решение Мукомолова о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2010 года

Ленинский районный суд г. Тамбова Тамбовской области

В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.

При секретаре Купцовой Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 983/10 по иску Мукомоловой Нины Ивановны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, Федеральной службе судебных приставов, Министерству финансов РФ о взыскании денежных средств на приобретение жилой площади,

УСТАНОВИЛ:

Мукомолова Н.И. с 15.01.1996 года по 20.05.2008 года являлась государственной гражданской служащей, занимала должность федеральной государственной гражданской службы – судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов города Тамбова Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области.

Приказом № 187-К от 20 мая 2008 года служебный контракт с Мукомоловой Н.И. прекращен, истица освобождена от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с обнаружением не соответствия занимаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению гражданской службы (п. 8 части 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

С 2000 года истица Мукомолова Н.И. состоит на очереди сотрудников Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 2004 года под номером 1.

На момент увольнения с гражданской службы истица Мукомолова Н.И. не была обеспечена жилой площадью, и состояла в очереди на улучшение жилищных условий под номером 1.

17 марта 2010 года Мукомолова Н.И. предъявила иск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истица изменила исковые требования. Представитель ответчика пояснил, что Мукомолова Н.И. до настоящего времени состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий под № 1. В связи с принятием постановления Правительства РФ от 27.01.2009 № 63, определившего порядок предоставления единовременных субсидий государственным служащим, данная очередь утратила свое значение, как правовое основание для обеспечения жилой площадь.

22.04.2010 года Мукомолова Н.И. изменила исковые требования, предъявила иск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, Министерству финансов РФ о взыскании в ее пользу с Управления Федеральной службы судебных приставов Тамбовской области за счет средств федерального бюджета денежных средств на приобретение квартиры в сумме 3009 221 рубль 25 копеек.

19.05.2010 года в судебном заседании Мукомолова Н.И. представила уточненный расчет суммы исковых требований, просила взыскать в ее пользу 1402 310 рублей, из расчета стоимости одного квадратного метра жилой площади в Тамбовской области за второй квартал 2010 года 23450 рублей х 59. 8 кв.м. На количество членов семьи – 5 человек, нормы жилой площади 18 кв. м, за минусом 30.2 кв. м общей жилой площади, принадлежащей истицей на праве собственности однокомнатной квартиры.

По инициативе суда и с согласия истицы к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов.

В судебном заседании истица Мукомолова Н.И. иск поддержала, в обоснование иска сослалась на доводы искового заявления. Дополнительно пояснила суду, что с 2000 года она состоит в очереди на улучшение жилищных условий в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, с 2004 года под номер 1. Ее семья состоит из пяти человек. Так как она уволена с государственной службы по состоянию здоровья, она имеет право состоять в очереди на улучшение жилищных условий. В 2009 году ей стало известно, что изменился порядок обеспечения жилой площадью государственных служащих. Она обратилась в Управление ФССП по Тамбовской области, чтобы узнать, как будет решаться ее вопрос по обеспечению жильем, на что получила ответ, что очередь, в которой она состоит, утратила свое правовое значение для обеспечения жильем. На момент ее службы судебные приставы-исполнители обеспечивались жилой площадью за счет выделения денежных средств Управлению по федеральной программе «Жилище». Ей известно, что некоторым сотрудникам выделялись средства на приобретение квартир. Перед ее увольнением финансирование прекратилось, она не была обеспечена жилой площадью, хотя состояла и состоит в очереди под номером 1. Ее право на получение жилой площади не реализовано, в настоящее время изменился порядок обеспечения жилой площадью государственных служащих. Но так как она встала на жилищный учет в 2000 году, денежные средства на приобретение жилья, либо квартира ей не были предоставлены, из-за отсутствия финансирования, она имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральной программой «Жилище» в виде выделения денежных средств за счет федерального бюджета.

В судебном заседании представитель ответчиков Федеральной службы судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области Ульева Е.А. иск не признала, в возражения на иск пояснила суду, что права истицы нарушены не были. Она действительно состояла и состоит в Списках сотрудников Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года, а с 2004 года под номером 1.

Нормативной базы по поводу обеспечения жилой площадью сотрудников УФССП по Тамбовской области до 2009 года не было.

С 2004 года по 2008 год обеспечение жилой площадью сотрудников УФССП по Тамбовской области производилось за счет средств, выделяемых ФССП России на эти цели из федерального бюджета, путем указания в бюджетной росписи расходов на соответствующий финансовый год. На основании запросов Федеральной службы судебных приставов Управление ежегодно формировало Списки сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и направляло в Федеральную службу. Однако средства из федерального бюджета в этот период поступали в ограниченных количествах, в последние годы практически не поступали.

