Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Тамбова
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.
При секретаре Купцовой Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1701/10 по иску Белоглазовой Людмилы Алексеевны, Белоглазова Николая Васильевича к Комитету социального развития и демографии администрации г. Тамбова об установлении факта нахождения на иждивении, о взыскании денежных средств на проведение ремонта жилого дома в сумме 165250 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Белоглазова Людмила Алексеевна и Белоглазов Николай Васильевич являются родителями Белоглазова Сергея Николаевича, военнослужащего погибшего 15 декабря 1995 года при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.
19 января 2007 года Белоглазова Л.А. обратилась с заявлением в объединенный военный комиссариат города Тамбова о выдаче справки на получение денежных средств на проведение ремонта жилого дома, выделяемых из федерального бюджета.
24 января 2007 года объединенный военный комиссариат города Тамбова в удовлетворении заявления ей отказал. Отказ мотивирован тем, что к членам семей погибших военнослужащих относятся лица, находящиеся на иждивении погибшего военнослужащего.
В апреле 2010 года истицы обратились с заявлением в Комитет социального развития и демографии администрации г. Тамбова с целью получения денежных средств на ремонт дома, приложив необходимые документы.
Письмом от 16 апреля 2010 года № 01-12/Б-389/369 Комитет социального развития и демографии администрации г. Тамбова отказал истцам в выдаче денежных средств.
Белоглазова Л.А. и Белоглазов Н.В. предъявили иск к Комитету социального развития и демографии администрации г. Тамбова об установлении факта нахождения на иждивении сына Белоглазова Сергея Николаевича, о взыскании денежных средств на проведение ремонта жилого дома за счет средств федерального бюджета в сумме 165250 рублей 08 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 4505 рублей.
В исковом заявлении истцы указали, что на основании ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» они получают пенсию по случаю потери кормильца. Статьей 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что ремонт индивидуальных жилых домов. Принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, осуществляются по нормам и в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства от 27.05.2006 г. № 313 предусмотрено, что правом на получение средств на ремонт жилых домов имеют члены семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы. В том числе при прохождении военной службы по призыву. Просили установить факт, что они находились на иждивении сына и взыскать в их пользу денежные средства в сумме 165 250 рублей 08 копеек.
Белоглазов Н.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истица Белоглазова Л.А. в судебном заседании иск поддержала. В обоснование иска пояснила, что в мае 1994 года ее сын Белоглазов Сергей Николаевич был призван на военную службу. В период прохождения военной службы находился в служебной командировке в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, где погиб при исполнении обязанностей военной службы. До призыва на военную службу сын работал дворником банно-прачечного комбината, подрабатывал сварщиком. В период службы в армии, так как он находился в горячей точке, ему выплачивали боевые. Эти деньги он посылал домой. Она и муж в этот период работали, но заработная плата была очень маленькой, выплачивали ее с большими задержками. Заработок сына и денежные средства, которые он посылал из армии, были для семьи основным источником дохода. Фактически на момент гибели сына они с мужем находились на его иждивении.
Просила установить данный факт и взыскать в их пользу средства, положенные по закону на ремонт дома.
Представитель истицы Смирнов Н.В. в судебном заседании иск поддержал, представил суду письменные объяснения по иску. Пояснил суду, что факт нахождения на иждивении подтвержден, так как Белоглазова Л.А. И Белоглазов Н.В. получают пенсию по случаю потери кормильца. Истица представила суду доказательства, подтверждающие, что заработок сына до призыва в армию, денежные средства, получаемые в период прохождения службы, являлись основным источником дохода семьи Белоглазовых, что подтверждается сведениями о заработной плате истцов, их сына, показаниями свидетелей.
Представитель ответчика Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова Князев О.С. в судебном заседании иск не признал, в возражения на иск пояснил, что в период обращения с заявления на получение денежных средств истцы не представили доказательств, что находились на иждивении сына, поэтому им было отказано.
