о признании бездействия незаконным. установлении дорожного знака и др.



Дело № 2-153/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«31» января 2011 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Амельчевой И.Н.

с участием прокурора Круцких В.Н.

при секретаре Теткиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга несовершеннолетних к администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и обязанности организовать установку искусственной неровности, дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № <адрес>

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г.Тамбова обратился в суд с иском к администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и обязанности нанести горизонтальную дорожную разметку, установить искусственные неровности и дорожный знак «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № г.Тамбова по ул.Андреевская,№, указав, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова по заданию прокуратуры области в июне 2010 г. была проведена проверка исполнения законодательства о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о местном самоуправлении, автомобильных дорогах и безопасности дорожного движения. Так, в ходе проверки было установлено, что рядом с МДОУ детский сад № №, расположенным по <адрес>,№ <адрес>, в нарушение требований п.6.2.29 и п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст, отсутствует дорожная разметка, а также отсутствует дорожный знак «Искусственная неровность». Кроме того, в нарушение требований п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 г. № 295-ст, около данного детского учреждения отсутствует искусственная неровность. По результатам проверки прокуратурой района 15.06.2010 г. в адрес главы администрации г.Тамбова было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Представление прокуратуры района рассмотрено и в ответе от 22.07.2010 г. за № администрация <адрес> сообщила, что работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожную сеть г.Тамбова, в том числе около данного учреждения для детей осуществляется ЗАО «Саратовгражданремстрой». Однако, в связи с несвоевременным исполнением подрядчиком своих обязательств дорожная разметка в районе данного детского учреждения не нанесена. Также сообщено, что устройство искусственных неровностей около данного детского учреждения будет продолжено. Однако, согласно письма администрации г.Тамбова от 27.08.2010 г. за №, в связи с сокращением расходов городского бюджета и запланированным большим объемом работ на основных магистралях г.Тамбова в текущем году выполнить работы по устройству искусственной неровности в районе МДОУ детский сад № № г.Тамбова не представляется возможным. Отсутствие соответствующей дорожной разметки и искусственных неровностей, а также дорожных знаков делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающих мимо данного учреждения для детей, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данного учреждения. Просил признать бездействия администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к нанесению горизонтальной дорожной разметки и устройству искусственных неровностей в районе МДОУ детский сад № № г.Тамбова по ул.<адрес>№, незаконными и обязать администрацию г.Тамбова нанести горизонтальную разметку дорожную разметку, установить искусственные неровности и дорожный знак «Искусственная неровность».

18.01.2011 г. прокурор района уточнил заявленные исковые требования, указав, что в нарушение п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 г. №-ст около данного учреждения для детей отсутствует искусственная неровность. Кроме того, в нарушение требований п.6.2.17 ГОСТ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 №-ст, отсутствует дорожная разметка 1.14.1 «зебра». Просил признать бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к нанесению горизонтальной разметки, устройству искусственной неровности и установки дорожного знака «Дети» в районе данного детского учреждения незаконным и обязать администрацию г.Тамбова организовать нанесение горизонтальной разметки, предусмотренной п.1.14.1 Приложения № к Правилам дорожного движения РФ, установку искусственной неровности, дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность в районе МДОУ детский сад № № г<адрес>,№..

20.01.2011 г. прокурор района вновь уточнил заявленные требования. Просил признать бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к устройству искусственной неровности и установки дорожного знака «Дети» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес> незаконным и обязать администрацию <адрес> организовать установку искусственной неровности и дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе данного учреждения для детей.

В суде прокурор Круцких В.Н. заявленные уточненные исковые требования от 20.01.2011 г. поддержал и просил признать бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к устройству искусственной неровности и установки дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>, незаконным и обязать администрацию г.Тамбова организовать установку искусственной неровности и дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе данного учреждения для детей.

Представитель администрации г.Тамбова Курушова Е.В. и она же представитель Комитета городского хозяйства администрации г.Тамбова с исковыми требованиями прокурора района не согласилась, пояснив, что установку дорожного знака «Искусственная неровность», а также саму искусственную неровность должно производить МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта», которое создано для этих целей и ему выделялись для этого денежные средства из городского бюджета. Администрация г.Тамбова не бездействует. Ей разработана и утверждена программа «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы». Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. №Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», зарегистрированного в Минюсте РФ 21.12.2007 г. №, имеется исчерпывающий перечень видов работ по содержанию автомобильных дорог. В нем отсутствуют работы по установке (устройству) искусственных неровностей и дорожного знака «Искусственная неровность». Устанавливать искусственную неровность в районе МДОУ детский сад № № нецелесообразно из-за низкой интенсивности движения транспорта. Установка дорожного знака «Искусственная неровность» будет противоречить п.7.2 Госта Р 52605-2006. Просила в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

Представитель МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» Семенов А.Е. с исковыми требованиями прокурора не согласился по тем же основаниям. Однако пояснил, что администрацией г.Тамбова и МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» не планировалось около данного учреждения для детей устанавливать искусственную неровность и дорожных знаков «Искусственная неровность» и «Дети» ввиду отсутствия необходимости в этом. В данное учреждение детей водят родители или они находятся под присмотром педагогов, что исключает детский дорожно-транспортный травматизм. Случаев детского дорожно-транспортного травматизма около данного учреждения не было. Просил в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

Представитель Комитета финансов администрации г.Тамбова Горских Е.В. с исковыми требованиями прокурора района не согласилась по тем же основаниям, пояснив, что администрацией г.Тамбова МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» в 2010 г. на приобретение и установку дорожных знаков и нанесение дорожной разметки выделялось достаточно денежных средств. Почему не было запланировано устройство искусственной неровности и установка дорожных знаков около МДОУ детский сад № № г.Тамбова ей не известно.

