нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-13/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4 мая 2011 года г. Архангельск

Судья Исакогорского районного суда города Архангельска Каторс Г.А., рассмотрев материалы административного производства по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Архжилкомсервис»»,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Архжилкомсервис» 22 апреля 2011 года в 10.00 часов эксплуатировало находящееся в его ведении здание, расположенное в г.Архангельске по ул.Клепача д.9 (общежитие), с нарушением требований пожарной безопасности.

Так, 22 апреля 2011 года в 10.00 часов в ходе проведения внепланового мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в здании, находящемся в управлении ОАО «Архжилкомсервис», расположенного по адресу г.Архангельск, ул.Клепача д.9, установлено, что, здание общежития эксплуатировалось в нарушение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее ППБ), при этом выявлены следующие нарушения:

  1. обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции (чердачного помещения) по истечении сроков действия обработки (пропитки) повторно не обрабатываются (не пропитываются) п. 36 ППБ 01-03;
  2. здание (все помещения) не защищено автоматической пожарной сигнализацией (АУПС). Наряду с АУПС помещения не оборудованы автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями согласно СНиП 2.08.01 (автоматические пожарные извещатели расположены только в коридорах и помещениях для приготовления пищи, не защищены пожарной сигнализацией жилые комнаты). Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией не осуществляются в соответствии с годовым планом -графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ (обязательное положение п.9 таблица 1, п.14 НПБ 110-03, п.3, п.96 ППБ 01-03), что не позволяет своевременно обнаружить пожар в случае его возникновения, эвакуировать людей и произвести тушение пожара;
  3. монтаж точечных (дымовых) пожарных извещателей на 3- м этаже здания произведен на расстоянии от стен не менее 0,1 м. (фактически на расстоянии от 0,05 до 0,09 м.) (п.12.18 НПБ 88-2001 п.3 ППБ 01-03), что не позволяет своевременно обнаружить пожар в случае его возникновения;
  4. здание (помещение) не защищено системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах 3-го типа (вместо речевого способа оповещения используется звуковой) п.18 таблица 2, п.5.1 НПБ 104-03, п.3, п.16 ППБ 01-03) Система оповещения людей о пожаре 3- го типа по средством передачи специальных текстов направлена на предотвращение паники и других явлений, осложняющих эвакуацию. В ее отсутствие люди не будут оповещены о пожаре, а, следовательно, не смогут вовремя эвакуироваться до наступления воздействия опасных факторов пожара;
  5. при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается загромождение эвакуационных путей (коридор) различными материалами, изделиями. Двери на путях эвакуации открываются не свободно. Запоры на дверях эвакуационных выходов (переходы из 1-го подъезда во 2-ой подъезд на 2-м, 3-м и 5-м этажах) не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа, двери закрыты на внутренний замок, на ключ (п.53, п.52 ППБ 01-03). В результате загромождения путей эвакуации, а также блокирования эвакуационных выходов произойдет задержка людей при выходе из здания, что в свою очередь повышает время воздействия на людей опасных факторов пожара, до наступления угрозы их жизни и здоровья вследствие опасных факторов пожара, возможность спасения людей, возможность доступа личного состава пожарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведения мероприятий по спасению людей и материальных ценностей;
  6. обслуживающий персонал зданий для проживания людей (общежития) не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала. Кроме этого, указанное здание высотой 5 этажей не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства не хранятся в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройства (п.129 ППБ 01-03). Указанное нарушение, непосредственно влияет на быструю безопасную эвакуацию людей при пожаре, а также затрудняет спасение людей при пожаре, следствием чего является созданием угрозы жизни и здоровья граждан;
  7. монтаж и эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (участок электросети в коридоре над комнатой №53, над комнатой №105, над комнатой №114, участок электросети в тамбуре 1 -го и 2-го подъездов). Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей произведено «скруткой», а не при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) Способ прокладки проводов и кабелей выбран без учета требований электробезопасности и пожарной безопасности. Места соединения и ответвления жил проводов и кабелей не имеют равноценной изоляции жил целых мест этих проводов и кабелей. Соединение и ответвление проводов выполнено не в соединительных и ответвительных коробках. При пересечении незащищенных и защищенных проводов и кабелей с трубопроводами расстояния между ними в свету должны быть менее 50 мм (фактически вплотную к трубопроводу - участок электросети в тамбуре 1 -го подъезда и 2 -го подъезда). При расстоянии от проводов и кабелей до трубопроводов менее 250 мм провода дополнительно не защищены от механических повреждений по длине не менее 250 мм в каждую сторону трубопровода. Места соединения и ответвления жил проводов и кабелей, не имеют равноценную изоляцию жил целых мест этих проводов и кабелей. Соединение и ответвление проводов выполнено не в соединительных и ответвительных коробках Конструкция соединительных и ответвительных коробок и сжимов должна соответствовать способам прокладки и условиям окружающей среды.(п.2.1.21, п.2.1.32, 2.1.25, 2.1.26 ПУЭ, п.57 ППБ 01-03). В результате нарушения монтаж и эксплуатации электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроля за их техническим состоянием в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, привело к образованию больших переходных сопротивлений из-за неплотного контакта проводов между собой. При наличии больших переходных сопротивлений происходит местный разогрев, который вызывает самовоспламенение изоляционных покровов проводов, а следовательно и пожар. В ряде случаев причиной образования больших переходных сопротивлений являются механические скрутки электропроводов. При больших переходных сопротивлениях, следует иметь в виду, что предохранители, даже правильно выбранные, не могут предупредить пожар, так как ток в сети не возрастает, а выделение большого количества тепла обуславливается лишь переходным сопротивлением. Во многих случаях большие переходные сопротивления не оказывают никакого влияния на работу электроприемников, не фиксируются измерительными приборами и поэтому остаются не замеченными, так как электропровода соединены при помощи механической скрутки, не заизолированы, все это может привести к возникновению пожара.