Представитель ответчика признал, что в судебном заседании истица такие доказательства представила, доходы сына на момент призыва на военную службу и в период ее прохождения действительно являлись основным источником доходов семьи.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Военного комиссариата Тамбовской области Митропольский А.А. в судебном заседании просил иск рассмотреть на усмотрение суда. Пояснил суду, что действительно Белоглазов С.Н. проходил службу на территории Чеченской Республика в период вооруженного конфликта, за прохождения службы Постановлением Правительства были установлены специальные доплаты, так называемые «боевые», которые Белоглазов С.Н. получал.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Минфина РФ Трубникова Ю.А. иск не признала. Факт нахождения на иждивении признала.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ФМБА России в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, в деле имеются письменные объяснения по иску, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
В статье 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 1 декабря 2007 г.), регламентирующей социальную защиту членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, предусмотрено, что ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, как следует из его преамбулы, принято во исполнение приведенной нормы, поэтому воспроизведенные в Правилах, утвержденных этим постановлением, условия предоставления указанной социальной гарантии и круг лиц, имеющих на нее право, должны соответствовать тем, которые установлены названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Из указанной правовой нормы следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам.
В частности, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" родители военнослужащего отнесены к членам семьи, имеющим право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего; пунктом 4 статьи 24 этого Закона родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены льготные условия назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы по призыву.
Пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не изменяет перечень лиц, относящихся к членам семей военнослужащих. В этом Законе, как и в других федеральных законах, отсутствуют нормы, распространяющие социальную льготу по ремонту индивидуальных жилых домов на родителей, не находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
Следовательно, при определении круга лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета, необходимо исходить из состава членов семей военнослужащих, указанного в пункте 5 статьи 2 данного Закона.
В оспариваемом пункте 3 Правил фактически воспроизведен перечень членов семей военнослужащих, изложенный в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О статуе военнослужащих".
Формулировка подпункта "д" пункта 3 Правил в прошедшем времени не свидетельствует о его несоответствии пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", где употреблена другая временная форма (настоящее время), и не может служить основанием для вывода об определении этими двумя нормами различных категорий граждан, относящихся к членам семей военнослужащих.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дано определение понятия "члены семей военнослужащих" применительно ко всем случаям предоставления установленных социальных гарантий и компенсаций, как при жизни военнослужащих, так и после их смерти. Оспариваемая норма, базирующаяся на положениях названного пункта, относится к одному из тех случаев, когда граждане перестали находиться на иждивении военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) и определение их статуса членов семьи возможно только на основе отношений, существовавших при жизни военнослужащего.
Доводы представителя заявителя о том, что при определении круга лиц, относящихся к членам семей военнослужащих, следует руководствоваться нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и другими федеральными законами, признающими родителей членами семьи своих детей, являются ошибочными.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит специальную норму, определяющую категорию граждан, имеющих право на установленные социальные гарантии, компенсации, и раскрывающую именно для этих целей понятие членов семей военнослужащих. Иное понятие членов семей для указанных целей может быть использовано в тех случаях, когда это специально предусмотрено другими федеральными законами.
Федеральные законы не определяют иной состав членов семей, обладающих правом на получение такой социальной льготы, как ремонт за счет федерального бюджета индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.
Необоснованна ссылка истцов на пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 18 октября 2007 г.), предусматривающий предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая родителей погибшего (умершего), независимо от нахождения их на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка.
Исходя из правового смысла этого пункта и его места в системе норм права, закрепленное в нем положение распространяется на те категории граждан и относится к тем мерам социальной поддержки, которые указаны в пункте 1 этой же статьи, и не может применяться в отношении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных иными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан - для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Вместе с тем в ходе рассмотрения данного дела судом установлен факт, что истицы, являясь родителями военнослужащего Белоглазова С.Н., членами семьи военнослужащего, потерявшими кормильца, на момент призыва на военную службу и в момент гибели Белоглазова С.Н. при исполнении обязанностей военной службы находились на его иждивении.
