решение Прокурор Советского района в интересах Шумилина о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г. Тамбова Тамбовской области

в составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.

с участием прокурора Киселевой С.Н.

при секретаре Авдеевой Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2761/10 по иску прокурора Советского района г. Тамбова в интересах Шумилина Михаила Ильича к администрации г. Тамбова о признании незаконным постановления администрации г. Тамбова, о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Шумилина Михаила Ильича,

УСТАНОВИЛ:

Шумилин М.И. проживает в двухкомнатной квартире № 22 дома № 3 по <адрес> г. Тамбова, общей площадью 43,4 кв. м, принадлежащей ему на праве собственности.

Вместе с Шумилиным М.И. проживают и зарегистрированы жена Шумилина А.Ф., внучка Колычева Ю.В., несовершеннолетние правнуки Колычева А.Д., Дмитриев М.С.

Шумилин М.И. и Шумилина А.Ф. являются инвалидом Великой Отечественной войны второй группы.

29.12.2009 года Шумилин М.И. обратился с заявлением в администрацию г. Тамбова о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением администрации г. Тамбова № 718 от 04.02.2010 года инвалиду Великой Отечественной войны Шумилину Михаилу Ильичу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по тем основаниям, что на праве собственности ему принадлежит двухкомнатная квартира № 22 дома № 3 по <адрес> г. Тамбова, общей площадью 43, 4 кв. м.

Его обеспеченность жилой площадью более учетной нормы. При этом внучка и правнуки не были признаны челнами семьи Шумилина М.И. и в расчет при определении нуждаемости Шумилина М.И. не принимались.

Прокурор Советского района г. Тамбова предъявил иск в интересах Шумилина Михаила Ильича к администрации г. Тамбова о признании незаконным постановления администрации г. Тамбова в части отказа инвалиду Великой Отечественной войны Шумилину Михаилу Ильичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, просил обязать администрацию г. Тамбова о принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Шумилина Михаила Ильича.

В исковом заявлении прокурор указал, что администрация г. Тамбова незаконно отказала Шумилину М.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как семья Шумилина М.И. состоит из пяти человек. При определении нуждаемости в жилом помещении ответчик должен был руководствоваться п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и ч. 1 ст. 31 ЖК РФ. При этом применять одинаковый подход для определения нуждаемости, как собственника жилого помещения, так и членов его семьи. С учетом всех членов семьи Шумилина М.И. обеспеченность жилой площадью составляет менее учетной нормы, установленной решением Тамбовской городской Думы от 30.03.2005 года № 675, – менее 14 кв. м на одного человека. Шумилину М.И. незаконно отказано в принятии на учет.

В судебном заседании прокурор Киселева С.Н. иск поддержала, в обоснование иска сослалась на доводы искового заявления.

Шумилин М.И. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен. Шумилина А.Ф. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.

Третье лицо на стороне истца Колычева Ю.В. в судебном заседании иск поддержала. Пояснила суду, что она и ее дети проживают одной семье с дедушкой Шумилиным М.И. и бабушкой Шумилиной А.Ф. Они ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет. Денежными средствами фактически распоряжается она, так как покупает продукты, оплачивает квартиру. Она осуществляет уход за дедушкой и бабушкой, в силу возраста они не могут себя обеспечивать питанием, стирать, готовить. Все это делает она.

Представитель ответчика Шепеленко Е.В. в судебном заседании иск не признала, в возражения на иск пояснила суду, что внуки и правнуки не являются членами семьи, поэтому при определении нуждаемости Шумилина М.И. в жилой площади не учитывались.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено и подтверждается материалами дела: свидетельством о государственной регистрации права от 20 мая 2004 г., выпиской из домовой книги, копией лицевого счета на квартиру № 22 дома № 3 по <адрес> г. Тамбова, копиями удостоверения ветерана-участника Великой Отечественной войны от 20.12.1981. на имя Шумилина М.И., от 29.09.1989 г. на имя Шумилиной А.Ф., справкой СМЭ об инвалидности, что Шумилин М.И. - участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы по общему заболеванию, Шумилина А.Ф. – участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы, проживают в квартире № 22 дома № 3 по <адрес> г. Тамбова, общей площадью 43,4 кв. м, с составом семьи пять человек.

Членами семьи Шумилина М.И. являются жена Шумилина А.Ф., внучка Колычева Ю.В, несовершеннолетние правнуки Колычева А.Д., Дмитриев М.С., что подтверждается выпиской из домовой книги, копией лицевого счета, объяснениями Колычевой Ю.В., показаниями свидетелей ФИО2., ФИО3

Шумилину М.И. на праве собственности принадлежит квартира № 22 дома № 3 по <адрес> г. Тамбова, общей площадью 43, 4 кв. м.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Колычева Ю.В. и ее дети проживают одной семьей с Шумилиным М.И., ведут общее хозяйство, вселены в установленном законом порядке.

В силу п.п. 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктами 1, 2, 11 ст. 23.2 данного Федерального Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено и подтверждается доказательствами, что Шумилин М.И. и его жена Шумилина А.Ф. являются участниками Великой Отечественной войны, инвалидами второй группы по общему заболеванию, имеют право на социальные гарантии, предусмотренные п.п. 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О ветеранах».

