2-365/11г. по иску Курбатовой И.Н.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 26 » января 2011 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.

при секретаре Жилиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 365/11 по иску Курбатовой Ираиды Михайловны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

24.08.2010г. Курбатова И.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области от 14.11.2010года № 79 (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан) Курбатовой И.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как в него не включены периоды работы с 17.04.1985г. по 08.01.1992г. в должности секретаря, председателя исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов, с 09.01.1992г. по 05.09.1994г. в должности главы администрации <данные изъяты> сельского Совета, поскольку должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

17.01.2011г. Курбатова И.М. обратилась в суд с иском об отмене решения Комиссии от 15.11.2010г., обязании включить в льготный трудовой стаж вышеуказанные периоды работы, признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и о назначении досрочной пенсии с момента подачи заявления, указав в обоснование своих требований, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе с заявлением о назначении льготной пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, ее педагогический стаж составлял более 25 лет. В период с 17.04.1985г. по 08.01.1992г. она работала в должности секретаря, председателя исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов, с 09.01.1992г. по 05.09.1994г. в должности главы администрации <данные изъяты> сельского Совета, а включение указанных периодов в стаж педагогической деятельности предусматривалось Положением о порядке исчисления стажа, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397; за ней сохраняется право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

В судебном заседании истица Курбатова И.М. исковые требования поддержала по тем же основаниям и, уточняя исковые требования, просила включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 17.04.1985г. по 22.04.1989г. в должности секретаря исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов и с 23.04.1989г. по 08.01.1992г. в должности председателя исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов, а также назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 24.08.2010года, дополнив, что с 18.08.1981г. до 16.04.1985г. она работала воспитателем группы продленного дня в <данные изъяты> средней школе, а с 16.04.1985г. была избрана секретарем исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов, в указанной должности работала по 22.04.1989г., с 23.04.1989г. она была избрана председателем исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов, в указанной должности работала по 08.01.1992г. В 1992-1994г.г. она работала в должности главы администрации <данные изъяты> сельского Совета. С 25.08.1995г. по настоящее время она работает учителем в школе. Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, предусматривало включение работы на выборных должностях в советских учреждениях в стаж педагогической деятельности. В связи с чем вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с учетом спорных периодов ее специальный стаж более 25 лет, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 24.08.2010г., а отказ ответчика в назначении пенсии является незаконным.

Представитель ответчика, по доверенности Дугина Н.Е., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении, дополнив, что спорные периоды работы на выборных должностях в советских учреждениях не охватывается нормами пенсионного законодательства, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии. Не оспаривает, что до и после работы на выборных должностях в советских учреждениях истица осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей и не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, 18 лет 8 месяцев 2 дня, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию; с учетом спорных периодов стаж истицы более 25 лет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и пенсионное дело истицы, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.

В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что 18.08.1981г. Курбатова И.М. была принята воспитателем группы продленного дня в <данные изъяты> среднюю школу, откуда с 16.04.1985г., на основании личного заявления и решения исполкома <данные изъяты> сельского Совета, была уволена в порядке перевода в связи с исполнением обязанностей секретаря исполкома <данные изъяты> сельского Совета, и с 16.04.1985г. Курбатова И.М. избрана секретарем исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов, а с 23.04.1989г. истица была избрана председателем исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов. В период с 09.01.1992г. по 05.09.1994г. истица назначалась на должности Главы администрации <данные изъяты> сельсовета и <данные изъяты> волости. С 25.08.1995г. по настоящее время Курбатова И.М. осуществляет педагогическую деятельность, работая учителем в <данные изъяты> средней школе.

Данные обстоятельства, помимо объяснений истицы, подтверждаются трудовой книжкой Курбатовой И.М., которая, в силу ст.66 Трудового кодекса РФ, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, выпиской из приказа по Тамбовскому районо № 258 от 22.04.1985г., копии которых имеются в материалах дела.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежат применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.

Указанным нормативным документом не предусмотрено включение в стаж периодов работы на выборных должностях в советских учреждениях.

Не предусматривалось включение периодов работы на выборных должностях в советских учреждениях и действовавшими до 01.01.2002г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Однако согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397(утратившим силу с 01.10.1993г.), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.

Указанный период подлежал включению в стаж при определенном условии.

В силу п.4 указанного выше Положения работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно п.11 постановления Совета Министров СССР от 14.03.1968г. № 171 «О мерах по укреплению материально-финансовой базы сельских и поселковых Советов народных депутатов» (с изменениями) время пребывания на должности председателя, заместителя председателя и секретаря исполнительного комитета сельского, поселкового Совета народных депутатов засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой они работали до избрания в сельских, поселковый Совет.

Суд при разрешении спора также учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.01.2004г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", согласно которой «сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан».

Согласно вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде его определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В период работы Курбатовой И.М. на выборных должностях в советских учреждениях, а именно в должности секретаря исполнительного комитета Красносвободненского сельского Совета народных депутатов с 17.04.1985г. по 22.04.1989г., в должности председателя исполнительного комитета Красносвободненского сельского Совета народных депутатов с 23.04.1989г. по 08.01.1992г. действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в соответствии с которым в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. действовали до 01.10.1993г., следовательно, спорный период работы истицы на выборных должностях (секретаря и председателя) в исполкоме Красносвободненского сельского Совета народных депутатов полностью попадает под действие названного Списка 1959г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что введение в действие иных правовых норм, регулирующих порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, следовательно, работнику сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующего на момент приобретения права.

Такая же позиция отражена и в Постановлении Конституционного Суда от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…», из которого усматривается, что придание Закону обратной силы влечет отмену для лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями статьей 1 (часть 1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Не менее 2/3 стажа работы истицы приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, как того требует п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.

Учитывая изложенное и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанный период работы истицы в должностях секретаря и председателя исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов должен быть засчитан в педагогический стаж Курбатовой И.М. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд считает, что период работы истицы в должности секретаря исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов с 17.04.1985г. по 22.04.1989г., в должности председателя исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов с 23.04.1989г. по 08.01.1992г. подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку исключение указанного периода, ухудшает положение истицы, исключая возможность зачета заработанного в соответствие с действовавшим законодательством педагогического стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет.

На основании изложенного суд, считает незаконным отказ ответчика о включении вышеуказанных периодов работы на выборных должностях в исполнительном комитете <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, а, поскольку ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области не оспаривает наличие у истицы льготного стажа 18 лет 8 месяцев 2 дня, то с учетом рассмотренного периода работы у истицы имеется необходимый стаж для назначения пенсии. Пенсия Курбатовой И.М. должна быть назначена с 24.08.2010г., то есть с момента обращения истицы в ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе с заявлением о назначении пенсии.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Курбатовой Ираиды Михайловны удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области включить Курбатовой Ираиде Михайловне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:

- с 17.04.1985г. по 22.04.1989г. в должности секретаря исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов;

- с 23.04.1989г. по 08.01.1992г. в должности председателя исполнительного комитета <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области назначить Курбатовой Ираиде Михайловне досрочную трудовую пенсию по старости с 24.08.2010года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: С.Л.Сорокина

Верно: судья

Мотивированное решение составлено 27.01.2011года.

Судья: С.Л.Сорокина

Верно: судья