Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2010 года
Ленинский районный суд г. Тамбова
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.
При секретаре Купцовой Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1689/10 по иску Зуева Василия Андреевича к Военному комиссариату Тамбовской области о признании права на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, как инвалида Великой Отечественной войны, взыскании задолженности за период с 01.05.2005 г. по 31 мая 2010 года в сумме 30000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Зуев Василий Андреевич является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с ноября 1971 года, ветераном-участником Великой Отечественной войны, относиться к военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 не менее шести месяцев.
В сентябре 1998 года Зуев В.А. признан инвалидом второй группы вследствие общего заболевания.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Зуев В.А. приравнен к инвалидам Великой Отечественной войны.
Военный комиссариат Тамбовской области, исполняя Указ Президента РФ от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1954 годов», назначил истцу Зуеву В.А. дополнительное ежемесячное материальное как военнослужащему, проходившему военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 не менее шести месяцев, в сумме 500 рублей ежемесячно.
14 апреля 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ДЕМО как лицу, приравненному к инвалидам Великой Отечественной войны.
Зуев В.А. получил ответ Военного комиссариата Тамбовской области, в котором указано, что ДЕМО назначено ему в соответствии с законом.
01 июня 2010 года Зуев В.А. предъявил иск к Военному комиссариату Тамбовской области о признании права на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, как инвалида Великой Отечественной войны, взыскании задолженности за период с 01.05.2005 г. по 31 мая 2010 года в сумме 30000 рублей.
В судебное заседание истец Зуев В.А. не явился, о рассмотрении дела извещен.
Представитель истца по доверенности ФИО в судебном заседании иск поддержал, в обоснование иска сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Дополнительно пояснил суду, что ответчик нарушил право истца на получение ДЕМО в размере 1000 рублей. Истец имеет удостоверение о праве на льготы, в котором указано, что ему предоставляются льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Изменение в удостоверение внесено сотрудником военкомата и заверено печать. Удостоверение выдано в 2000 году.
Представитель сослался на определение Конституционного Суда РФ № 89-О от 04.04.2006 года, в котором четко указано, что военнослужащие, указанные в подпункте «з» полпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», являющиеся инвалидами вследствие общего заболевания, которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячные денежные выплат предоставляются в размере должны выплачиваться в том же размере, что и инвалидам Великой Отечественной войны.
Представитель истца сослался на постановление Правительства РФ от 15 июня 2010 г. № 437, которым внесены изменения в Правила выплаты ДЕМО. В данных изменениях разъяснено, что граждане, которым ДЕМО было назначено в меньшем размере, чем предусмотрено Указом Президента № 363, имеют право на доплату.
Представитель ответчика Шевякова О.А. в судебном заседании иск не признала, сослалась на письменные возражения. Пояснила суду, что у истца отсутствует документ, подтверждающий его право на получение ДЕМО в размере, установленном для инвалидов Великой Отечественной войны. Истец проходил службу с 10.01.1943 г. в частях, не входивших в состав действующей армии. Поэтому с 1 мая 2005 года ему производится выплата ДЕМО в сумме 500 рублей ежемесячно.
Определение Конституционного Суда, на которое ссылается истец, вынесено в отношении определенного круга лиц, не является основанием для перерасчета ДЕМО истцу.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, копией пенсионного удостоверения серия Ж № 099923 от 25.11.1971 г., удостоверения ветерана-участника Великой Отечественной войны серия ВВ № 293828 от 06.06.2000 года, копией справки МСЭ № 896891 от 04.09.1998 г. об установлении инвалидности второй группы по общему заболеванию бессрочно, что истец является участником Великой Отечественной войны - военнослужащим, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 не менее шести месяцев, инвалидом вследствие общего заболевания.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» " (с изменениями и дополнениями) Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Конституционный суд в пункте 4.1 Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 89-О "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"указал что, то обстоятельство, что в пунктах 9 и 10 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и статьях 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах", определяющих меры социальной поддержки инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, не упоминается, и вопросы, касающиеся ее предоставления (круг лиц, имеющих право на ее получение, размер выплаты, порядок назначения), регламентируются отдельной статьей Федерального закона "О ветеранах" - статьей 23.1, а также отсутствие в названных федеральных законах прямого указания на размер ежемесячной денежной выплаты, полагающейся участникам Великой Отечественной войны, которые были признаны инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, включая военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, не свидетельствуют о том, что тем самым Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и Федеральный закон "О ветеранах" допускают установление ежемесячной денежной выплаты данной категории участников Великой Отечественной войны без учета ранее приобретенного ими статуса, объема тех прав и льгот, которые предоставлялись им до 1 января 2005 года на основании Федерального закона "О ветеранах" как лицам, приравненным по правам и льготам к инвалидам войны, а ныне заменяются денежной компенсацией.
