Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2010 года ЛЕНИНСКИЙ
Районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи ШИРОКОВОЙ Н.Ф.
При секретаре НИСТРАТОВОЙ Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1938/2010 по иску Попова А. Н. к администрации г. Тамбова, администрации Тамбовской области, Министерству Финансов РФ о признании постановления администрации города в части незаконным, о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, о признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы»
У С Т А Н О В И Л :
Попов А. Н. обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова, администрации Тамбовской области, Министерству Финансов РФ о признании постановления администрации города в части незаконным, о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, о признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы», указав в обоснование следующее.
Министерством регионального развития Российской Федерации на основании действующего законодательства и анализа его документов, 25 марта 2010 года ему были даны разъяснения, из которых следует, что он имеет право стать участником названной подпрограммы.
07 мая 2010 года он подал все необходимые документы в администрацию города Тамбова о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на дату получения ипотечного жилищного кредита и признании его участником подпрограммы, поскольку их возраст с женой не превышает Номер обезличен лет. Брак заключили Дата обезличена года. Их семья приобрела жилое помещение с помощью ипотечного жилищного кредита, который был получен Номер обезличенНомер обезличен в Сберегательном банке. Двухкомнатная квартира была куплена Дата обезличена года, общей площадью 44, 6 кв.м. по адресу: ... ... ...
На период заключения кредитного договора его семья была зарегистрирована в коммунальной квартире в комнате Номер обезличен квартиры Номер обезличен ... по ... ..., жилая площадь составляла 14,1 кв.м. Данная комната принадлежала на праве собственности жене, которую последняя продала 28 октября 2008 года. Таким образом, по мнению истца, его семья на дату заключения кредитного договора нуждалась в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 40 Конституции РФ они имеют право на жилье и на государственную поддержку для его приобретения.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований по приведенным выше причинам, пояснив, что в момент обращения в администрацию г. Тамбова о принятии их на учет, как нуждающихся, в улучшении жилищных условий, истцом заполнялось заявление по стандартному образцу и там нельзя было написать требования о признании нуждающимся на момент заключения кредитного договора. Об этом ему никто при принятии заявления не сказал. Однако, кредитный договор был приложен к заявлению. Комнату его жена продала за 700 000 руб., которые пошли на погашение долга по кредиту и ремонт квартиры. Кредит ему был предоставлен, как сотруднику Сбербанка в размере 1 200 000 руб. под 9,50 процентов годовых со сроком уплаты по 11 мая 2036 года. Право собственности на приобретенную квартиру зарегистрировано за ним.
Третье лицо Попова М.С. в судебном заседании иск поддержала по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Тамбова Иванова И.В. иска не признала, указав, что истец обратился в администрацию с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной программы «Обеспечение жильем молодых семей» 7 мая 2010 года. На период обращения он приобрел двухкомнатную квартиру Номер обезличен в доме № Номер обезличен» по ... ..., общей площадью 44, 6 кв.м. В данной квартире зарегистрированы истец и его жена. На каждого из них приходиться по 22, 3 кв.м., что выше учетной нормы по г.Тамбову. За прошлое время признавать семью истца, нуждающейся в улучшение жилищных условий законом не предусмотрено. Кроме того, не было и представлено документов, за тот период времени. Постановление Номер обезличен от Дата обезличена года является правильным. Оснований для признания истца участником подпрограммы не имеется.
Представитель ответчика администрации Тамбовской области Емельянова Н.В. иска не признала и пояснила суду, что названная программа финансируется из бюджетов трех уровней: федерального, областного и муниципального. Согласно правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, заявление, документы удостоверяющие личность каждого и в обязательном порядке документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее 1 января 2006 года. Кроме того, приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. Истец же оформил квартиру только на свое имя, что противоречит п. 47 Правил. Истец поступил иначе, приобрел квартиру, получив, льготный ипотечный кредит в 2008 году и только в 2010 году обратился в администрацию на предмет признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ иска не признала по аналогичным основаниям. Кроме того, утверждала, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Выслушав, стороны, их представителей, исследовав, письменные доказательства по делу, суд находит иск, подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ПРАВИЛ предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 с изменениями на 27 января 2009 года:
- участницей подпрограммы может быть молодая семья;
- возраст каждого из супруга на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- наличие у семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящим Правилам, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (п.6).
Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
- заявление по форме,
- документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи,
- свидетельство о браке,
- документ, подтверждающий признание молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное ( построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита ( займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора ( договора займа), но не ранее 1 января 2006 года,
- документа, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья, а при получении ипотечного кредита справку кредитора о сумме остатка основного долга и сумме задолженности,
- выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета ( п. 15).
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
- несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил,
- непредставление или представление не в полном объеме документов указанных в пункте 15 настоящих Правил,
- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах,
- ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета ( п.18).
Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил.
Согласно п.47 названных ПРАВИЛ приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
С 27 января 2009 года в случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом молодая семья заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения, то есть ПРАВИТЕЛЬСТВОМ учтены интересы детей.
Как видно из материалов дела, 07 мая 2010 года истец обратился в администрацию г. Тамбова с заявлением о признании его семьи, состоящую из двух человек ( он и его жена), нуждающейся в жилом помещении.
Просьбы о признании семьи нуждающейся в жилом помещения на дату заключения ипотечного кредитного договора в заявлении не содержалось (л.д. 57-58).
Нуждаемость семьи истца в жилом помещении рассматривалось администрацией на момент его обращения 07 мая 2010 года. На этот момент его семья была зарегистрирована в квартире Номер обезличен, общей площадью 44, 6 кв.м., дома № Номер обезличен по ... ..., которая принадлежит на праве собственности истцу по договору купли-продажи от Дата обезличена года.
Обеспеченность общей жилой площадью на каждого члена семьи Попова А.Н. на одного человека составляла более учетной нормы (л.д.9).
Кредитный договор был заключен истцом 11.07. 2008 года, как с сотрудником Сберегательного банка Российской Федерации на 1 200 000 руб. под 9, 50 % годовых, по сроку уплаты по 11 мая 2036 года (л.д. 34-36).
На момент заключения названного кредитного договора семья истца не была признана нуждающейся в жилом помещении.
Больше того, на момент заключения кредитного договора не было и обращения последнего в администрацию города на этот предмет.
Следовательно, постановление администрации г. Тамбова от 03.06. 2010 года Номер обезличен в части отказа Попову А.Н. в признании нуждающимися в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы является законным и обоснованным.
Ссылки истца, его представителя и третьего лица на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации, согласно которому, молодые семьи, которые уже приобрели жилье с использованием ипотечного кредита, но не состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент заключения договора ипотечного кредитования, имеют право стать участниками подпрограммы, если на основании представленных молодой семьей документов органы местного самоуправления примут решение о том, что эти молодые семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 Правил на дату заключения договора ипотечного жилищного кредитования, судом признаются не состоятельными по изложенным выше основаниям (л.д. 37, 38).
Кроме того, Министерством регионального развития Российской Федерации подчеркнуто, в разъяснениях, что молодые семьи, приобретшие жилую площадь, но не состоящие на учете нуждающихся в жилом помещении, имеют право стать участниками подпрограммы, но при условии решения органов местного самоуправления при представлении соответствующих документов.
Администрация г. Тамбова отказала истцу, поскольку таковых документов представлено не было.
Разъяснение Министерства регионального развития Российской Федерации не подменяет нормы Федерального законодательства и не может изменять их.
В соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений либо собственниками жилых помещений;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, на основании которого принято оспариваемое постановление:
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу названной нормы закона принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только на настоящий период и каждый год эти сведения обновляются.
На будущее, либо за прошедшее время Жилищный кодекс Российской Федерации оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не содержит.
По мнению суда, это решается в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства, что имелось ввиду и Министерством регионального развития Российской Федерации.
Кроме того, истцом не выполнены и требования п. 47 Правил, квартира зарегистрирована, только на его имя л.д. 23).
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям при улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса или займа.
Судом установлено, что после заключения кредитного договора 11 июля 2008 года, супруга истца приобретенную по договору дарения в собственность 22\100 доли в общей долевой собственности четырехкомнатной квартиры л.д.22), по ее же объяснениям она купила эту комнату л.д. 50), 28 октября 2008 года продала за 700 000 рублей (л.д. 29 -31).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в государственной поддержке молодая семья Попова А.Н. на дату заключения льготного кредитного договора не нуждалась, а потому.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Попову А. Н. к администрации г. Тамбова, администрации Тамбовской области, Министерству Финансов РФ о признании постановления администрации города № 4808 от 03.06. 2010 года в части п. 3.2. незаконным, о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора и признании его участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы», отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.Ф. ШИРОКОВА
Мотивированное решение принято 6 августа 2010 года
СУДЬЯ Н.Ф. Широкова
Копия верна
СУДЬЯ
ШИРОКОВА Н.Ф.