включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком и назначение досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2010 года ЛЕНИНСКИЙ

Районный суд г. Тамбова в составе:

Председательствующего судьи ШИРОКОВОЙ Н.Ф.

При секретаре КАСАТКИНОЙ Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2713/2010 по иску Горяйновой Г.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области о включении в специальный стаж периодов работы и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Горяйнова Г.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в обоснование следующее.

Ее педагогический стаж на момент обращения в ГУ УПФ составлял более 25 лет. По правилам пп. 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

При обращении в ГУ УПФ в назначении досрочной пенсии ей было отказано, так как не засчитаны:

- отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (с дата года по дата года);

- отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет (с дата года по дата года);

- курсы повышения квалификации ( с дата года по дата года).

Считает свое право на досрочную пенсию нарушенным, поскольку ее ребенок родился 28 июня 1992 года и отпуск по уходу за ребенком начал протекать до 06.10.1992 года. Закон РСФСР от 25.09.1992 года № 3541-1, которым внесены изменения в редакцию ст.167 КЗоТ РСФСР, обратной силы не имеет и не может ухудшать ее положение.

Курсы повышения квалификации также подлежат зачету в специальный стаж, поскольку проходили по направлению работодателя и являлись обязанностью работника. В эти периоды за работником сохраняется заработная плата, следовательно, уплачиваются и страховые взносы.

В судебном заседании истица Горяйнова Г.М. свои требования поддержала, по основаниям, приведенным в заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что курсы повышения квалификации и отпуск по уходу за ребенком не подлежат включению в специальный стаж истицы.

Выслушав, стороны, исследовав, письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с под. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., включаются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Отпуска без сохранения заработной платы в льготный стаж не засчитываются.

Действующим пенсионным законодательством, на тот период времени, нахождение женщины в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет засчитывалось в льготный стаж для назначения пенсии за выслугу лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщин, имеющих малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста ТРЕХ лет.

Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде. Статья 7 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине части оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста ТРЕХ лет.

Закон РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», вступивший в силу 6 октября 1992 года, изменил ст. 167 КЗОТ РФ и установил, что «отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Часть 5 ст. 256 Трудового Кодекса РФ это положение сохранило.

По смыслу приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста ТРЕХ лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Судом установлено, что истица в период с дата года по дата года находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; с дата года по дата года – в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет л.д.51), что ответчиком не оспаривается.

Следовательно, названный период нахождения Горяйновой Г.М. в отпуске по уходу за ребёнком до трех лет подлежит включению в ее специальный стаж, поскольку начал протекать до 06.10.1992 года.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.06.2006 года по 13.12.2006 года л.д.8) также подлежат включению в специальный стаж истицы на основании п.5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, на момент обращения истицы в Пенсионный фонд, ее специальный стаж составил более 25 лет, что дает право для назначения пенсии.

В силу ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на нее.

Истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии 18 мая 2010 года, о чем свидетельствует ее заявление л.д. 27 - 30) и признано ответчиком в судебном заседании, а потому.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области включить периоды работы:

- с дата года по дата года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- с дата года по дата года - отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет;

- с дата года по дата года - курсы повышения квалификации

в специальный стаж Горяйновой Г.М., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которую назначить последней, с 18 мая 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.

СУДЬЯ ШИРОКОВА Н.Ф.

Копия верна

СУДЬЯ

ШИРОКОВА Н.Ф.