РЕШЕНИЕ
По делу № 2-2574 /10
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
с участием адвоката Казначеевой Т.С.,
при секретаре Макаровой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спешинского Александра Николаевича и Спешинской Елизаветы Юрьевны к Жилищному комитету Администрации г.Тамбова о признании их молодой семьи нуждающейся в жилом помещении как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. с 2005 года,
УСТАНОВИЛ:
Супруги Спешинские А.Н. и Е.Ю. обратились с иском к Жилищному комитету Администрации г.Тамбова о признании их молодой семьи нуждающейся в жилом помещении как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. с 2005 года.
В судебном заседании истцы поддержали свои требования и пояснили, что собирали все документы для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» еще в 2005г. В декабре 2005г. они обратились с готовым пакетом документов к специалисту жилищного комитета Администрации г.Тамбова Каменской Г.Н., которая зафиксировала это обращение в журнале входящей почты. Позднее документы им возвратили, указав, что Спешинские не попадают под действие программы ввиду наличия у них достаточной жилплощади. Заявление на участие в программе истцы в 2005г. не писали, т.к. не сомневались в правильности заключения специалиста жилищного комитета.
В 2009г. истцы обратились в Администрацию Тамбовской области, где им пояснили, что они могут являться участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
С тем же пакетом документов Спешинские были признаны участниками данной подпрограммы.
Истцы полагали, что их право на участие в указанной подпрограмме могло быть реализовано в 2005г., следовательно, право на получение субсидии для приобретения жилья у них уже наступило бы. Данное право ими не реализовано по вине сотрудников ответчика.
Истцы просили признать их семью нуждающейся в жилом помещении как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. с 2005 года.
Представители Спешинского А.Н. - Спешинская Г.В. и Казначеева Т.С. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика Иванова И.В. иск не признала и пояснила, что в 2005г. заявления от истцов о признании их нуждающимися в жилом помещении в Администрацию г.Тамбова не поступало, жилищная комиссия их документы не рассматривала. Постановление главы Администрации о признании их участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не выносилось. Действия должностного лица, давшего им консультацию, Спешинские не обжаловали.
В настоящее время истцы признаны участниками указанной программы. Их продвижение вперед в очереди на получение жилищной субсидии нарушит права других молодых семей, также претендующих на таковую субсидию.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010г.г.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002г. N 638 утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010годы.
Указанная подпрограмма предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Участником подпрограммы признавалась молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.
Во исполнение вышеназванных постановлений Правительства РФ и Закона Тамбовскойобласти от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О программе "Молодежи - доступное жилье" на 2003- 2010 годы" постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2004г. утверждено Положение о порядке предоставления субсидии молодым семьям-участникам программы "Молодежи - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы" на компенсацию части стоимости приобретенного (строящегося) жилья.
Настоящее Положение устанавливало условия и порядок предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям - участникам программы "Молодежи - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы" на компенсацию части стоимости приобретенного (строящегося) жилья на ребенка.
Для участия в программе молодая семья должна была предоставить органам местного самоуправления, ответственным за реализацию программы "Молодежи - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы" города (района), по месту регистрации следующие документы:
заявление согласно приложению N 1 к Положению (на имя председателя комитета по делам молодежи Тамбовской области);
копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (на каждого члена семьи);
копию свидетельства о браке;
копию свидетельства о рождении, либо документы, подтверждающие усыновление ребенка;
акт проверки жилищных условий, составленный в установленном порядке соответствующим органом местного самоуправления по месту регистрации, на каждого члена семьи;
сведения из учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области о наличии или отсутствии в собственности жилого помещения (на каждого члена семьи);
справку о составе семьи, заверенную соответствующим органом местного самоуправления;
справку из органов местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту регистрации;
документы, подтверждающие наличие у участника подпрограммы финансовых обязательств за построенное (строящееся) или приобретенное жилье, например, договор инвестирования строительства (долевого участия), договор купли-продажи жилья, договор о предоставлении кредита (займа, ссуды) для строительства или приобретения жилья, иной вид договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающий улучшение жилищных условий участника программы; справку о сверке задолженности.
Органы местного самоуправления, ответственные за реализацию программы "Молодежи - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы" направляли пакет документов с сопроводительным письмом главы администрации города или района области государственному заказчику - Администрации Тамбовской области в лице управления инвестиций области.
После рассмотрения документов, государственный заказчик принимал решение о включении молодой семьи в программу или о мотивированном отказе. Список участников программы ежемесячно утверждался приказом начальника управления инвестиций области.
После принятия решения о включении молодой семьи в участники программы государственный заказчик выдавал участнику программы свидетельство участника программы.
В соответствие с распоряжением Правительства РФ от 10.08.2005г. № 1183-р и постановлением Правительства РФ от 31.12. 2005г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" разработан и утвержден новый вариант подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Прежние нормы, касающиеся данной подпрограммы, признаны утратившими силу.
Механизм реализации подпрограммы предполагал оказаниегосударственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья устанавливался Правительством Российской Федерации.
Таковой порядок – Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Для участия в подпрограмме молодая семья, соответствующая условиям подпрограммы, подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по определенной форме в 2 экземплярах;
б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в предоставленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Анализируя указанные нормативные акты, суд приходит к выводу, что участие молодых семей в подпрограммах федеральной целевой программы «Жилище» всегда носило заявительный, добровольный характер.
Волеизъявление семьи подлежало оформлению в виде заявления, подаваемого в орган, определенный правилами соответствующей подпрограммы.
При этом молодые семьи должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, определенном ст.ст.51,52 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что истцы в декабре 2005г. не писали какого-либо заявления об участии в подпрограмме "Молодежи - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы", также как и не обращались в орган местного самоуправления по вопросу их постановки на жилищный учет. Данное обстоятельство Спешинские А.Н. и Е.Ю. подтвердили в судебном заседании.
Истцы пояснили, что передали свои документы в жилищный комитет Администрации г.Тамбова для проверки их соответствия требованиям подпрограммы. После возврата документов они никуда не обращались для разрешения вопроса об участии в подпрограмме.
Истцы были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» только в 2009г. постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ после соответствующего обращения.
В соответствие со ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Исходя из названного положения закона суд полагает, что истцы по собственному волеизъявлению не стали реализовывать свои права на участие в подпрограмме "Молодежи - доступное жилье" в 2005г.
Сейчас же, они фактически просят признать их право на участие в указанной подпрограмме с 2005г. с тем, чтобы быстрее получить субсидию на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Однако, этим будет ограничено право других участников подпрограммы, ставших таковыми раньше Спешинских, что недопустимо в силу ст.ст. 1 и 10 ГК РФ.
Кроме того, Правила подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" от 13.06.2006г. предусматривают преимущественное право включения в списки на получение субсидий молодых семей - участников подпрограммы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Таким образом, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения настоящего иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Спешинскому Александру Николаевичу и Спешинской Елизавете Юрьевне в удовлетворении исковых требований к Жилищному комитету Администрации г.Тамбова о признании их молодой семьи нуждающейся в жилом помещении как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. с 2005 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья:Изгарёва И.В.
ВЕРНО: судья