Шумилин М.И. на праве собственности владеет квартирой, площадью 43, 4 кв. м, на каждого члена его семьи приходится по 8,68 кв. метра общей площади.

Согласно решению Тамбовской городской Думы от 30.03.2005 г. № 675 установлена учетная норма жилой площади в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Тамбове не более 14, 0 кв. м общей жилой площади на одного человека.

Таким образом, в соответствии с действующим жилищным законодательством истец Шумилин М.И., как собственник жилого помещения, обеспеченный жилой площадью менее учетной нормы – 8,68 кв. м метра общей площади на одного человека, является нуждающимся в жилом помещении.

Ссылка представителя администрации г. Тамбова на п. 1.2 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 26.01.2010 г. № 54, согласно которому меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления после 1 января 2005 года предоставляются в соответствии с жилищных законодательством, то есть в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке малоимущими и обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы), суд не может принять во внимание.

Данная позиция ответчика противоречит требованиям ст. 15 ФЗ « О ветеранах» - участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

А также пункту 3 статьи 2 Закона Тамбовской области от 31.03.2009 г. № 511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» ) с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2009 г.) Граждане, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

По письменным заявлениям граждан, указанных в настоящей части, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

После получения единовременной денежной выплаты указанные граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 1.3. Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 26.01.2010 г. № 54 (с изменениями от 31 марта 2010 г.) Граждане, указанные в пункте 2 статьи 1 Закона области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие на учете в органах местного самоуправления, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (по договору социального найма либо в собственность) один раз.

По письменным заявлениям данных граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона области. После получения единовременной денежной выплаты указанные граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обеспечение жильем или единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется в соответствии с порядком, определенным в разделе 3 Положения.

Согласно пунктам 3.1. и 3.2 данного Положения Гражданам, указанным в пункте 2 статьи 1 Закона области, предоставление жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется по мере поступления учетных дел этих граждан в управление труда и социального развития области, на основании решения межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,(далее - комиссия), состав которой утверждается приказом управления труда и социального развития области, и приказа управления труда и социального развития области.

Предоставление жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) осуществляется в соответствии с пунктами 2.3 - 2.11 Положения.

Для получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения граждане, указанные в пункте 2 статьи 1 Закона области, представляют в управление труда и социального развития области заявление по форме, утвержденной управлением труда и социального развития области.

Единовременная денежная выплата предоставляется по мере поступления заявлений.

Гражданин, получивший единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, несет ответственность за целевое использование единовременной денежной выплаты и в трехмесячный срок представляет в управление труда и социального развития области документы, подтверждающие приобретение жилого помещения (основной договор купли-продажи, свидетельство о государственной регистрации права) или о строительстве жилого дома.

Судом установлено, что законодатель не предусмотрел каких-либо ограничений для собственников жилых домов - участников Великой Отечественной войны для принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления для получения жилых помещений и единовременных денежных выплата в порядке мер социальных гарантий.

В силу пунктов 2 и 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Судом установлено, что Шумилин М.И. и Шумилина А.Ф. имеют право на предоставление мер социальной поддержки на основании ФЗ «О ветеранах» и на основании Закона Тамбовской области от 31.03.2009 г. № 511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказать Шумилину М.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на том основании, что на праве собственности ему принадлежит квартира № 22 дома № 3 по <адрес> г. Тамбова, общей площадью 43, 4 кв. м.

Для определения нуждаемости Шумилина М.И. в получении жилой площади действует общий порядок, предусмотренный действующим жилищным законодательством.

При таких обстоятельствах права Шумилина М.И. администрацией г. Тамбова были нарушены.

Частью 1 статьи 54 ЖК РФ предусмотрены основания для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Данных оснований судом не установлено.

Постановление администрации г. Тамбова № 718 от 04.02.2010 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Шумилина Михаила Ильича - участника Великой Отечественной войны, инвалида второй группы по общему заболеванию, противоречит действующему законодательству.

В силу ст. 13 ГК РФ Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление администрации г. Тамбова № 718 от 04.02.2010 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Шумилина Михаила Ильича - участника Великой Отечественной войны, инвалида второй группы следует признать недействительным.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

В целях восстановления права суд обязывает Администрацию г. Тамбова принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Шумилина Михаила Ильича – инвалида Великой Отечественной войны второй группы, с составом семьи два человека, он и жена Шумилина Анастасия Федоровна, инвалид Великой Отечественной войны с момента подачи заявления о принятии на учет с 29.12.2009 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Советского района г. Тамбова удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г. Тамбова № 718 от 04.02.2010 года в части отказа инвалиду Великой Отечественной войны Шумилину Михаилу Ильичу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать администрацию г. Тамбова принять Шумилина Михаила Ильича, инвалида Великой Отечественной войны второй группы, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека, он и жена Шумилина Анастасия Федоровна, инвалид Великой Отечественной войны, с момента подачи заявления о принятии на учет с 29.12.2009 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.Э. Мороз

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2010 года.

Судья Л.Э. Мороз

Копия верна: судья Л.Э. Мороз