Данные факты подтверждаются объяснения истицы Белоглазовой Л.А., показаниями свидетелей ФИО1 ., ФИО2., ФИО3., которые показали суду, что до призыва на военную службу Белоглазов С.Н. работал дворником, учился в техническом училище, получал стипендию, подрабатывал сварщиком. Его родители в этот период не получали заработную плату. Белоглазов С.Н. служил в Чеченской Республике, когда там проходили боевые действия, где и погиб. Во время службы в армии он присылал родителям денежные переводы. На эти деньги фактически и жила семья.
Данные факты также подтверждаются справками о заработной плате истцов; копией приказа Тамбовского ПТУ № 12 № 74 от 03.06.1994 г. о досрочной выплате стипендии; копией приказа № 30а от 18.01.1994 г. о выплате компенсации за питание; архивной справкой о заработной плате Белоглазовой Л.А. в качестве мастера МУП «Баня» за период с января 1994 г. по декабрь 1995 г.; справкой колхоз-племенного завода им. Ленина от 28.10.2009 г. о заработной плате Белоглазова Н.В. в период работы сторожем с октября 1994 г. по ноябрь 1995 г.; архивной выпиской МВД РФ от 26.03.2009 г. из приказа № 249 с/ч от 27.12.1995 г, из которой следует, что гибель рядового Белоглазова С.Н. связана с исполнением обязанностей военной службы, родителям выплачено единовременное пособие по случаю гибели сына в размере 6600000 рублей; архивной выпиской МВД РФ от 26.03.2009 г. из приказа № 279 от 23.12.1995 г., из которой следует, что с 19.06.1995 г. по 15.12.1995 г. рядовой Белоглазов С.Н. выполнял служебные обязанности по охране общественного порядка в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия, за указанный период ему выплачивались: должной оклад и оклад по званию в двойном размере, единовременное денежное пособие в размере месячного должностного оклада, дополнительный месячный оклад, установленный приказом МВД России №№ 418-1992 года и 449-1994 года.
Кроме того, представители ответчика и третьих лиц в судебном заседании признали факт нахождения истцов на иждивении сына в период призыва на военную службу и на момент гибели.
Факт получения истцами пенсии по случаю потери кормильца подтверждается материалами дела; копиями пенсионных удостоверений, удостоверений о правах на льготы, не отрицается участниками процесса.
Таким образом, факт нахождения истцов на иждивении сына Белоглазова Сергея Николаевича на момент призыва на военную службу и на момент его гибели нашел свое подтверждение.
Расчет суммы, подлежащей выплате истцам, на ремонт жилого дома произведен в исковом заявлении. Данная сумма составляет 165 250 рублей 08 копеек, не оспаривается ответчиком.
Факт принадлежности на праве собственности жилого дома № 19 по ул. Лагерной г. Тамбова подтверждается свидетельством о регистрации права собственности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истицы имеют право на получение за счет средств федерального бюджета денежных средств на проведение ремонта жилого дома в сумме 165 250 рублей 08 копеек.
Нарушенное право должно быть восстановлено. С Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова за счет средств федерального бюджета подлежат взысканию в пользу Белоглазовой Людмилы Алексеевны, Белоглазова Николая Васильевича денежные средства на проведение ремонта жилого дома в сумме 165 250 рублей 08 копеек в равных долях.
В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
С Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова в пользу Белоглазовой Людмилы Алексеевны, Белоглазова Николая Васильевича подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме в сумме 4505 рублей в равных долях.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Белоглазовой Людмилы Алексеевны и Белоглазова Николая Васильевича удовлетворить.
Установить факт нахождения Белоглазовой Людмилы Алексеевны и Белоглазова Николая Васильевича на иждивении сына Белоглазова Сергея Николаевича, проходившего военную службу по призыву, погибшего при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике 15 декабря 1995 года.
Взыскать с Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова за счет средств федерального бюджета в пользу Белоглазовой Людмилы Алексеевны, Белоглазова Николая Васильевича денежные средства на проведение ремонта жилого дома в равных долях в сумме 165 250 рублей 08 копеек.
Взыскать с Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова в пользу Белоглазовой Людмилы Алексеевны, Белоглазова Николая Васильевича в равных долях расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4505 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.
Судья Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 октября 2010 года.
Судья Л.Э. Мороз
Копия верна: судья Л.Э. Мороз