Дело № 2-151/2011 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«26» января 2011 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Амельчевой И.Н.
с участием прокурора Круцких В.Н.
при секретаре Теткиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и обязанности организовать установку искусственной неровности, дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга несовершеннолетних обратился в суд с иском к администрации г.Тамбова о признании бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер к нанесению горизонтальной дорожной разметки и устройству искусственных неровностей и установки дорожных знаков «Искусственная неровность» и «Дети» в районе МДОУ детский сад № № <адрес> незаконным и обязанности администрации <адрес> нанести горизонтальную дорожную разметку, установить искусственные неровности и дорожные знаки «Искусственная неровность» и «Дети» около данного детского учреждения, указав, что прокуратурой района по заданию прокуратуры области была проведена проверка исполнения законодательства о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о местном самоуправлении, автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения. Так, в нарушение требований п.6.2.29 и п.5.2.25 ГОСТ Р № «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. №-ст, рядом с данным детским учреждением отсутствует дорожная разметка, а также дорожный знак «Искусственная неровность» и «Дети». По результатам проверки прокуратурой района 15.06.2010 г. в адрес главы администрации г.Тамбова было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Представление прокуратуры рассмотрено и в ответе от 22.07.2010 г. за № администрация г.Тамбова сообщила, что работы по нанесению дорожной разметки около данного детского учреждения осуществляется ЗАО «Саратовгражданремстрой». Однако в связи с несвоевременным исполнением подрядчиком своих обязательств дорожная разметка не нанесена. Согласно письма администрации г.Тамбова от 27.08.2010 г. за № № в связи с сокращением объемов работ на основных магистралях г.Тамбова в текущем году выполнить работы по установке дорожного знака «Искусственная неровность» около указанного детского учреждения не представляется возможным. До настоящего времени дорожная разметка и дорожный знак «Искусственная неровность», а также дорожный знак «Дети» около данного детского учреждения отсутствуют. Указанные действия администрации г.Тамбова ставят под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данного учреждения. Просил признать бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер к нанесению горизонтальной дорожной разметки и устройству искусственных неровностей и установки дорожных знаков «Искусственная неровность» и «Дети» в районе МДОУ детский сад № № <адрес> незаконным и обязать администрацию г.Тамбова нанести горизонтальную дорожную разметку, установить искусственные неровности и дорожные знаки «Искусственная неровность» и «Дети» около данного детского учреждения.
18.01.2011 г. прокурор района уточнил заявленные требования, указав, что в нарушение п.6.2 ГОСТ Р № «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 г. №-ст около данного учреждения для детей отсутствует искусственная неровность. Кроме того, в нарушение требований п.5.2.25 и п.6.2.17 ГОСТ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 №ст, отсутствует знак «Дети» и дорожная разметка 1.14.1 «зебра». Просил признать бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к нанесению горизонтальной разметки, устройству искусственной неровности и установки дорожного знака «Дети» в районе данного детского учреждения незаконным и обязать администрацию г.Тамбова организовать нанесение горизонтальной разметки, предусмотренной п.1.14.1 Приложения № к Правилам дорожного движения РФ, установку искусственной неровности, дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность в районе МДОУ детский сад № № <адрес>
20.01.2011 г. прокурор района вновь уточнил заявленные исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к устройству искусственной неровности и установки дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес> и обязать администрацию <адрес> организовать установку искусственной неровности и дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>
В суде прокурор Круцких В.Н. заявленные уточненные исковые требования от 20.01.2011 г. поддержал.
Представитель администрации <адрес> Протопопова С.В. и она же представитель Комитета городского хозяйства администрации г.Тамбова с исковыми требованиями прокурора района не согласилась, пояснив, что установку дорожного знака «Дети» и «Искусственная неровность», а также саму искусственную неровность должно производить МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта», которое создано для этих целей и ему выделялись для этого денежные средства из городского бюджета. Администрация <адрес> не бездействует. Ей разработана и утверждена программа «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы».. Просила в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
Представитель МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» Семенов А.Е. с исковыми требованиями прокурора не согласился по тем же основаниям. Однако пояснил, что администрацией г.Тамбова и МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» не планировалось около данного учреждения для детей устанавливать искусственную неровность и дорожные знаки «Дети» и «Искусственная неровность» ввиду отсутствия необходимости в этом. В данное учреждение детей водят родители или они находятся под присмотром педагогов, что исключает детский дорожно-транспортный травматизм. Случаев детского дорожно-транспортного травматизма около данного учреждения не было. Просил в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
Представитель Комитета финансов администрации г.Тамбова Горских Е.В. с исковыми требованиями прокурора района не согласилась по тем же основаниям, пояснив, что администрацией г.Тамбова МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» в 2010 г. на приобретение и установку дорожных знаков и нанесение дорожной разметки выделялось достаточно денежных средств. Почему не было запланировано устройство искусственной неровности и установка дорожных знаков около детского сада № г.Тамбова ей не известно.
Представитель детского сада №.Тамбова в суд не явился по неизвестным причинам.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 ч.1 и ч.2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст.17 ч.1 и ч.2 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу ст.16 ч.1 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Об этом же указано и в ст.6, 7, 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4.05.2005 г. №, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 г. №
Таким образом, к ведению муниципального образования городского округа – город Тамбов относится выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
В целях осуществления данного предмета деятельности администрацией г.Тамбова было создано МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» (п. 1.4 и 2.1 Устава данного муниципального учреждения).
Постановлением администрации города Тамбова от 28.04.2010 г. № № «Об утверждение городской целевой Программы «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы» были запланированы мероприятия по установке дорожных знаков и растяжек для дорожных знаков и на эти цели выделялись денежные средства в размере № на 2010 год.
То же самое было запланировано городской Целевой Программой «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 15.12.2010 г. №.
Между тем, конкретно в план-титул на 2010-2012 годы не было включено обустройство искусственной неровности и установка дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» около детского учреждения МДОУ детский сад № № по <адрес>, что не отрицали в суде представитель администрации г.Тамбова, Комитета городского хозяйства администрации г.Тамбова, МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» и Комитета финансов администрации г.Тамбова.
В ответе на представление прокурора Ленинского района г.Тамбова от 15.06.2010 г. за №/2010 г. глава администрации г.Тамбова 22.07.2010 г. за № сообщил, что в настоящее время рассматривается вопрос о выделении дополнительных денежных средств на разработку схем организации дорожного движения и установку дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе учреждения МДОУ детский сад № № по <адрес>
Однако, в ответе от 27.01.2010 г. за № сообщил, что в связи с сокращением расходов городского бюджета и запланированным большим объемом работ на основных магистралях г.Тамбова в текущем году выполнить работы по устройству «Искусственной неровности», а также установить дорожные знаки «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес> не представляется возможным.
Данное обстоятельство подтверждает бездействие администрации г.Тамбова в решении указанных вопросов, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данного учреждения, поскольку делает невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Согласно п.6.2 ГОСТ Р № «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 г. №-ст, искусственную неровность устанавливают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-_транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.
В соответствии с п.5.2.19 и п.5.2.25 ГОСТ Р № «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. №-ст, знак «Искусственная неровность» устанавливается перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости, знак «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Поскольку администрация г.Тамбова уклоняется от решения вопросов, связанных с организацией устройства искусственной неровности и установки дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>, суд считает необходимым признать данное бездействие незаконным и обязать администрацию г.Тамбова организовать установку искусственной неровности и дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе деятельности данного учреждения для детей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к устройству искусственной неровности и установки дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>
Обязать администрацию г.Тамбова организовать установку искусственной неровности и дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней.
Судья И.Н.Амельчева
Мотивированное решение изготовлено 27.11.2011 г. судья И.Н.Амельчева
Копия верна: судья И.Н.Амельчева