Дело №2-470/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2011 года г.Рассказово
Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Бадикова Р.Г.,
при секретаре Ситниковой Е.А..
с участием истца Никитина В.А. и его представителя Синяткина А.И., действующего на основании заявления,
представителя ответчика ООО «Авиасервис» Сергеевой Л.И., действующей на основании доверенности и Сергеева В.И., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Авиасервис», открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании стоимости неиспользованного билета, неустойки, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
дд.мм.гггг Никитин В.А. приобрел в офисе ООО «Авиасервис», расположенном в <адрес>, электронный авиабилет на рейс <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты> авиакомпании «Сибирь» с датой вылета дд.мм.гггг в 00 часов. 45 мин.
Никитин В.А. обратился в суд с иском к ООО «Авиасервис», ОАО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании с ответчиков в солидарном порядке стоимости неиспользованного авиабилета в сумме <данные изъяты> руб., неустойки в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., а также убытков в размере <данные изъяты> руб., указав, что прибыв в аэропорт заблаговременно, за 30 мин. до вылета, истец не попал на рейс, поскольку ему было отказано в регистрации на рейс. Сотрудник авиакомпании «Сибирь» мотивировал тем, что истец опоздал на регистрацию. В приобретенном истцом билете не содержалась информация о том, в какое время осуществляется регистрация пассажиров на рейс. В связи с чем истец обоснованно полагал, что прибыв в аэропорт за 30 минут до вылета, он успеет пройти регистрацию и попасть на рейс. Ответчики в нарушение ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не предоставили истцу, как потребителю достоверную и полную информацию о предоставляемой услуге. Согласно ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере 3% в случае нарушения установленных сроков начала и окончания работы или услуги, в том числе транспортной. В данном случае процент должен считаться исходя не из просроченных часов, а минут, поскольку договор перевозки заключается в минутах. Поскольку размер неустойки превышает стоимость билета, истец прости взыскать неустойку в размере стоимости билета - <данные изъяты> руб. Также действиями ответчика истцу были причинены физические и нравственные страдания, которые выразились в сильном нервном напряжении, упущенном времени и срыве планов, разочаровании и безысходности оттого, что он не смог улететь. На составление искового заявления истец потратил <данные изъяты> руб.
От представителя ООО «Авиасервис» поступило возражение на иск, в котором указано, что все претензии пассажиров должны предъявляться непосредственно к перевозчику, а не к лицу, которое оформляло перевозочные документы, т.е. ООО «Авиасервис» не может быть признано надлежащим ответчиком по данному делу. При приобретении электронного авиабилета в кассе ООО «Авиасервис» истцу была предоставлена полная и достоверная информация об услуге, в том числе о времени начала и окончания регистрации на рейс <данные изъяты>. Помимо этого, истцу была вручена специальная памятка для пассажира, в которой также изложены действующие у перевозчика правила авиационной перевозки пассажиров и багажа, где также указано, что регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчиваются не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна. Кроме того, в самом электронном билете в графе «уведомления» имеется информация об условиях перевозки. У пассажира имеется выбор, приобрести авиабилет на бумажном носителе, в котором содержится вся существенная информация об условиях перевозки, либо приобрести электронный билет, в котором та же информация содержится в виде ссылок. Вины ООО «Авиасервис» в том, что потребитель должным образом не ознакомился с электронным билетом, выданной ему памяткой, правилами и условиями авиационных перевозок нет. Согласно отметке на электронном билете истец обратился за регистрацией на рейс <данные изъяты> за 5 минут до вылета самолета. Истец в разумный срок от исполнения договора перевозки не отказался. Нарушений сроков оказания услуги в данном случае также не было и для взыскания неустойки не имеется каких-либо правовых оснований. Более того, характер заявляемого истцом нарушения (несообщение полной информации об услуге) не предполагает наличия в данном случае какой-либо неустойки. Факт получения морального вреда истцом также не доказан.
От истца поступило заявление об увеличении исковых требований в части компенсации морального вреда, в которых он просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец Никитин В.А. и его представитель Синяткин А.И. на иске настаивают.
Представители ответчика ООО «Авиасервис» в судебном заседании возражают против иска.
Представитель ответчика ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.8 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.3 данной статьи информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии со ст.12 Закона «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
В соответствии с п.2-3 ст.105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
По требованию пассажира ему был оформлен электронный билет, что не оспаривается сторонами. Пассажиру была выдана выписка из электронного билета (л.д.6).
В соответствии с п.37 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82) (далее Правила) при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:
указанную в оформленном перевозочном документе;
об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.;
об условиях применения тарифа;
о правилах перевозчика;
о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;
о способе проезда до аэропорта отправления;
о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;
об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
об условиях обслуживания на борту воздушного судна;
о типе воздушного судна.
Как показали в судебном заседании свидетель М., кассир, продавшая электронный билет истцу, она предупредила истца о том, что регистрация на рейс начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до вылета, к билету приколола две квитанции и памятку. О том, что регистрация на рейс заканчивается за 40 минут до вылета, кассир говорит всем покупателям. Свидетель К., также работающая кассиром в ООО «Авиасервис» показала, что она присутствовала при покупке истцом билета, она слышала, как кассир М. предупреждала о времени начала и окончания регистрации на рейс, сама также несколько раз предупредила истца о времени окончания регистрации на рейс.
Как пояснил в судебном заседании директор ООО «Авиасервис» Сергеев В.И., его кабинет находится рядом с кассой и он также слышал из своего кабинета, как кассир предупреждала Никитина В.А. о времени начала и окончания регистрации на рейс.
Свидетель Ж. показал, что сам он при покупке билета не присутствовал, но когда Никитин В.А. показал ему билет, к билету ничего не было приколото, никаких памяток.
Оценивая приведенные сторонами доказательства, суд считает установленным, что при приобретении билета пассажиру была сообщена информация о времени и месте начала и окончания регистрации на рейс.
Согласно п.80 Правил пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
Пунктом 81 Правил установлено, что регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.
Истец в судебном заседании пояснил, что прибыл на регистрацию за 30 минут до вылета.
В соответствии с п.91 Правил пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.
Согласно ст. 108 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Основанием иска является нарушение исполнителем требований ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» о предоставлении потребителю достоверной и полной информации об услуге. Данные доводы суд находит не подлежащими удовлетворению. Требование о возмещении стоимости авиабилета в соответствии со ст.108 ВК РФ в связи с добровольным отказом от полета истцом не заявлены. На основании изложенного, требование о взыскании стоимости неиспользованного авиабилета суд находит не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Никитину В.А. в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 18 июля 2011г.
Судья Р.Г.Бадиков