Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 10 » марта 2011 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Жилиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 720/11 по иску Бударина Сергея Николаевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
28.01.2011г. Бударин С.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области от 10.02.2011года № 40 Бударину С.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как в него не включен период службы в армии по призыву с 24.10.1984г. по 18.11.1986г., поскольку служба в Советской армии не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.
28.02.2011г. Бударин С.Н. обратился в суд с иском о включении в льготный трудовой стаж службы по призыву в рядах Советской Армии в период с 24.10.1984г. по 18.11.1986г., и о назначении досрочной пенсии с 28.01.2011г., указав в обоснование своих требований, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в г.Тамбове с заявлением о назначении льготной пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, его педагогический стаж составлял более 25 лет. В период с 24.10.1984г. по 18.11.1986г. он проходил службу по призыву в рядах Советской Армии. Включение службы в стаж педагогической деятельности предусматривалось Положением о порядке исчисления стажа, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397; за ним сохраняется право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В судебном заседании истец Бударин С.Н. исковые требования поддержал по тем же основаниям и пояснил, что с 01.09.1987г. по настоящее время он осуществляет педагогическую деятельность. В период с 24.10.1984г. по 18.11.1986г. он, будучи студентом ТГПИ, проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, а после демобилизации, 18.11.1986г., продолжил обучение в пединституте. Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, предусматривало включение службы в Вооруженных Силах в стаж педагогической деятельности. В связи с чем вышеуказанный спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с учетом спорного периода его специальный стаж более 25 лет, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 28.01.2011г., а отказ ответчика в назначении пенсии является незаконным. Истец просил включить в льготный трудовой стаж период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 24.10.1984г. по 18.11.1986г., а также назначить досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, с 28.01.2011г.
Представитель ответчика, по доверенности Кузнецова Г.А., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении, дополнив, что спорный период службы в армии не охватывается нормами пенсионного законодательства, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии. Также не оспаривает, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, 23 года 4 месяца 28 дней, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию; с учетом спорного периода стаж истца более 25 лет.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что 01.09.1987г. Бударин С.Н. был принят на работу в ДЮСШ № 2 тренером-преподавателем по баскетболу, откуда 15.08.1988г. был уволен в порядке перевода в среднюю школу № 12; 15.08.1988г. Бударин С.Н. принят учителем физической культуры в среднюю школу № 12, в которой продолжает педагогическую деятельность по настоящее время (с 31.08.1990г.- классическая гимназия № 12 им.Г.Р.Державина, с 10.06.2002г.- МОУ гимназия № 12 им.Г.Р.Державина). В период с 24.10.1984г. по 18.11.1986г. истец проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Бударина С.Н., военным билетом МН № 3339891, выданным 24.10.1984г. Ленинским РВК Тамбовской области.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежат применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
Указанным нормативным документом не предусмотрено включение в стаж службы в Вооруженных Силах РФ.
Не предусматривалось включение периода службы в армии и действовавшими до 01.01.2002г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Однако согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397(утратившим силу с 01.10.1993г.), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Указанный период подлежал включению в стаж при определенном условии.
В силу п.4 указанного выше Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Суд при разрешении спора также учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.01.2004г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", согласно которой «сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан».
Согласно вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде его определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период прохождения Будариным С.Н. службы в Вооруженных Силах СССР с 24.10.1984г. по 18.11.1986г. действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в соответствии с которым в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Список должностей и учреждений, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. действовали до 01.10.1993г., следовательно, спорный период службы истца в ВС СССР полностью попадает под действие названного Списка 1959г.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что введение в действие иных правовых норм, регулирующих порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, следовательно, работнику сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующего на момент приобретения права.
Такая же позиция отражена и в Постановлении Конституционного Суда от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…», из которого усматривается, что придание Закону обратной силы влечет отмену для лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями статьей 1 (часть 1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Не менее 2/3 стажа работы истца приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, как того требует п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.
Учитывая изложенное и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанный период службы в Вооруженных Силах СССР должен быть засчитан в педагогический стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суд считает, что период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР с 24.10.1984г. по 18.11.1986г. подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку исключение указанного периода, ухудшает положение истца, исключая возможность зачета заработанного в соответствие с действовавшим законодательством педагогического стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного суд, считает незаконным отказ ответчика о включении вышеуказанных периодов службы в Вооруженных Силах СССР в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, а, поскольку ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области не оспаривает наличие у истца льготного стажа 23 года 4 месяца 28 дней, то с учетом рассмотренного периода у истца имеется необходимый стаж для назначения пенсии. Пенсия Бударину С.Н. должна быть назначена с 28.01.2011г., то есть с момента обращения истца в ГУ УПФ РФ в г.Тамбове с заявлением о назначении пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бударина Сергея Николаевича удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области включить Бударину Сергею Николаевичу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в армии по призыву с 24.10.1984г. по 18.11.1986г.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области назначить Бударину Сергею Николаевичу досрочную трудовую пенсию по старости с 28.01.2011года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья
Мотивированное решение составлено 10.03.2011года.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья