РЕШЕНИЕ
по делу № 2-1930/10
Именем Российской Федерации
11 октября 2010 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Макаровой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бучнева Геннадия Ивановича и Бучневой Екатерины Геннадьевны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области о назначении ежемесячной денежной выплаты и возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бучнев Г.И. – ветеран подразделений особого риска, инвалид 2 группы вследствие радиационно обусловленного заболевания и его дочь Бучнева Е.Г. обратились с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о возобновлении выплаты истице ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) с августа ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, истцы обратились с требованием о возмещении морального вреда.
В судебном заседании Бучнев Г.И., его представитель и представитель Бучневой Е.Г. – Смирнов Н.В. уточнили исковые требования.
Они пояснили, что по льготам Бучнев Г.И. приравнен к гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в соответствие с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Данное обстоятельство подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2010г.
После монетизации льгот с января ДД.ММ.ГГГГ. Бучневой Е.Г., рожденной ДД.ММ.ГГГГ. после получения отцом радиационного обусловленного заболевания, было назначено ЕДВ как мера социальной поддержки в соответствие с п.4 ч.3 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991г. № 12244-1 (в редакции Закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004г.) ЕДВ выплачивало ГУ УПФ РФ в г.Тамбове.
Однако с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. ответчик прекратил выплату ЕДВ, полагая, что ребенку Бучнева Г.И. не положена подобная мера социальной поддержки.
Бучнев Г.И. и Смирнов Н.В. просили в судебном порядке возобновить выплату ЕДВ Бучневой Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что по льготам истец приравнен к участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, чьи дети получают подобную выплату.
Истица Бучнева Е.Г. и представитель третьего лица - Военного комиссариата Тамбовской области просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика Перелыгин С.С. иск не признал и пояснил, что в соответствие с п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» на истца распространяются меры социальной поддержки, установленные п. 1 ч.3 ст.27.1 указанного Закона. В связи с этим Бучневу Г.И. была назначена с ДД.ММ.ГГГГ ЕДВ в размере № рублей как ветерану подразделений особого риска, а с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена вторая ЕДВ в сумме № рублей № копеек как инвалиду из указанной категории граждан.
Льгота, на которую претендуют истец и его дочь, предусмотрена п.4 ч.3 ст.27.1 указанного Закона. Однако таковая льгота на истца не распространяется. Просил в иске отказать.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.
Судом установлено, что Бучнев Г.И. является ветераном подразделений особого риска, что подтверждается соответствующим удостоверением.
ДД.ММ.ГГГГ истцу впервые была назначена группа инвалидности вследствие радиационно обусловленного заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в подразделениях особого риска.
Таковое заболевание получено истцом, согласно свидетельству о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ВВК Военно-медицинской академии МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период непосредственного участия в ликвидации радиационной аварии на подводной лодке.
Дочери истца – ФИО2 рожденной ДД.ММ.ГГГГ после получения им радиационного обусловленного заболевания, ответчиком было назначено ЕДВ как мера социальной поддержки в соответствие с п.4 ч.3 ст. 27.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Закона РФ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) ЕДВ выплачивалось ГУ УПФ РФ в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон и материалами дела.
Граждане из подразделений особого риска как особый субъект социальной защиты впервые были названы в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2123-I "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Согласно абзацу второму его пункта 1 к указанной категории были отнесены лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые непосредственно участвовали: в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, в других испытаниях боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия; в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; в качестве военнослужащих в работе отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов; в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления на этих лиц были распространены льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
В силу ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
К числу конституционно признанных и защищаемых прав каждого относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, в том числе в результате ухудшения состояния окружающей среды.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В силу этого факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся по воле государства в зоне радиационного излучения, вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией энергетических ядерных установок, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью и здоровью будущих поколений, между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами (постановления от 1 декабря 1997 года N18-П и от 19 июня 2002 года N11-П).
В определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2010г. по жалобе Бучнева Г.И. подтверждены его права в объеме, имеющимся у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствие со ст.27.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 01.03.2008г.) право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, дети и подростки в возрасте до 18 лет – дети первого и последующих поколений граждан, указанных в п.п.1,2,3 и 6 ч.1 ст.13 закона, родившиеся после радиактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, которым введена ст.27.1 в Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, при переходе к новой системе социальной защиты граждан должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Анализируя вышеназванные правовые нормы, суд приходит к выводу, что дети граждан из подразделений особого риска, родившиеся после радиактивного облучения одного из родителей, должны пользоваться такими же льготами, что и дети «чернобыльцев», поскольку иное означало бы нарушение принципа единства граждан перед законом и поставило бы под сомнение конституционно признанное и защищаемое право каждого на охрану здоровья.
Кроме того, дети граждан из подразделений особого риска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2123-I пользовались такой льготой, как получение до 14 лет ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Следовательно, законодатель предусмотрел одинаковые меры социальной поддержки детям первого поколения как «чернобыльцев», так и граждан из подразделений особого риска.
Бучнева Е.Г. получала ЕДВ до августа ДД.ММ.ГГГГ., т.е. имела указанную социальную льготу.
На основании изложенного суд считает необходимым обязать ответчика возобновить выплату ЕДВ Бучневой Е.Г. с 01.08.2005г. в размере, предусмотренном ст.27.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для детей первого и последующих поколений граждан, указанных в п.п.1,2,3 и 6 ч.1 ст.13 закона, родившихся после радиактивного облучения одного из родителей.
Выплату ЕДВ следует осуществлять Бучневой Е.Г. со всеми предусмотренными законом индексациями.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствие со ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 06.02.2007г.) отмечено, что компенсация морального вреда в иных случаях, помимо названных в ст.151 ГК РФ, может иметь место при наличии указания об этом в законе (п.2).
Правоотношения сторон носят имущественный характер. Поэтому в удовлетворении исковых требований о возмещении морального вреда следует отказать, поскольку они не основаны на законе.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бучнева Геннадия Ивановича и Бучневой Екатерины Геннадьевны удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> возобновить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ЕДВ Бучневой Екатерине Геннадьевне в размере, предусмотренном ст.27.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для детей первого и последующих поколений граждан, указанных в п.п.1,2,3 и 6 ч.1 ст.13 закона, родившихся после радиактивного облучения одного из родителей.
Выплату ЕДВ Бучневой Е.Г. осуществлять со всеми предусмотренными законом индексациями.
В удовлетворении требований о возмещении морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Изгарёва И.В.
ВЕРНО: судья