ДЕЛО № 2-115/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ Г. Рассказово 26 июля 2011 г. Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе судьи Севостьяновой Л.Т. с участием прокурора Киселёвой Т.О. при секретаре Гладышевой Т.А. при участии: представителя ответчика ЮМАШЕВА В.В., начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы администрации г. Рассказово, действующего на основании доверенности № от дд.мм.гггг; представителя третьего лица ГЕРАСЬКИНОЙ М.В., ведущего специалиста отдела опеки и попечительства администрации г. Рассказово, действующей на основании доверенности № от дд.мм.гггг, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассказовского межрайонного прокурора, действующего в интересах СТРОМОВОЙ К.Ю., к администрации г. Рассказово, администрации Тамбовской области, финансовому Управлению Тамбовской области и Управлению труда и социального развития Тамбовской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Решением суда от дд.мм.гггг Стромова Е.Ю. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Стромовой <данные изъяты>, дд.мм.гггг г.р. Стромова К.Ю. была передана опекуну и постановлением администрации г. Рассказово от дд.мм.гггг № за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> Заключением межведомственной комиссии от дд.мм.гггг <адрес> был признан непригодным для постоянного проживания (аварийным). Постановлением администрации <адрес> от дд.мм.гггг № Стромова К.Ю. бала приняла на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по № общего списка. Помимо этого, в апреле 2010 года администрация города обратилась в Межведомственную комиссию по предоставлению гражданам субсидий на приобретение или строительство жилья за счёт средств, предусмотренных разделом «Жилищное строительство» областной адресной инвестиционной программы с ходатайством о выделении социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств, предусмотренных разделом «Жилищное строительство» областной адресной инвестиционной программы лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Стромовой К.Ю. Согласно ответа Управления труда и социального развития от дд.мм.гггг Стромова К.Ю. с дд.мм.гггг включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 418. Рассказовский межрайонный прокурор, действуя в интересах СТРОМОВОЙ К.Ю., обратился в суд с иском к администрации г. Рассказово о переселении Стромовой К.Ю., как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, из аварийного дома в другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Требования прокурором неоднократно изменялись и дополнялись и в конечном требовании, предъявленном, в том числе, и к администрации Тамбовской области, прокурор просит обязать администрацию Тамбовской области предоставить Стромовой К.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Рассказово как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. По ходатайству прокурора судом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены казна области в лице финансового Управления Тамбовской области и Управление труда и социального развития Тамбовской области. При рассмотрении данного дела прокурор заявленные требования поддерживает в полном объёме. Стромова К.Ю., в интересах которой заявлен иск, в судебное заседание не явилась. Представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствии. На исковых требованиях, заявленных прокурором в её интересах, настаивает. Представитель администрации г. Рассказово по доверенности исковые требования прокурора к администрации г. Рассказово не признал. Полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, но за счёт средств бюджета Тамбовской области. Представители ответчиков: администрации Тамбовской области, финансового Управления Тамбовской области и Управления труда и социального развития Тамбовской области в суд не явились. Ответчики просят рассмотреть дело в отсутствии их представителей, против заявленных требований возражают. Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации г. Рассказово полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент, как жилище. Другие международно-правовые акты также содержат положения о жилище человека. С учётом положения международно-правовых актов ч.1 ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище и ч.1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту данного права. Как следует из преамбулы Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖФ РФ» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильности, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законном основании, в предоставлении жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище… Согласно ст. 8 Закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с последующими изменениями и дополнениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в ряжах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абзаца третьего данной статьи Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ. В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с последующими изменениями и дополнениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения или если их возвращение в закреплённые на ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 кв.м, путём предоставления жилого помещения по договору социального найма… В силу п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без помещения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма. Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона от 22.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Постановлением администрацией Тамбовской области от 15.06.2011 г. № 644 определён орган исполнительной власти, уполномоченный на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каковым является управление труда и социального развития Тамбовской области. Постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2011 г. № 816 утверждён Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно п. 1.2 этот Порядок распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющих закреплённого жилого помещения, или если их возвращение в закреплённые за ними жилые помещения невозможно, по окончании пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ, или при возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как было указано выше, постановлением администрации г. Рассказово от 23.05.1996 г. за Стромовой К.Ю. была закреплена жилая площадь в <адрес>), который в 2006 г. был признан непригодным для постоянного проживания (аварийным). Следовательно, возвращение Стромовой К.Ю. в закреплённое за ней жилое помещение невозможно. Согласно п.1.3 Порядка лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 кв.м путём предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом, п.1.4 Порядка предусматривает, что в случае отсутствия необходимого жилищного фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, которая рассчитывается исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, подлежащей применению для расчёта социальных выплат. Ни администрацией области, ни управлением труда и социального развития суду не представлено никаких доказательств об отсутствии необходимого жилищного фонда, в связи с чем суд считает подлежащим удовлетворению требования прокурора о предоставлении Стромовой К.Ю. жилого помещения. А, поскольку, органом, уполномоченным на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является управление труда и социального развития области, суд полагает правильным на данный орган возложить обязанность по предоставлению жилого помещения Стромовой К.Ю. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Рассказовского межрайонного прокурора удовлетворить в части. Обязать Управление труда и социального развития Тамбовской области за счёт казны Тамбовской области предоставить по договору социального найма СТРОМОВОЙ К.Ю., дд.мм.гггг года рождения, на состав семьи один человек однократно вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 и не более 37 кв.м в черте г. Рассказово Тамбовской области. Исковые требования Рассказовского межрайонного прокурора к администрации г. Рассказово и администрации Тамбовской области о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течение 10 суток. Судья Изготовлено 01.08.2011 г.