Приказом № 129 от 25.04.2007 года была сформирована жилищная комиссия УФССП по Тамбовской области по вопросам предоставления субсидий в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 года. Истица с заявлением в данную комиссию не обращалась. Финансирование по данной программе также не производилось.

С 2009 года разработан порядок предоставления единовременных субсидий для улучшения жилищных условий государственных служащих, согласно которому только работающему государственному служащему предоставляются субсидии по решению руководителя ФССП России, истица не имеет право на получение данной субсидии.

В настоящее время вопрос обеспечения жильем государственных гражданских служащих, уволенных с государственной службы, продолжающих состоять на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодателем не решен. Правовых оснований для выделения денежных средств истице не имеется.

Следовательно, права истицы Мукомоловой Н.И. Федеральной службой судебных приставов нарушены не были.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов РФ Савенков П.М. иск не признал, представил суду письменные возражения на иск. В возражения пояснил суду, что истица не имеет права на получение денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение жилой площади, поскольку в настоящее время на основании постановления Правительства РФ от 27.01.2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» право на данную субсидию имеют только лица, состоящие на государственной службе.

Так как истица уволена с государственной службы, она имеет право состоять на очереди на получение жилой площади только по месту жительства. Выделение денежных средств на приобретение жилой площади непосредственно гражданину из федерального бюджета законодательством не предусмотрено.

В период прохождения истицей государственной службы, денежные средства на приобретение жилой площади выделялись УФССП России, затем УФССП распределяло данные средства Управлениям, которые приобретали либо строили жилье. А затем предоставляли квартиры своим сотрудникам. Представитель просил в иске Мукомоловой Н.П. отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, не отрицается ответчиками и подтверждается копией трудовой книжки истицы, что с 15.01.1996 года по 20.05.2008 года Мукомолова Н.П. являлась государственной гражданской служащей, занимала должность федеральной государственной гражданской службы – судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела судебных приставов города Тамбова УФССС по Тамбовской области.

Приказом УФССС по Тамбовской области № 187-К от 20 мая 2008 года истица уволена с гражданской службы в связи с обнаружением не соответствия занимаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению гражданской службы.

С 2000 года истица Мукомолова Н.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 5 человек по месту прохождения государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, что подтверждается письмом УФССП по Тамбовской области от 21.12.2009 г. № 10-3537, копией протокола заседания жилищной комиссии от 21.04.2004 г., сведениями о сотрудниках Управления ФССП по Тамбовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий за 2005 - 2007 годы, представленные ответчиком Управлением ФССП по Тамбовской области.

Истица с семьей в количестве 5 человек проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 30.2 кв. м, что подтверждается выпиской из домовой книги, копией лицевого счета, копией договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 19.05.1993 года, свидетельством о государственной регистрации права собственности от 11.03.2010 г. на квартиру.

С 2004 года истица состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером №1, что подтверждается сведениями, представленными ответчиком.

Истица встала на жилищный учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 года № 188-ФЗ до 1 марта 2005 года, воспользовавшись правом, предусмотренным частью 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФСФР.

В соответствии с частью 1 ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищных фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

В силу части 2 ст. 6 Федерального закона РФ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 189-Ф (с изменениями и дополнениями), граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия с учета Мукомоловой Н.И., судом не установлено. Истица уволена с государственной службы по состоянию здоровья.

В силу ст. 55 ЖК РФ Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Таким образом, право истицы на получение жилой площади за счет государства было закреплено Жилищным кодексом РФСФР на момент принятия ее на учет. Данное право сохранено после введение в действие Жилищного РФ Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие ЖК РФ».

Следовательно, за истицей в силу закона сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по прежнему месту гражданской службы.

Согласно пункту 4 ст. 53 Федеральному закону от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (с изменениями и дополнениями)

Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В силу части 3 ст. 49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

До 27.01.2009 года порядок предоставления государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения разработан не был.

Как пояснил представитель ответчиков Федеральной службы судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области в период с 2000 года по 2008 год обеспечение жилой площадью сотрудников службы судебных приставов производилось за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, путем указания в бюджетной росписи расходов на соответствующий финансовый год. Средства выделялись в ограниченных количествах, а с 2004 года финансирование на эти цели прекратилось.

Данные пояснения подтверждаются письмом Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 26.05.2010 № 13-12/1074, в котором указано, что Управлению Министерства юстиции РФ по Тамбовской области по целевой программе «Жилище» выделено в 2002 году – 800000 рублей; в 2003 году – 300000 рублей.

С 2004 года доведение лимитов бюджет обязательств по целевой программе жилище «Жилище» Управлению Федеральный службы судебных приставов главным распорядителем средств федерального бюджета – Федеральной службой судебных приставов не производилось.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» утвержден механизм реализации федеральной целевой программе «Жилище».

