о незаконности прекращения индексации на приобретение продтоваров



РЕШЕНИЕ

по делу № 2- 104/10

Именем Российской Федерации

18 января 2010 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

с участием прокурора Татаринова С.Г.,

при секретаре Даютовой В.Н.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Миленина Константина Ивановича к Военному комиссариату Тамбовской области о признании незаконными действий последнего, индексации и выплате денежной компенсации на продовольствие,

УСТАНОВИЛ:

Миленин К.И. - участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалид 2 группы обратился с иском к военному комиссариату Тамбовской области об индексации денежной компенсации на продовольствие с 01.01.2008г. в связи с ростом инфляции, выплате задолженности по данной компенсации.

Кроме того, истец просил признать незаконными действия военкомата по прекращению индексации спорной выплаты.

В судебном заседании истец поддержал свои требования и пояснил, что является получателем сумм в возмещение вреда здоровью, в том числе и компенсации на продовольствие. Указанные выплаты ему, как пенсионеру Министерства обороны РФ, осуществляет ответчик.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 03.10.06г. ему назначена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 1 Номер обезличен с последующей индексацией в соответствие с действующим законодательством. Данная сумма получена путем индексации спорной выплаты в соответствие с увеличением МРОТ, пропорционально росту величины прожиточного минимума и по уровню инфляции. Решение вступило в законную силу и подлежит неукоснительному исполнению.

Военный комиссариат индексировал указанную выплату вплоть до января 2008г. по уровню роста инфляции в стране, а затем прекратил индексацию, указав истцу, что размер его компенсации превышает размер таковой, установленный Правительством РФ.

Миленин К.И. полагал, что действия ответчика по прекращению индексации компенсации на продовольствие не соответствуют закону и позиции Конституционного Суда РФ, который выссказался за максимальную индексацию сумм возмещения вреда чернобыльцам. Кроме того, истец указал, что гражданским участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС спорная выплата индексируется органами социальной защиты.

Миленин К.И. просил установить размер спорной компенсации в Номер обезличен копейки и взыскать с ВКТО задолженность по компенсации с 01.01.08г. в сумме Номер обезличен.

Представитель ответчика Хлебникова С.В. исковые требования не признала и пояснила, что ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров истцу в 2008 и 2009 году не индексировалась, поскольку суммы этих выплат у него больше, чем предусмотрено постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914.

Данная компенсация выплачивается в фиксированной денежной сумме, установленной Правительством РФ, и именно от данной суммы осуществляется индексация по уровню инфляции. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Прокурор полагал, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что Миленин К.И. является инвалидом вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он получает ежемесячно суммы в возмещение вреда здоровью, ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью. Выплату означенных сумм истцу осуществляет ответчик.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 03.10.06г. истцу установлена с 01.10.2006г. ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 1 Номер обезличен с последующей индексацией в соответствие с действующим законодательством.

В 2008-2009г.г. индексация ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров Миленину К.И. военкоматом не производилась.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями сторон и материалами дела.

В силу положений ст.ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью есть конституционная обязанность Российской Федерации, как социального правового государства.

В Постановлении от 01.12.1997 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной, денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров предусмотрена пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

Судом установлено, что истец получает по решению суда ежемесячную компенсацию на продовольствие в сумме, превышающей размер таковой компенсации, установленный Правительством РФ в постановлениях № 914 от 21.12.07г., № 655 от 03.09.08г., № 992 от 24.12.08г. (в 2008г. – Номер обезличен рублей Номер обезличен копеек, в 2009г. – Номер обезличен копеек).

Действующее законодательство не предусматривает индексацию суммы спорной компенсации, установленной выше обозначенного размера. Поэтому никакого противоречия с решением суда, на которое ссылается истец, в данном случае не установлено.

Доводы Миленина К.И. не основаны на вышеназванных нормативных актах, в связи с чем, оснований для удовлетворения его иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Миленину Константину Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Тамбовской области о признании незаконными действий последнего по прекращению индексации денежной компенсации на продовольствие, индексации и выплате задолженности по данной компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 января 2010г.

Судья:Изгарёва И.В.

ВЕРНО: судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200