Дело № 12-2/2012 РЕШЕНИЕ 24 января 2012 года г.Архангельск Судья Исакогорского районного суда города Архангельска Уткин Р.В., рассмотрев жалобу директора муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №73» Ермолиной Н.Е. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Исакогорского и Цигломенского округов г. Архангельска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Ермолиной Н.Е, у с т а н о в и л: Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Исакогорского и Цигломенского округов г. Архангельска №4-580/2011 от 18.11.2011 директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №73» - Ермолина Н.Е признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. В поданной жалобе Ермолина Н.Е. указывает на то, что вышеназванное постановление является незаконным, просит его отменить. В обоснование своих доводов указала, что ею предприняты необходимые меры для исполнения предписания инспектора ОНД Исакогорского и Цигломенского округов ГУ МЧС России по Архангельской области от 20 мая 2011 года, однако в полном объеме нарушения противопожарных требований в школе устранить не удалось ввиду необходимости производства работ капитального характера, требующих значительных временных и материальных затрат. В этой связи, в частности, 23 сентября 2011 года государственным инспектором по пожарному надзору были установлены новые сроки устранения выявленных нарушений (до 01 июня 2012 года). Ссылалась на отсутствие своей вины в неисполнении предписания. В суде Ермолина Н.Е. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснив, что она не виновна в неисполнении требований предписания, поскольку устранение соответствующих нарушений (прокладка коммуникаций, расширение эвакуационных выходов и т.п.) требуют проведения работ капитального характера, для чего необходимо финансирование со стороны учредителя - мэрии г.Архангельска. Нарушения были выявлены в ходе организованной отделом надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области проверки школы в мае 2011 года. По выявленным нарушениям составлен план выполнения предписаний органа пожарного надзора, соответствующие расходы включены в планы капитального ремонта на 2012 год, о чем районный отдел надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области проинформирован еще в августе 2011 года с мотивированным ходатайством об изменении срока исполнения соответствующих пунктов предписания. Выслушав подателя жалобы, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно ст. 37Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» руководители организаций, к числу которых относится Ермолина Н.Е., обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Часть 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. В ходе проверки с 8 по 23 сентября 2011 года (акт на л.д. 9-10), проведенной районным отделом надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области в отношении муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №73» установлено, что вопреки выданному 20 мая 2011 года предписанию, учреждением в срок до 1 сентября 2011 года не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности в части состояния ряда эвакуационных выходов и лестниц, размера эвакуационных выходов в свету, прокладки труб на путях эвакуации; объемно-планировочные решения изменены в сторону, ухудшающую условия безопасной эвакуации людей (п.п. 1, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 18 предписания). Невыполнение указанных пунктов предписания и послужило основанием для привлечения директора школы к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Оценив представленные по делу доказательства, нахожу постановление мирового судьи правильным в силу следующего. Действительно из материалов дела, а также дополнительно представленных Ермолиной Н.Е. документов (в том числе вступивших в законную силу решений суда и арбитражного суда по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ) следует, что устранение соответствующих нарушений (прокладка коммуникаций, расширение эвакуационных выходов и т.п.) требуют проведения работ капитального характера, для чего необходимо финансирование со стороны учредителя - мэрии г.Архангельска. Многие нарушения, выявленные в мае 2011 года, которые школа могла устранить своими силами, устранены в течение лета-осени 2011 года. 11 июля 2011 года в школе работала комиссия по определению объектов капитального ремонта на 2012 год с участием представителей управления капитального ремонта и строительства мэрии, департамента образования. Директором на рассмотрение данной комиссии было предъявлено предписание органа пожарного надзора с целью обеспечения его исполнения. По выявленным нарушениям составлен план выполнения предписаний органа пожарного надзора, соответствующие расходы включены в план капитального ремонта на 2012 год, о чем районный отдел надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области проинформирован еще в августе 2011 года с мотивированным ходатайством об изменении срока исполнения соответствующих пунктов предписания. Орган пожарного надзора 23 сентября 2011 года выдал новое предписание № 107/1/1-11, в котором сроки устранения соответствующих нарушений продлил до 01 июня 2012 года. В указанной части обоснованность установленных в предписании от 20 мая 2011 года (л.д. 11-15) кратких сроков исполнения пунктов 5, 9 (в части монтажа перегородки), 10, 13, 17 вызывает сомнения. Однако порядок оспаривания ненормативных правовых актов должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в части необоснованно кратких сроков исполнения содержащихся в них требований, установлен гражданским и арбитражным процессуальным законодательством. МОУ «СОШ № 73» правом обжалования акта в установленном порядке не воспользовалась, в связи с чем школа и ее директор обязаны были предпринять меры к исполнению предписания. Одновременно суд отмечает, что обстоятельств, которые при надлежащем отношении Ермолиной Н.Е. к исполнению своих должностных обязанностей, не позволили бы в срок исполнить пункты 1, 4 и 18 (о необходимости ремонта эвакуационных лестниц), 9 (в части установки дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара), 11, 12 (в части установки и изменения направления открывания дверей), не установлено. Так директором школы только в сентябре 2011 года направлено письмо председателю совета резервного фонда мэрии г.Архангельска с просьбой о выделении денежных средств на проведении работ по ремонту эвакуационной лестницы из спортивного зала. В октябре, как следует из объяснений самой Ермолиной Н.Е., средства были выделены, а в ноябре 2011 года ремонт завершен. Ничто не препятствовало директору школы обратиться за выделением денежных средств в мае 2011 года сразу по получении предписания, поставив при этом вопрос о ремонте всех, а не одной из эвакуационных лестниц. Также только в июле 2011 года был поставлен вопрос о заказе недостающих дверей (в результате чего на момент проверки в сентябре 2011 года они не были еще установлены), а двери, открывающиеся не по направлению выхода из здания (п.11), демонтированы уже после истечения срока исполнения предписания. Данных о невозможности совершения директором необходимых действий сразу после получения предписания в мае 2011 года в деле не имеется. Учитывая изложенное, вина Н.Е.Ермолиной в неисполнении части пунктов предписания № 49/1/1-20 от 20.05.2011 надлежаще установлена. Поскольку ей назначено минимальное наказание с учетом санкции ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ для должностного лица, оснований для снижения наказания также не усматривается. Установление 23.09.2011 должностным лицом нового срока для устранения ранее выявленных нарушений пожарной безопасности направлено на достижение исполнения требований закона и не означает отмену ранее установленных сроков, в которые предписание № 49/1/1-20 от 20.05.2011 должно было быть исполнено и не может служить основанием для освобождения директора школы от ответственности за неисполнение предписания в первоначально установленные сроки. С учетом изложенного оснований для отмены постановления не имеется. Руководствуясь ст.ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, р е ш и л: Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска Демехина С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №73» Ермолиной Н.Е. оставить без изменения, а жалобу Ермолиной Н.Е - без удовлетворения. Судья Р.В. Уткин