т а н о в и л: исполняющий обязанности прокурора Исакогорского района г.Архангельска обратился в суд в интересах Ишмуратовой Е.В., работающей в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская поликлиника №14» (далее - ГБУЗ АО «Архангельская городская поликлиника №14») ****** с иском к названному учреждению, попросив взыскать с него недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме ******. В обоснование заявленного требования сослался на то, что ответчик незаконно начисляет и выплачивает Ишмуратовой Е.В. заработную плату, размер которой (без учёта районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Истец Ишмуратова Е.В. извещена о времени и месте рассмотрения иска в суд не явилась. Ответчик ГБУЗ АО «Архангельская городская поликлиника №14» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представителя не направило. В письменном объяснении выразило несогласие с иском, обосновав свою позицию тем, что при начислении Ишмуратовой Е.В. заработной платы нарушений трудового законодательства не допущено. Её заработная плата не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда (л.д.58-59). Выслушав объяснения, прокурора, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 1 июня 2011 года № 106-ФЗ, минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года составляет 4 611 рублей в месяц. В судебном заседании установлено, что Ишмуратова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ работает в ГБУЗ АО «Архангельская городская поликлиника №14» в г.Архангельске ****** (л.д.13,14). В период с ДД.ММ.ГГГГ ей начислена заработная плата: в ДД.ММ.ГГГГ за 12 отработанных дней ****** (л.д. 10), в ДД.ММ.ГГГГ за 17 отработанных дней ****** (л.д. 12), состоящая из должностного оклада, доплаты до МРОТ, районного коэффициента в размере 20% и надбавки в размере 50% за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера. В указанный период норма рабочего времени Ишмуратовой Е.В. отработана, трудовые обязанности выполнены. Изложенные обстоятельства также подтверждаются объяснениями истца, ответчиком по правилам ст.ст.12, 56, 57 ГПК РФ не оспорены. Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, суд пришёл к выводу, что в спорный период заработная плата истцу незаконно начислялась и выплачивалась в суммах, которые без учёта районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера, были меньше установленного вышеназванным Федеральным законом от 1 июня 2011 года № 106-ФЗ, размера минимального оплаты труда - 4 611 руб. Довод ответчика об обратном со ссылкой на то, что районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера, входит в минимальный размер оплаты труда не может быть принят судом как не основанный на нормах материального права. Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Действительно трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Вместе с тем, в силу положений главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Согласно ст.2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст.7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.1 и ч.2 ст.135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст.148, 315, 316 и 317 ТК РФ). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в ст.129 и ст.133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст.2, 130,132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Положения главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.129 и ст.133 настоящего Кодекса. В этой связи при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в данных условиях, в соответствии со ст.ст.315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате, что в свою очередь означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в указанных местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ответчиком представлен расчёт по иску (л.д.9), из которого следует, что если бы оплата труда истца составляла не менее МРОТ с последующим начислением районного коэффициента (20 %) и надбавки к заработной плате за стаж работы в местности, приравненной к району Крайнего Севера (50 %), она получила бы в ДД.ММ.ГГГГ ******, в ДД.ММ.ГГГГ - ******, а всего 10 ******. С данным расчетом согласен и прокурор. Расчёт судом проверен, является правильным. Таким образом, с ответчика в пользу Ишмуратовой Е.В. следует взыскать: за ДД.ММ.ГГГГ в сумме ******, за ДД.ММ.ГГГГ - ******. Таким образом исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Кроме того, на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.1 п.1 ст. ст.33336, пп.1 п.1 ст.33319 Налогового кодекса РФ с ГБУЗ АО «Архангельская городская поликлиника №14» следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета в размере ****** рублей. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск исполняющего обязанности прокурора Исакогорского района г.Архангельска в интересах Ишмуратовой Е.В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская поликлиника №14» удовлетворить. Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская поликлиника №14» в пользу Ишмуратовой Е.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ ******, за ДД.ММ.ГГГГ -******, всего - ******. Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская поликлиника №14» государственную пошлину в доход бюджета ****** рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд г.Архангельска. Председательствующий Р.В.Уткин Верно: судья Р.В.Уткин