Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2010 года
Ленинский районный суд г. Тамбова
в составе председательствующего судьи Шелухановой С.П.
при секретаре Гребенниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2773/10 по иску Чепурновой В.И. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области о защите социальных прав при оказании адресной помощи на газификацию домовладения и взыскании суммы на газификацию,
у с т а н о в и л :
Чепурнова В.И. обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области о признании бездействий незаконными и понуждении оказания адресной социальной помощи на газификацию.
В обоснование заявленных требований истица сослалась на Постановление администрации Тамбовской области от 04.07.2007 года № 599, которым предусматривалась адресная социальная помощь неработающим пенсионерам на частичное финансирование работ по газификации домовладений, из расчета, по мнению истицы, 25 тыс. рублей, при этом ей выплачено только 16063 рублей. Оставшуюся сумму 8937 руб. (4479,4 руб. компенсация за приобретенное газовое оборудование: котел и газовую плиту и 4557,4 руб. остаток суммы в пределах 25 тыс. руб.) истица просит взыскать с ответчика, полагая, что ответчик незаконно ограничил её определенными суммами.
Кроме того, истица просит признать незаконным бездействия Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области, выразившиеся в несообщении ей об оказании помощи в значительно меньшем объеме, чем это необходимо для проведения работ по газификации. Обязать ответчика направить в её адрес: экземпляр договора заключенного между ней и ООО «Виктория-Газ» на выполнение работ по газификации дома; решение областной комиссии по вопросам оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам об ограничении Чепурнову В.И. в индивидуальном порядке оплаты приобретенного газового оборудования; расчет размера оказанной ей социальной помощи с учетом средств, выделенных на эти цели из бюджета, количества обратившихся за помощью пенсионеров, средней рыночной стоимостью. При этом истица указала, что в декабре 2007 года между ней и ООО «Виктория – Газ» был подписан договор на выполнение работ по газификации домовладения. При подписании присутствовал и представитель Пенсионного фонда Уваровского района, который должен был поставить её в известность, что данный договор не предусматривает оказание на выполнение всего комплекса работ, необходимого для газификации дома в размерах, предусмотренных Постановлением, что им сделано не было. С условиями договора её не ознакомили. Ни одного экземпляра подписанных документов выдано не было, в связи с чем, в настоящее время, она не имеет возможности выяснить законность действий подрядчика по газификации её домовладения. По мнению истицы по вине ответчика, не соответствующим образом исполнившего Постановление администрации области от 04.07.2007 г. № 599, она понесла значительные расходы на газификацию дома, при этом не газифицировала домовладение.
В судебное заседание истица Чепурнова В.И. не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствии.
Представитель ответчика Отделение Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области Горелова Л.В. требования не признал и пояснил, что Чепурнова В.И. была включена в списки пенсионеров, нуждающихся в получении адресной социальной помощи на частичное финансирование работ по газификации домовладения. Оказание помощи осуществлялось в соответствии с Порядком целевого использования средств ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области на проведение газификации домовладений неработающих пенсионеров, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 04.06.2007 г. №599, которым предусматривалось частичное финансирование работ, исходя из фактических затрат, но не более 25 тысяч рублей. Решение о выделении конкретной суммы денежных средств каждому пенсионеру либо об отказе принималось комиссионно. Размер адресной помощи рассчитывался по каждому пенсионеру индивидуально. Согласно Списку пенсионеров, являющегося приложением к Протоколу заседания областной комиссии от 18.12.2007 года, размеры оказанной социальной помощи гражданам составили денежные суммы от 11000 рублей до 25000 рублей. В адрес Чепурновой было направлено уведомление об оказании ей адресной социальной помощи в сумме 16063 рубля. В эту сумму вошли все виды работ, оплата которых предусмотрена пунктом 10 Порядка: выдача технических условий – 391 руб., изготовление проектной документации – 1072 руб., приобретение газового оборудования –газовый котел – 5500 руб. и газовая плита – 3600 руб., оплата технического надзора по газификации – 310 руб., строительно-монтажные работы по прокладке дворового газопровода и внутреннего газоснабжения – 5190 руб. Стоимость газовых плит и котлов всем пенсионерам рассчитывалась и возмещалась исходя из средних цен на эти товары. Кроме того, 17.05.2010 года Отделением ПФР направлено в адрес истицы письмо «Об оказании материальной помощи» с подробным расчетом. Требования истицы к Пенсионному фонду о направлении в её адрес договора о проведении работ по газификации несостоятельны, поскольку договор заключался между ней и ООО «Виктория-Газ» и в Отделении ПФР он отсутствует.
