РЕШЕНИЕ
По делу № 2-1820/10
Именем Российской Федерации
22 июля 2010г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Харитоновой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сомовой Любови Николаевны к ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения льготной пенсии и о назначении таковой,
УСТАНОВИЛ:
Сомова Л.Н. – заведующая фельдшерско-акушерским пунктом (далее ФАП) с.Куксово Тамбовского района Тамбовской области обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе о включении периодов работы в указанной должности и в должности фельдшера в 1988г., 1990-1994г.г. и в 1999-2010г.г. в трудовой стаж, дающий право для назначения ей, как медицинскому работнику, льготной пенсии, а также с требованием о назначении пенсии.
В судебном заседании Сомова Л.Н. поддержала свои требования и пояснила, что с Дата обезличенаг. до настоящего времени работает заведующей Куксовским ФАП при Тамбовской ЦРБ, занимая полную ставку. До этого она работала там же фельдшером.
Все это время она выполняет работу фельдшера, акушерки и медсестры: ведет амбулаторный прием больных, назначает необходимое лечение, выходит на дом по вызовам, осуществляет патронаж новорожденных и беременных, делает прививки детям, осуществляет профилактический осмотр инвалидов, ветеранов ВОВ и других льготных категорий граждан, проводит различные медицинские процедуры, как назначенные самостоятельно, так и назначенные врачами ЦРБ.
Ответчик отказал истице в назначении льготной трудовой пенсии, не включив вышеназванные периоды в специальный трудовой стаж либо включил их без учета льготного исчисления как за работу в сельской местности. Кроме того, ответчик не включил в медицинский стаж время нахождения истицы на курсах повышения квалификации в 1988 и 1993 г.г.
Истица просила обязать ответчика включить в медицинский стаж в льготном исчислении (как 1 год за год и три месяца) все периоды ее работы до 01.11.1999г., в том числе отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 и 3х лет, а также периоды прохождения курсов повышения квалификации на основе ранее действующего законодательства. Период работы с 01.11.1999г. по 11.02.2010г. в должности заведующей ФАП просила включить в льготный стаж в календарном исчислении.
Сомова Л.Н. просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию как медицинскому работнику с момента обращения в ГУ УПФ.
Представитель ответчика Волосевич Ю.С. иск не признала и пояснила, что должность заведующей ФАП не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный трудовой стаж. Исчисление спорных периодов трудовой деятельности истицы должно осуществляться календарно. Просила в иске отказать.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО3 – бывшая и нынешняя санитарки Куксовского ФАП, пояснили, что истица, будучи заведующей ФАП, совмещала эту работу с работой фельдшера, акушерки и медсестры: вела амбулаторный прием больных, назначала необходимое лечение, выходила на дом по вызовам, осуществляла патронаж новорожденных и беременных, делала прививки детям, ставила уколы, проводила профосмотры, санитарно-просветительскую работу и т.п.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.
Судом установлено, что согласно записи в трудовой книжке Сомова Л.Н. с Дата обезличенаг. по настоящее время работает в должности заведующей Куксовским ФАП, находящимся в составе Тамбовской центральной районной больницы. Ранее данный ФАП был подразделением 1 й поликлиники .... До Дата обезличенаг. истица работала там же фельдшером.
Согласно справки работодателя истицы, настоящий фельдшерско-акушерский пункт никогда не находился в черте ..., а расположен в сельской местности в 30 км. от города.
Судом установлено, что, работая заведующей ФАП, истица также выполняла функции фельдшера, акушерки и медсестры, что подтверждается ее показаниями, показаниями свидетелей, справками работодателей истицы и приказами о совмещении означенных должностей.
Ответчик не включил периоды работы истицы заведующей ФАП и заведующей здравпунктом ФАП в ее медицинский стаж, ряд периодов включил в стаж в календарном исчислении и отказал Сомовой Л.Н. в назначении досрочной пенсии.
