о дополнительной индексации сумм в возмещение вреда здоровью



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.К.,

при секретаре Горбачевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1584/08 по иску Курдюмова Михаила Викторовича к Комитету социального развития и демографии администрации г.Тамбова о дополнительной индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности,

установил:

Курдюмов М.В. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалидом 2 группы. В соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" получает ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью.

Курдюмов М.В. обратился с иском к Комитету социального развития и демографии администрации г.Тамбова о перерасчете сумм в возмещения вреда, начиная с января 2002 года по декабрь 2010 года с учетом индекса роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, то есть по Тамбовской области: за период 2001-2003гг. - 1,641; 1,241; 1,151; с 2005 года по 2010 год с применением индексов, которые определяются ежегодно в соответствии с прогнозируемой величиной инфляции: 1,11; 1,09; 1,08; 1,105; 1,13; 1,1 и взыскании задолженности, указав, что индексация ему проведена за указанный период не в полном объеме.

В судебное заседание истец Курдюмов М.В. не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело по существу в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика - Комитета социального развития и демографии администрации г.Тамбова Князев О.С. возражал против удовлетворения исковых требований, считая, что в соответствии Федеральным законом от 26.04.2004г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации…» вступившем в законную силу, порядок проведения индексации должен определяться Правительством Российской Федерации, порядок и условия возврата недополученных сумм, также определяется Правительством Российской Федерации.

Представители третьих лиц - Управления труда и социального развития Администрации Тамбовской области и Министерства финансов в лице Отделения по г.Тамбову и Тамбовскому району УФК по Тамбовской области в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные расчеты, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 12.02.2001г., размеры выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, повышаются ежемесячно пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ, взамен применявшегося ранее минимального размера оплаты труда.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 19.06.2002г., признав такой порядок индексации рассматриваемых сумм не противоречащим Конституции РФ, вместе с тем, признал не соответствующими ей положения Законов, регулирующих индексацию этих сумм, в их взаимосвязи, поскольку они не предусматривают такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. В связи с чем, Конституционным судом РФ до внесения изменений в действующее законодательство, представлено право судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. N7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. N35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Нормативный документ о величине прожиточного минимума в первом квартале 2001 года в Тамбовской области отсутствует. Как следует из письма Тамбовского областного комитета государственной статистики от 18.10.2002г. эта величина не установлена в связи с отсутствием нормативного правого документа. Постановления администрации Тамбовской области, устанавливающие коэффициенты роста прожиточного минимума по Тамбовской области за 2001 год 1,136, за 2002г. 1,107 решением Тамбовского областного суда от 22 марта 2004г. признаны недействующими со дня принятия этого решения.

Что, по мнению суда, не может нарушать прав граждан на индексацию сумм в возмещение вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, как это установлено Постановлением Конституционного суда № 11-П от 19.06.2002г.

Учитывая позицию Верховного суда РФ, изложенную в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.04.2005г. № 7, суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для этой социально-демографической группы за предыдущий год. Среднегодовая величины прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Как вновь установленный, так и прежде существующий (пропорционально росту величины прожиточного минимума) порядок индексации рассматриваемых сумм в качестве периодичности предусматривает год. Что, по мнению суда, исключает применение двух различных коэффициентов в течение одного календарного года.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 04.10.2005г. № 364-0 в случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Учитывая изложенное, выплаты истицу с 01.01.2002г. по 31.12.2004г. должны быть проиндексированы исходя из роста величины прожиточного минимума в Тамбовской области для пенсионеров, которым на тот момент и являлся истец.

Кроме того, истцу не проведена полная индексация сумм в возмещении вреда здоровью с 01.01.2005г., с 01.01.2006г., с 01.01.2007г., с 01.01.2008г., с 01.01.2009г. и с 01.01.2010г., что и не отрицается ответчиком.

Федеральным законом от 26.04.2004г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривается ежегодная индексации сумм возмещения вреда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Следовательно, исковые требования истца об индексации сумм возмещения вреда здоровья исходя из уровня инфляции, установленного на 2004год - 1,51, на 2005 год - 1,11, на 2006 год – 1,09, на 2007 год – 1,08, на 2008 год – 1,105, на 2009 год 1,13, на 2010 год 1,1 также подлежат удовлетворению. Задолженность за указанный период с учётом фактически выплаченных сумм составит <данные изъяты> руб. 20 коп.

Суд принимает расчет дополнительной индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и задолженности по указанной выплате выполненный истом, поскольку представителем ответчика в судебном заседании его правильность опровергнута не была.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в силу ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ от 22.08.2004г.) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие катастрофы на ЧАЭС, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона выступают органы социальной защиты населения или иные органы, производящие выплату денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда, жизни и здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС.

Постановление правительства РФ от 31.12.2004г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» утверждены правила выплаты денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, согласно которым формирование дела на каждого получателя компенсации, подготовка списков, включающих размер компенсации, подлежащий выплате гражданам, осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта. Ответственность за достоверность списков также лежит на данном «уполномоченном органе».

По иску Курдюмова М.В. «уполномоченным органом» является Комитет социального развития и демографии администрации г.Тамбова

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Курдюмова Михаила Викторовича удовлетворить.

Обязать Комитет социального развития и демографии администрации г.Тамбова выплачивать за счет средств федерального бюджета ежемесячно, начиная с 01 декабря 2010 года, Курдюмову Михаилу Викторовичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. 99 коп. с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Комитета социального развития и демографии администрации г.Тамбова за счёт средств федерального бюджета в пользу Курдюмова Михаила Викторовича единовременную задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01 января 2002 года по 31 декабря 2010 года в размере <данные изъяты> руб. 20 коп.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Фокина. Т.К.

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2010г.

Судья: Фокина. Т.К.