Привлечённый в качестве третьего лица представитель ГУ-УПФ РФ в г. Уварово Сычёва С.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в обязанность их фонда входил сбор сведений о соответствующей категории пенсионеров, нуждающихся в предоставлении адресной помощи на газификацию, а также приём документов от пенсионеров в подтверждение произведённых ими расходов. Размер адресной помощи был доведен до них областным отделением пенсионного фонда.
Выслушав участников процесса, исследовав, письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истицы.
В целях реализации ст.18 Федерального закона от 19.12.2006 года № 236 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 года № 264 «Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации» утверждены Правила финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п.2 настоящих Правил Фонд финансирует, в том числе и расходы на газификацию домовладений.
Распределение этих средств, в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется Фондом пропорционально численности неработающих пенсионеров, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, через территориальные органы, в соответствии со списками получателей адресной социальной помощи, составленными на основании письменных заявлений неработающих пенсионеров органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованными с территориальными органами Фонда.
Во исполнение Постановления Правительства от 05.05.2007 г. № 264 Постановлением Администрации г.Тамбова от 04.06.2007 года за № 599 «Об организации работ по газификации домовладений неработающих малоимущих пенсионеров и Порядке оказания адресной социальной помощи за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации на эти цели в 2007 году» утвержден порядок целевого использования средств ГУ – ОПФ по Тамбовской области на проведение газификации домовладений неработающих пенсионеров.
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами предусмотрено оказание малообеспеченным пенсионерам адресной социальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на частичное финансирование работ по газификации домовладений, исходя из фактических затрат, но не более 25 тысяч рублей.
При этом в оплату размера социальной помощи, согласно пункту 10 Порядка, может входить оплата технических условий, изготовление проектно-сметной документации, приобретение газового оборудования и материалов, строительно-монтажные работы по дворовому газопроводу и внутреннему газоснабжению, устройству дымовентиляционных каналов, оплата технического надзора по газификации, врезки и первичного пуска газа. Работы, в том числе перечисленные выше, и выполненные сверх указанного размера помощи, оплачиваются неработающим пенсионером из собственных средств.
Таким образом, ограничение на компенсации затрат по газификации установлено только в отношении работ по газификации и в случае превышения установленного размера помощи.
В отношении затрат на приобретение газового оборудования таких ограничений не установлено.
Как установлено в судебном заседании Чепурнова В.И. была включена в списки пенсионеров, нуждающихся в получении адресной социальной помощи на частичное финансирование работ по газификации домовладения. Истице была оказана адресная социальная помощь в форме частичного возмещения затрат, связанных с газификацией в размере 16063 руб.: 5190 руб. перечислено подрядчику за выполнение работы по прокладке дворового газопровода и внутреннего газоснабжения, а также 10873 руб. на приобретение газового оборудования (газовый котел – 5500 руб., газовая плита – 3600 руб.) и проведение проектных работ (выдача технических условий – 391 руб., изготовление проекта – 1000 руб., согласование проекта – 72 руб., выполнение работ по техническому надзору при строительстве – 310 руб.).
Между тем, истицей предоставлены документы в подтверждение затрат на газификацию в сумме 20442 руб. 60 коп. Как видно из представленных платёжных документов, Чепурнова затратила на приобретение газовой плиты 4150 руб., (компенсировано 3600 руб.), на приобретение газового котла- 9329 руб. 60 коп. ( компенсировано 5500 руб.).
