ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ



№ 12-11/2012

Р Е Ш Е Н И Е

20 февраля 2012 года              г.Архангельск

Судья Исакогорского районного суда города Архангельска Уткин Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области Карушева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Исакогорского и Цигломенского округов города Архангельска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №2 Исакогорского и Цигломенского округов города Архангельска Бузиной Т.Ю. от 24 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Исакогорского и Цигломенского округов г.Архангельска от 24 ноября 2011 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного инженера ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН России по Архангельской области Денисова Р.Л. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - Управление Росприроднадзора по Архангельской области) Карушев А.В. подал жалобу, в которой попросил отменить постановление, ссылаясь на то, что Денисов Р.Л. не исполнил в срок законное предписание, а потому должен быть привлечен к административной ответственности.

В судебном заседании государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Архангельской области Карушев А.В. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Денисов Р.Л. с жалобой не согласился, полагает, что постановление мирового судьи является законным. Указал, что им предприняты все зависящие от него меры для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, однако из-за ненадлежаще выполненного контрагентом ФКУ ИК-1 ИП Радюшиным Д.В. (л.д. 47-48) проекта нормативов выбросов, а также ввиду изменения нормативных актов, регулирующих порядок выдачи разрешения, своевременно разрешение не было получено.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 8 июля 2011 года в порядке осуществления мероприятия по контролю за соблюдением требований норм законодательства в области охраны атмосферного воздуха государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Архангельской области Карушевым А.В. в адрес ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» (г<адрес>) вынесено предписание об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны атмосферного воздуха в срок до 1 сентября 2011 года (л.д. 33).

Нарушения выразились в том, что исправительное учреждение «…в период с 1 октября 2009 года по день проверки (с 8 по 19 ноября 2010 года) без специального на то разрешения осуществляло выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ: взвешенных веществ в количестве 0,001 г/с и оксида углерода в количестве 0,0085 г/с вследствие сжигания в печи № 2 теплицы № 4 тепличного хозяйства Учреждения». Каких-либо конкретных мер, которые учреждение должно предпринять для устранения выявленного нарушения, в предписании не содержалось.

14 ноября 2011 года в отношении главного инженера ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН России по Архангельской области Денисова Романа Леонидовича, в силу должностной инструкции (л.д. 7-13) ответственного за соблюдение учреждением требований промышленной безопасности и подготовку соответствующей документации, был составлен протокол (л.д. 4-5) по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с тем, что учреждение не исполнило в установленный срок предписание от 8 июля 2011 года. Неисполнение предписания по мнению лица, составившего протокол, выразилось в том, что Учреждение не имеет специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, хотя осуществляет эксплуатацию котельной, работающей на отходах лесопиления и деревообработки, в результате чего осуществляется выброс вредных веществ в атмосферу.

Составляя данный протокол, должностное лицо не учитывало, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ составляет не неисполнение конкретного предписания, выданного ранее, а не норм природоохранного законодательства в целом. Из текста предписания от 8 июля 2011 года следует, что ФКУ ИК-1 должно устранить нарушение в виде выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ: взвешенных веществ в количестве 0,001 г/с и оксида углерода в количестве 0,0085 г/с вследствие сжигания в печи № 2 теплицы № 4 тепличного хозяйства Учреждения. Нарушений в части эксплуатации котельной, работающей на отходах лесопиления и деревообработки, в предписании не указано.

Как пояснил Денисов Р.Л. и подтвердил государственный инспектор Карушев А.В., печь № 2 теплицы № 4 тепличного хозяйства Учреждения со времени проверки в 2010 году не функционирует и выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ не осуществляет. Таким образом, оснований утверждать, что ФКУ ИК-1 не исполнено предписание от 8 июля 2011 года не имелось, наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ не доказано.

Ранее, 15 ноября 2010 года, между исправительным учреждением и индивидуальным предпринимателем Радюшиным Д.В. заключен договор об оказании услуг природоохранного значения, а именно о разработке Проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Кроме того в силу ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. При этом согласно ч.4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Обязанность по доказыванию виновности Денисова Р.Л. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ должностным лицом не исполнена.

Денисов Р.Л. как должностное лицо, предпринял меры и для получения необходимого разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Поскольку ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» не имеет подготовленных штатных специалистов по разработке таких документов, 15 ноября 2010 года Учреждение заключило договор на оказание услуг природоохранного назначения с индивидуальным предпринимателем Радюшиным Д.В., который обязался разработать Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Данный Проект разработан, прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, 1 июля 2011 года направлен на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Архангельской области, которое, рассмотрев его, 29 июля 2011 года выдало замечания. В связи с этим Проект направлен исправительным учреждением индивидуальному предпринимателю Радюшину Д.В. на доработку.

1 сентября 2011 года исправительное учреждение обратилось в Управление Росприроднадзора по Архангельской области с ходатайством о продлении срока выполнения предписания от 8 июля 2011 года до 15 декабря 2011 года, мотивируя ходатайство тем, что в связи с переименованием Учреждения в марте-апреле 2011 года, получением новых учредительных документов потребовалось переоформление полученного санитарно-эпидемиологического заключения, а также переработка томов Проекта.

С учетом изложенного, государственным инспектором не представлено также данных, свидетельствующих о том, что Денисов Р.Л. не исполнял либо ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности, в чем выразилось такое неисполнение или ненадлежащее исполнение. В отсутствие этих данных нет оснований утверждать наличие в действиях Денисова Р.Л. вины в неисполнении предписания, как необходимого условия привлечения должностного лица к административной ответственности.

В соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии со ст.29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекращается в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса (в том числе - отсутствия состава административного правонарушения).

При таких обстоятельствах производство по данному делу правомерно прекращено мировым судьей за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Исакогорского и Цигломенского округов города Архангельска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №2 Исакогорского и Цигломенского округов города Архангельска Бузиной Т.Ю. от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Российской Федерации по Архангельской области по охране природы Карушева А.В. без удовлетворения.

Судья                                                  Р.В. Уткин

Верно: судья                                                                                                           Р.В. Уткин