Допущенные нарушения создают угрозу возникновения пожара, что представляет опасность для жизни и здоровья людей.

В отношении ОАО «Архжилкосервис» по факту указанных нарушений составлены 5 протоколов об административном правонарушении № 95,96,97.98 и 99 от 22 апреля 2011 года.

Главный государственный инспектор Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска по пожарному надзору Зубов А.В. принял решение о передаче материалов дела на рассмотрение в районный суд; письменно просит приостановить административную деятельность участка электросети в коридоре над комнатой №53, над комнатой №105, над комнатой №114, участка электросети в тамбуре 1 -го,2-го подъезда на срок до 90 суток.

Определением Исакогорского районного суда г.Архангельска от 27 апреля 2011 года рассмотрение указанных протоколов об административных правонарушениях №№95,96,97,98 и 99 от 22 апреля 2011 года об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ОАО «Архжилкосервис» юрисконсульт Агафонов А.В. нарушения правил пожарной безопасности и ответственность общества признал, пояснив, что в виду отсутствия материальных средств возможности устранения нарушений нет, просит не наказывать в административном порядке, ограничиться предупреждением.

Изучив материалы дела, в том числе контрольно-наблюдательного дела о противопожарном состоянии здания-общежития по адресу Клепача 9 г.Архангельска, заслушав старшего дознавателя отдела надзорной деятельности Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска УНД - государственного инспектора Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска по пожарному надзору Зайкова Ю.В., дознавателя отдела надзорной деятельности Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска УНД - государственного инспектора Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска по пожарному надзору Зайцеву Л.В., представителя ОАО «Архжилкосервис» юрисконсульта Агафонова А.В., прихожу к следующему.

Согласно части 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, признается административным правонарушением, и влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, относится к правонарушениям с формальным составом и признается общественно опасным уже самим фактом нарушения требований пожарной безопасности. Оно считается оконченным с момента начала совершения противоправного деяния и наступления общественно опасного последствия в виде возникшего пожара, при такой формулировке состава не требуется.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности»).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами, правилами.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Правилами пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании -общежитии по адресу Клепача д. 9 г.Архангельск 22 апреля 2011 года были выявлены вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности. Здание общежития, статус которого определен свидетельством о государственной регистрации на объект права - общежитие по ул. Клепача, 9, и кадастровым планом (копии на л.д. 53, 53 оборот) предназначено для постоянного проживания в нем людей.

Согласно п. 1. договора управления от 1 июля 2009 года, соглашений №№10 и 12 к договору, Устава ОАО «Архжилкосервис» данное здание по адресу: г.Архангельск, ул.Клепача 9 принадлежит на праве оперативного управления ОАО «Архжилкосмервис», которое в силу п. 3.4.1 обязано выполнять работы и услуги по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту дома, производить технические осмотры и планово-предупредительные ремонты, а в соответствии с п. 3.4.12 - обязано нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом РФ и действующим законодательством РФ, в связи с чем ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на указанное общество.

Изложенное подтверждается протоколами об административном правонарушении №№95,96,97,98 и 99 от 22 апреля 2011 года, актом № 39 о проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 22 апреля 2011 года, распоряжениями о проведении мероприятий по надзору от 22 декабря 2010 года и 12 апреля 2011 года, договором управления многоквартирными домами, соглашениями №№10 и 12 к договору, уставом ОАО «Архжилкосервис», сведениями, содержащимися в свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Нарушение требований пожарной безопасности признается совершенным ОАО «Архжилкосервис» по неосторожности, поскольку общество предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействий), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Таким образом, приведенными доказательствами подтверждается факт совершения ОАО «Архжилкомсервис»» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем суд квалифицирует его действия по данной статье КоАП РФ.

Нарушение прав и интересов ОАО «Архжилкосервис»» при рассмотрении дела об административном правонарушении суд не усматривает.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено. К смягчающим обстоятельствам суд относит признание обществом своей вины.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, серьезность отдельных из допущенных нарушений (изложенных в пункте 7), в целях охраны здоровья и жизни людей от возможных последствий несоблюдения правил пожарной безопасности, нахожу необходимым назначить ОАО «Архжилкосервис» наказание в виде административного приостановления деятельности участка электросети в коридоре над комнатой №53, над комнатой №105, над комнатой №114, участка электросети в тамбуре 1 -го и 2-го подъездов в здании, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. Клепача 9.

Принимая во внимание обстоятельства дела, невозможность устранения большинства выявленных нарушений в короткие сроки (п.п. 1,2,3,7), нахожу необходимым приостановить деятельность склада сроком на 50 суток.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.ст.29.10, 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Архжилкомсервис» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации участка электросети в коридоре над комнатой №53, над комнатой №105, над комнатой №114, участка электросети в тамбуре 1 -го и 2-го подъездов в здании, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. Клепача 9 на срок 50 (пятьдесят) суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Для его исполнения необходимо применить меры, исключающие возможность эксплуатации участка электросети в коридоре над комнатой №53, над комнатой №105, над комнатой №114, участка электросети в тамбуре 1 -го и 2-го подъездов в здании, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. Клепача 9 в указанный период, за исключением мер, необходимых для устранения выявленных нарушений.

Разъяснить Открытому акционерному обществу «Архжилкосервис», что в соответствии ч. 3 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление в течение 10 суток может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Судья Г.А. Каторс

<данные изъяты>

<данные изъяты>