ст. 8.41 КоАП РФ



Дело № 12-44/2012

Р Е Ш Е Н И Е

26 июня 2012 года                                                                                                  г.Архангельск

Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Костылева Е.С., (г.Архангельск, ул.Дежневцев, д.14) рассмотрев жалобу федерального казённого учреждения «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» на постановление № 07-70/2012 главного специалиста-эксперта отдела по надзору за земельными ресурсами, ОПТТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственного инспектора РФ по Архангельской области по охране природы, государственному земельному контролю, государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Оленченко В.Р. от 4 мая 2012 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН по Архангельской области) постановлением главного специалиста-эксперта отдела по надзору за земельными ресурсами, ОПТТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственного инспектора РФ по Архангельской области по охране природы, государственному земельному контролю, государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Оленченко В.Р. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, выразившегося в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. За совершённое правонарушение указанное учреждение подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области обратилось суд с жалобой на это постановление, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку учредителем данного учреждения является Российская Федерации, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, источником финансировании деятельности учреждения являются средства федерального бюджета. Несвоевременное внесение платежа за негативное воздействие на окружающую среду произошло в связи с тем, что учреждению не были выделены денежные средства на указанные цели.

Представители ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области Мальцева Н.В. и Денисов Р.Л. в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, пояснив дополнительно, что расчёт размера платы за негативное воздействие на окружающую среду был учреждением составлен своевременно, в заявку на финансирование на 2011 год, составленную учреждением, сумма платежей за весь год была включена, однако денежные средства выделены не были. Несмотря на это за три квартала 2011 года платежи были внесены, изысканы средства, однако за 4 квартал 2011 года платеж не внесён из-за отсутствия финансирования данной статьи расходов.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Архангельской области о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило. В представленном отзыве на жалобу с ней не согласилось, указав.

Помощник Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Миляев В.П. в судебном заседании с жалобой не согласился, полагал постановление подлежащим оставлению без изменения.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены или изменения постановления.

Согласно ч.1 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст.16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

По настоящему делу установлено, что Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Архангельской области Карушевым А.В. в период со 2 по 16 апреля 2012 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, по итогам которой 19 апреля 2012 года Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Северовым С.В. вынесено постановление о возбуждении дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, копия постановления направлена в Управление Росприроднадзора по Архангельской области (л.д.15-17).

Согласно указанному постановлению, при проведении проверки соблюдения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды выявлены нарушения, в частности, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела по надзору за земельными ресурсами, ОПТТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственного инспектора РФ по Архангельской области по охране природы, государственному земельному контролю, государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Оленченко В.Р. от 4 мая 2012 года № 07-70/2012 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ. За совершённое правонарушение указанное учреждение подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 75 000 рублей (л.д.54-57).

При вынесении обжалуемого постановление главный специалист-эксперт отдела по надзору за земельными ресурсами, ОПТТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственного инспектора РФ по Архангельской области по охране природы, государственному земельному контролю, государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Оленченко В.Р. правильно исходил из того, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области не внесло в установленный законом срок плату за негативное воздействие на окружающую среду, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.

Факт нарушения учреждением не оспаривается.

На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области были предприняты все зависящие от него меры для своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (в том числе путем обращения в суд с иском о финансировании обязательных платежей с обоснованием расчётов), обращения в ФСИН России с расчётами, обоснованием необходимых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, не представлено.

Ссылка заявителя на то, что в заявку расходы на экологические платежи были включены (л.д.19-22), до утверждения бюджета на 2011 год учреждению не было известно о том, что запрошенные на экологические платежи денежные средства не выделены, не может быть принята судом, поскольку бюджет утверждён 6 февраля 2012 года (л.д.23-24). При этом до проведения проверки (со 2 по 16 апреля 2012 года) заявителем никаких мер для надлежащего исполнения обязанности по внесению платежа за 4 квартал 2011 года не предпринято.

Довод ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области о том, что финансирование производится на основании бюджетной сметы на соответствующий год, в которой не предусмотрены средства на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, не влияет на наличие события административного правонарушения и не исключает производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ.

Иной подход означал бы возможность необоснованного освобождения учреждения, как субъекта административной ответственности, от обязанности внесения экологических платежей.

С учётом изложенного прихожу к выводу, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области не были приняты в полном объёме все зависящие от него меры по выполнению обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Довод жалобы об отсутствии вины в действиях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области со ссылкой на отсутствие денежных средств от учредителя не может быть принят во внимание также в связи с тем, что несвоевременное внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает не только процессы формирования и расходования соответствующих финансовых средств в области охраны окружающей природной среды, но и своевременное проведение плановых мероприятий, необходимых для её защиты.

В силу ч.1 ст.1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Совершенное ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, степени вины названного юридического лица.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюдён, представленные по делу доказательства оценены в соответствии с правилами ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, в их совокупности. Нарушений норм материального и процессуального права также не допущено.

В связи с этим правовых оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Постановление № 07-70/2012 главного специалиста-эксперта отдела по надзору за земельными ресурсами, ОПТТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственного инспектора РФ по Архангельской области по охране природы, государственному земельному контролю, государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Оленченко В.Р. от 4 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу федерального казённого учреждения «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» - без удовлетворения.

Судья (подпись) Е.С. Костылева

Верно:

Судья              Е.С. Костылева