В соответствие со ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.01г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Указанное право на досрочную пенсию предоставляется при условии работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. № 781, а также в Списках…, утвержденных постановлением СМ РСФСР от 6.09.91г. № 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
В Списке от 2002г. в перечне должностей указана должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
Судом установлено, что Сомова Л.Н., занимая должность заведующей ФАП, совмещала эту работу с работой фельдшера, акушерки и медсестры. Она оказывала медицинскую помощь больным, осуществляла патронаж беременных женщин и детей, делала прививки, осуществляла профосмотр, занималась санитарно-просветительской работы и др.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица в спорные периоды работала в должности, соответствующей Списку. Данные периоды работы следует включить в трудовой стаж истицы для назначения ей льготной трудовой пенсии.
Истице для назначения льготной пенсии необходимо 25 лет специального стажа, как работающей исключительно в сельской местности.
В соответствие с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. № 781, только при смешанном стаже: в городе, в сельской местности и в поселке городского типа год работы в селе засчитывается в стаж как год и 3 месяца (пункт 5 подп. «а»).
Аналогичные Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. № 1066 и содержащиеся в Постановлении Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 464 предусматривали исчисление стажа работы в селе как год за год и три месяца без вышеназванных ограничений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Это же правило прописано в ст.4 ГК РФ.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Периоды с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. (отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет) были включены ответчиком в медицинский стаж истицы в календарном исчислении.
Период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. – отпуск по уходу за ребенком до 3х лет вообще не включен в специальный стаж истицы.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, начавшегося до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
На основании ранее действовавшего законодательства, предусматривающего льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, означенные периоды работы истицы следует засчитать в ее медицинский стаж из расчета год работы за год и три месяца.
Подобная позиция высказана Верховным Судом РФ в определении СК по гражданским делам от 14.05.2009г. № 19-В09-3.
На тех же условиях (как год за год и три месяца) следует включить в медицинский стаж истицы время ее работы в должности заведующей здравпунктом ФАП с.Куксово с 04.01.1993г. по 31.03.1994г. по ранее действующему законодательству.
Согласно ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимость же профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
В соответствие со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Истица пояснила, что была обязана систематически повышать свою профессиональную квалификацию. При этом повышение квалификации было одним из условий профессионального соответствия истицы занимаемой должности, что подтверждается записями в трудовой книжке Сомовой Л.Н. и свидетельствами о прохождении ею специализации.
Согласно справок работодателя истицы, в период нахождения ее на курсах повышения квалификации в 1988 и 1993г.г. (названы как учебный отпуск) за Сомовой Л.Н. сохранялась ее должность и средняя заработная плата.
Исходя из смысла ст.15 Трудового кодекса РФ, суд полагает, что, обучаясь на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности, Сомова Л.Н. продолжала выполнять свою трудовую функцию, получая за это заработную плату. Обучение на специальных курсах суд рассматривает как медицинскую деятельность.
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации (в ученическом отпуске) в 1988 и 1993г.г. следует зачесть в ее специальный трудовой стаж. При этом их следует зачесть в льготном исчислении как год за год и три месяца.
Поскольку обучение на специальных курсах суд рассматривает как медицинскую деятельность, оснований для неприменения льготного порядка исчисления вышеуказанных периодов не имеется. Каких-либо законодательных ограничений судом не установлено.
Следует обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с медицинской деятельностью с момента ее обращения в ГУ УПФ – с Дата обезличенаг., поскольку с учетом спорных периодов у нее достаточно специального стажа.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сомовой Любови Николаевны удовлетворить.
Включить Сомовой Любови Николаевне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:
- с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., с Дата обезличенаг. по Дата обезличена г. в должности фельдшера ФАП ... района и области (учебный отпуск, отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 и 3х лет) как один год за год и три месяца;
- с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в должности заведующей здравпунктом ФАП ... района и области (в том числе ученический отпуск с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.) как один год за год и три месяца;
- с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в должности заведующей ФАП ... района и области.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в Тамбовском районе Тамбовской области назначить Сомовой Любови Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с Дата обезличенаг.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней после его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 июля 2010г.
Судья: Изгарёва И.В.
ВЕРНО: судья