Представитель МДОУ детский сад № № Блохина Е.А. с исковыми требованиями прокурора района согласилась, пояснив, что около детского сада нет дорожной разметки «Искусственная неровность» и дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность», хотя в настоящее время около детского сада достаточно интенсивное дорожное движение. Около детского сада необходимо установить дорожную разметку «искусственная неровность» и соответствующий дорожный знак, а также дорожный знак «Дети».

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.12 ч.1 и ч.2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ст.17 ч.1 и ч.2 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В силу ст.16 ч.1 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об этом же указано и в ст.6, 7, 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4.05.2005 г. №, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 г. №

Таким образом, к ведению муниципального образования городского округа – город Тамбов относится выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В целях осуществления данного предмета деятельности администрацией г.Тамбова было создано МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» (п. 1.4 и 2.1 Устава данного муниципального учреждения).

Постановлением администрации города Тамбова от 28.04.2010 г. № «Об утверждение городской целевой Программы «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы» были запланированы мероприятия по установке дорожных знаков и растяжек для дорожных знаков и на эти цели выделялись денежные средства в размере №. на 2010 год.

То же самое было запланировано городской Целевой Программой «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 15.12.2010 г. №.

Между тем, конкретно в план-титул на 2010-2012 годы не было включено обустройство искусственной неровности и установка дорожных знаков «Искусственная неровность» и «Дети» около детского учреждения МДОУ детский сад № № по <адрес>, что не отрицали в суде представитель администрации г.Тамбова, Комитета городского хозяйства администрации г.Тамбова, МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» и Комитета финансов администрации г.Тамбова.

В ответе на представление прокурора Ленинского района г.Тамбова от 15.06.2010 г. за №/2010 г. глава администрации г.Тамбова 22.07.2010 г. за № сообщил, что работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожную сеть г.Тамбова, в том числе около МДОУ детский сад № № г.Тамбова осуществляется ЗАО «Саратовгражданремстрой» Однако, в связи с несвоевременным исполнением подрядчиком своих обязательств дорожная разметка в районе данного учреждения для детей отсутствует. В настоящее время рассматривается вопрос о выделении дополнительных денежных средств на разработку схем организации дорожного движения и установку дорожного знака «Искусственная неровность» в районе учреждения МДОУ детский сад № № г.Тамбова.

Однако, в ответе от 27.01.2010 г. за № сообщил, что в связи с сокращением расходов городского бюджета и запланированным большим объемом работ на основных магистралях г.Тамбова в текущем году выполнить работы по устройству «Искусственной неровности», а также установить дорожный знак «Искусственная неровность» и дорожный знак «Дети» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес> представляется возможным.

Данное обстоятельство подтверждает бездействие администрации г.Тамбова в решении указанных вопросов, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данного учреждения, поскольку делает невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Согласно п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 г. №-ст, искусственную неровность устанавливают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-_транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.

В соответствии с п.5.2.19 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. №-ст, знак «Искусственная неровность» устанавливается перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости.

Поскольку администрация г.Тамбова уклоняется от решения вопросов, связанных с организацией устройства искусственной неровности и установки дорожных знаков «Искусственная неровность» и «Дети» в районе МДОУ детский сад № № по ул.<адрес> г.Тамбова, суд считает необходимым признать данное бездействие незаконным и обязать администрацию г.Тамбова организовать установку искусственной неровности и дорожных знаков «Искусственная неровность» и «Дети» в районе деятельности данного учреждения для детей.

Утверждение представителя администрации г.Тамбова о том, что приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», зарегистрированного в Минюсте РФ 21.12.2007 г. № имеется исчерпывающий перечень видов работ по содержанию автомобильных дорог. В нем отсутствуют работы по установке (устройству) искусственных неровностей и дорожного знака «Искусственная неровность», устанавливать искусственную неровность в районе МДОУ детский сад № № нецелесообразно из-за низкой интенсивности движения транспорта и установка дорожного знака «Искусственная неровность» будет противоречить п.7.2 Госта Р 52605-2006, суд находит необоснованным.

Согласно Приложению Г, разметка дорожная по ГОСТ Р 51256-99, разметкой дорожной по ГОСТ Р 51256-99 является разметка «искусственная неровность».

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», зарегистрированного в Минюсте РФ 21.12.2007 г. № в пункте 16 и 12 указано, что в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят работы по уходу за дорожной разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, а также установка недостающих дорожных знаков.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к устройству искусственной неровности и дорожных знаков «Дети» и «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию г.Тамбова организовать установку искусственной неровности и дорожных знаков «Дети», «Искусственная неровность» в районе МДОУ детский сад № № по <адрес>

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней.

Судья И.Н.Амельчева

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2011 г. судья И.Н.Амельчева

Копия верна: судья И.Н.Амельчева