Данный механизм предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в данной программе.

На федеральном уровне осуществляется формирование нормативной правой и методологической базы данной программы. Предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат для обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Приложением № 6 к федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 года (в редакции постановления Правительства РФ от 23.12.2009 года № 1069) предусмотрено распределение средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование мероприятий по обеспечению в 2006-2010 годах жильем отдельных категорий граждан за 2006, 2007.2008.2009,2010 годы.

В данном приложении указаны средства, выделенные для обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих., к каковым и относилась истица вплоть до увольнения с гражданской службы.

Следовательно, по программе «Жилище» средства для обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих в период с 2006 по настоящее время выделялись.

У истицы имеется право на обеспечение жилой площадью в силу закона, данное право должно быть реализовано. Принимая на себя обязательство по обеспечению жилой площади государственных служащих, а также обязательство по сохранению права в связи с изменением жилищного законодательством, государство должно гарантировать данное право.

Принимая постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 63 «Об утверждении Правил предоставления федеральным государственным служащим единовременной выплаты на приобретение жилой площади» в подпункте «д» пункта 19 данных Правил Правительство предусмотрело, что в случае увольнения с гражданской службы (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил) гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты.

Но так как данный порядок установлен после принятия истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу того, что за ней право состоять на учете сохраняется в силу закона, данный порядок к ней не может быть применим.

Судом установлено, что финансирование федеральной программы «Жилище» по обеспечению жилой площадью государственных служащих за счет средств федерального бюджета до настоящего времени производится. Однако в недостаточных объемах.

Истица Мукомолова Н.И. с 2004 года состоит в очереди под номером 1, следовательно, имеет право по получение жилой площади.

Представитель ответчика Ульева Е.А. пояснила суду, что вопрос о порядке обеспечения жилой площадью данных лиц в настоящее время не урегулирован.

В силу статьи 18 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно частям 2 и 3 ст. 40 Конституции РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Руководствуясь данными нормами Конституции РФ, суд приходит к выводу, что право истицы на обеспечение жилой площадью должно быть реализовано за счет выделения денежных средств на приобретение жилой площади Мукомловой Н.И. из федерального бюджета Федеральной службе судебных приставов.

На протяжении ряда лет финансовые средства на обеспечение жилой площадью государственных служащих Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области из федерального бюджета не выделялись. Тем самым прав истицы, состоящей в очереди на улучшение жилищных условий под номером 1, нарушались.

В силу в силу пунктов 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

Так как судом установлен факт нарушение права истицы на получение жилой площади, ее право должно быть восстановлено.

Истица состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, именно данный орган должен восстановить нарушенное право.

Поскольку судом установлено, что нарушение прав вызвано недостатком бюджетного финансирования на эти цели, денежные средства подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, так как государство в данном случае выступает гарантом осуществления жилищных прав, а финансирование Федеральной служба судебных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В силу части 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ Федеральная служба судебных приставов по отношению к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области является главным распорядителем средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах денежные средства на приобретение жилой площади в сумме 1402 310 (один миллион четыреста две тысячи триста десять) рублей подлежат в взысканию в пользу Мукомоловой Н.И. с Федеральной службы судебных приставов за счет средств федерального бюджета.

При расчете суммы денежных средств, подлежащих вызсканию, суд руководствуется приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 145 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2010 года» и порядком предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на II квартал 2010 г., для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений.

Так как какой-либо иной порядок, регулирующие данные жилищные правоотношения, в настоящее время отсутствует.

В силу части 1 и 2 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Согласно приложению к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 145 средняя рыночная стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второй квартал 2010 года для Тамбовской области установлена в сумме 23450 рублей.

Расчет подлежащей взысканию суммы 18 кв. м х 5 – 30, 2 = 59.8 кв. м х 23450 рублей = 1402310 рублей

18 кв. м – норматив жилой площади на каждого члена семьи

5 – количество членов семьи

30.2 – общая площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истице.

Доводы ответчиков об отсутствии нарушения прав истицы по предоставлению жилой площади опровергаются установленными судом обстоятельствами и представленными доказательствами. Законных оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Мукомоловой Нины Ивановны удовлетворить.

Взыскать с Федеральной службы судебных приставов в пользу Мукомоловой Нины Ивановны за счет средств федерального бюджета денежные средства на приобретение жилой площади в сумме 1402 310 (один миллион четыреста две тысячи триста десять) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.Э. Мороз

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 июня 2010 года.

Судья Л.Э. Мороз

Копия верна: судья Л.Э. Мороз