жалоба на постановление госпожнадзора по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ



Дело № 12-12/2012

Р Е Ш Е Н И Е

10 февраля 2012 года                                 г.Архангельск

Судья Исакогорского районного суда города Архангельска Костылева Е.С. (г.Архангельск, ул.Дежневцев д.14), рассмотрев жалобу Матвеевой Т.П. на постановление главного государственного инспектора Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска по пожарному надзору Зубова А.В. №303/305 от 27 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а:

Постановлением главного государственного инспектора Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска по пожарному надзору Зубова А.В. №303/305 от 27.12.2011 года бухгалтер расчетного пункта Муниципального учреждения «Информационно-расчетный центр» (далее по тексту - МУ «ИРЦ») Матвеева Т.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Матвеева Т.П. указанное постановление считает незаконным, в жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что проверка, по результатам которой составлен административный протокол, проведена с нарушением Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, помещение, расположенное по адресу: г.Архангельск, ул.Красина, д.8, корп.2, передано его собственником в оперативное управление МУ «ИРЦ», а не сотруднику данного учреждения Матвеевой Т.П. Её обязанности, как бухгалтера МУ «ИРЦ», определены должностной инструкцией. При этом она не является должностным лицом, не наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в МУ «ИРЦ», не имеет возможности распоряжаться денежными средствами бюджетного учреждения и самостоятельно устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Указанные обязанности могут быть возложены только на руководителя учреждения в соответствии с Уставом учреждения. Приказом по учреждению от 08.08.2011 года № 801 предусмотрено, что лица (в том числе и Матвеева Т.П.), ответственные за противопожарное состояние расчётных пунктов, паспортных отделений и управления МУ «ИРЦ», контролируют наличие в помещениях учреждения требуемых средств пожарной безопасности; периодически инструктируют работников о соблюдении правил пожарной безопасности; контролируют состояние пожароопасных предметов, находящихся в помещениях расчётного центра. В связи с этим полагает, что не является лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности, в той мере, которую предусматривает ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В судебном заседании защитник Матвеевой Т.П. - Иштуганова Н.А. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Выслушав защитника Матвеевой Т.П. - Иштуганову Н.А., исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме, при этом принимается во внимание, что жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок.

Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно ст.20 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В силу п.2 ст.20 настоящего Закона к грубым нарушениям относится, среди прочего, нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.14 настоящего Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: ….. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.

В распоряжении государственного пожарного надзора о проведении плановой выездной проверки от 25 октября 2011 года №143, на основании которой проведена проверка с 3 по 29 ноября 2011 года, адрес помещения расчётного пункта №11, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Красина, д.8, корп.2, отсутствует (л.д.14-15).

Таким образом, плановая выездная проверка, по результатам которой в адрес МУ «ИРЦ» составлено предписание №143/1/1-52 от 29 ноября 2011 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части проверки здания, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Красина, д.8, корп.2, была проведена в нарушение требований закона (л.д.16-19).

21 декабря 2011 года в отношении Матвеевой Т.П. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.20.4 КоАП РФ (л.д.47-49), из которых следует, что в ходе проверки, проведённой 23 ноября 2011 года, установлено, что Матвеева Татьяна Петровна нарушила требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным выходам, системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях, системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, изложенные в ППБ 01-03, а именно: в здании, расположенном по адресу: г.Архангельск, ул.Красина, д.8, корп.2, помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2-го типа, не защищены автоматической пожарной сигнализацией, а также при эксплуатации эвакуационных путей и выходов, на путях эвакуации знаки пожарной безопасности не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ».

Постановлением главного государственного инспектора Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска по пожарному надзору № 303/305 от 27 декабря 2011 года за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, Матвеева Т.П. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей (л.д.7-10).

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Пункт 10 ППБ 01-03 устанавливает, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

На основании изложенного прихожу к выводу, что Матвеева Т.П. в рассматриваемом конкретном случае не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, так как в её должностные обязанности (л.д.27-28), не входит контроль за пожарной безопасностью здания расчётного пункта МУ «ИРЦ, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. Красина д. 8, корп.2. Приказом от 08.08.2011 года № 801 на Матвееву Т.П. возложена обязанность по контролю наличия в помещениях учреждения требуемых средств пожарной безопасности; поведению периодических инструктажей работников о соблюдении правил пожарной безопасности; контролю за состоянием пожароопасных предметов, находящихся в помещениях расчётного пункта.

Таким образом, Матвеева Т.П. не является применительно к данному правонарушению должностным лицом и не может быть привлечена как физическое лицо (наряду с юридическим лицом - л.д.19-20, 22-24) к административной ответственности за необеспечение выполнения требований противопожарной безопасности помещений расчётного пункта, поскольку такими полномочиями наделён только руководитель расчётного пункта. В данном случае Матвеева Т.П. не является лицом, несущим ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том понимании, которое следует из ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу, что постановление о привлечении Матвеевой Т.П. к административной ответственности подлежит отмене, так как вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Матвеевой Т.П. подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях последней состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.ст.30.8-30.9 КоАП РФ,

р е ш и л а:

Жалобу Матвеевой Т.П. удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска по пожарному надзору Зубова А.В. №303/305 от 27 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении гражданина - бухгалтера расчётного пункта муниципального учреждения «Информационно-расчётный центр» Матвеевой Т.П. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Матвеевой Т.П. прекратить.

Решение в течение 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Архангельском областном суде путём подачи жалобы и принесения протеста через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Судья (подпись) Е.С. Костылева

Верно:

Судья              Е.С. Костылева