Истолкование взаимосвязанных нормативных положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" как позволяющих снижать по сравнению с прежним правовым регулированием уровень социальной защищенности участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, не только вступало бы в противоречие с целями принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и закрепленными в его преамбуле и статье 153 принципами и условиями перехода к новой системе государственной социальной поддержки граждан, но и означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории участников Великой Отечественной войны прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед этими лицами без предоставления им равноценной компенсации.
Наличие у данной категории участников Великой Отечественной войны возможности получать ежемесячную денежную выплату на основании норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не может рассматриваться в данном случае как адекватная компенсация. Ежемесячные денежные выплаты, полагающиеся им в соответствии с названным Федеральным законом, ниже по своему размеру, чем предоставляемые в соответствии со статей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин. Кроме того, лишение их права на получение ежемесячной денежной выплаты на равных условиях со всеми другими участниками Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие указанных причин, фактически означало бы и необоснованное снижение ранее приобретенного ими статуса, который не сводится лишь к определенным материальным благам, а отражает также признание заслуг перед государством и обществом.
Позиция Конституционного суда по данному вопросу является обязательной для судов общей юрисдикции при применении указанного законодательства при рассмотрении конкретных дел.
Подпунктами «а» и «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" с 1 мая 2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение:инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей;
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей.
Судом установлен, что истец приравнен по своему статусу к инвалидам Великой Отечественной войны, однако дополнительное ежемесячное материальное обеспечение он получает в сумме 500 рублей.
Вместе с тем, определение Конституционного Суда РФ № от 4 апреля 2006 г. N 89-О опубликовано в апреле 2006 года.
На момент назначения истцу ДЕМО, у ответчика отсутствовали, документы, подтверждающие его статус.
В удостоверении ветерана-участника Великой Отечественной войны серия ВВ № 293828 от 06.06.2000 года статья 17 ФЗ «О ветеранах», устанавливающая льготы, исправлена на ст. 14, исправление заверено печатью военного комиссариата, однако дата внесения исправлений и подпись лица, внесшего исправления отсутствует.
За назначением ДЕМО в сумме 1000 рублей на основании ч. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» к ответчику истец обратился только 14.04.2010 года.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2005 г. N 273 утверждены Правила выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.В силу пункта 4 данных Правил Гражданам Российской Федерации, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается на основании документов, имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих назначение и выплату соответствующей пенсии или ежемесячного пожизненного содержания судьи.
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 г. № 437 в пункт 11 данных Правила были внесены изменения, согласно которым в случае отсутствия по состоянию на 1 мая 2005 года в распоряжении органа, осуществляющего дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, необходимых данных, указанных в пункте 2 настоящих Правил, решении о назначении этого обеспечения принимается на основании заявления гражданина при условии предоставления им документов, подтверждающих его право на указанное обеспечение по состоянию на 1 мая 2005 года.
Так как у истца до настоящего времени нет документа, надлежащим образом оформленного для подтверждения его статуса, как лица приравненного к инвалидам Великой Отечественной войны, суд с учетом установленных обстоятельств дела, и представленных доказательств признает за ним право на назначение ДЕМО с момента вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ № от 4 апреля 2006 г. N 89-О - с 04.06.2006 года. Поскольку с данного момента появилась правовая определенность в данном вопросе.
Нарушенное право истца подлежит восстановлению. За период с 04.06.2006 года по 31.05.2010 года сумма недоплаты составила 24500 рублей, данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Законных оснований для взыскания недоплаты за период с 01.05.2005 г. по 31.03.2006 года не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Зуева Василия Андреевича удовлетворить частично.
Признать за Зуевым Василием Андреевичем право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, как инвалида Великой Отечественной войны, с 04.06.2006 года.
Взыскать с Военного комиссариата Тамбовской области в пользу Зуева Василия Андреевича единовременно задолженность по выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения, как инвалида Великой Отечественной войны, за период с 04.06.2006 года по 31.05.2010 года в сумме 24500 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Зуеву Василию Андреевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.
Судья Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 июня 2010 года.
Судья Л.Э. Мороз
Копия верна: судья Л.Э. Мороз