Исходя из вышеприведённых условий оказания адресной помощи, компенсация расходов на газовое оборудование в меньшем размере, чем реальные затраты, противоречат п. 10 Порядка целевого использования средств ГУ – ОПФ по Тамбовской области на проведение газификации домовладений неработающих пенсионеров, которым предусмотрена такая компенсация исходя из фактических затрат, но не более 25 тысяч рублей.
Доводы представителя ответчика о том, что компенсация на приобретение газовых плит и котлов производилась всем пенсионерам в одном размере исходя из средней стоимости данного оборудования, в судебном заседании подтверждения не нашли. Из представленного отделением пенсионного фонда Протокола №18 от 17.12.2007 г. заседания комиссии по вопросам адресной социальной помощи пенсионерам, на который в подтверждение своих возражений ссылается ответчик, к такому выводу прийти нельзя. Из указанного протокола только следует, что пенсионерам оказывалась адресная помощь в разных размерах : от 11 до 25 тыс. руб., но по какой причине неизвестно.
Между тем истица просит взыскать в её пользу недоплаченную сумму социальной помощи с учётом размера средств, выделенных на эти цели, то есть, исходя из размера 25 тыс. руб. Указанные требования противоречат установленным в судебным заседании обстоятельствам: размер затрат на газификацию подтверждён истицей соответствующими документами в сумме 20442 руб. 60 коп Оказание адресной помощи в большем или меньшем по сравнению с фактическими затратами размере противоречит п. 10 Порядка целевого использования средств ГУ – ОПФ по Тамбовской области на проведение газификации домовладений неработающих пенсионеров. Таким образом, в пользу истицы подлежит взысканию лишь сумма 4379 руб. 60 коп., составляющая разницу между фактическими и возмещёнными затратами на приобретение газового оборудования.
В соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2007 г. №264, финансирование в 2007 году расходов на социальные программы субъектов РФ в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам определено за счёт средств Пенсионного фонда РФ.
Наряду с изложенным, истица просит признать незаконным бездействие Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области, выразившееся в несообщении ей об оказании помощи в значительно меньшем объеме, чем это необходимо для проведения работ по газификации, обязать ответчика направить в её адрес экземпляр договора заключенного между ней и ООО «Виктория-Газ» на выполнение работ по газификации дома; решение областной комиссии по вопросам оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам об ограничении Чепурнову В.И. в индивидуальном порядке оплаты приобретенного газового оборудования; расчет размера оказанной ей социальной помощи с учетом средств, выделенных на эти цели из бюджета, количества обратившихся за помощью пенсионеров, средней рыночной стоимостью.
Как видно из нормативных правовых актов, регулирующих предоставление адресной помощи на газификацию неработающим пенсионерам, таких как: Правил финансирования расходов в 2007 году на социальные программы…, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2007 г. №264, Постановления Администрации Тамбовской области от 04.06.2007 горда, Порядка целевого использования…, такие обязанности, на неисполнении которых настаивает истица, на отделение пенсионного фонда не возложены. Тем не менее подробное письмо с разъяснениями по данным вопросам в адрес истицы было направлено 17 мая 2010 года (письмо №06-5385). Конкретного решения об ограничении Чепурновой в выплате адресной помощи отделением не принималось.
Требования к ответчику направить экземпляр договора, где стороной является истица и другая организация – ООО «Виктория-Газ» также противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам дела, поскольку такие документы должны находяться у сторон и отделению пенсионного фонда не передавались.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований в этой части истице следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Чепурновой В.И. частично.
Взыскать с Отделения Пенсионного Фонда РФ по Тамбовской области в пользу Чепурновой В.И. адресную социальную помощь в сумме 4379 рублей 60 копеек.
В удовлетворении остальных исковых требований Чепурновой В.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с о дня составления мотивированного решения.
Судья С.П.Шелуханова
Мотивированное решение составлено 07 декабря 2010 года.
Судья С.П.Шелуханова