Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.К.
при секретаре Горбачевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-435/2011 по иску Захаровой Антонины Егоровны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Захарова А.Е. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 09.07.1991г. по 31.01.1993г. в должности выездной акушерки «Станции скорой медицинской помощи», с 01.02.1993г. по 04.10.2010г. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов бригадам станции скорой медицинской помощи и досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения - с 04.10.2010г.
В обоснование иска указала, что указанные периоды работы не засчитаны ГУ УПФ РФ в г. Тамбове в её специальный медицинский стаж по следующим основаниям: должности выездной акушерки и фельдшера по приему и передаче вызовов бригадам станции скорой медицинской помощи не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.; период работы с 01.01.1998г. по 04.10.2010г. не подтверждается сведениями персонифицированного учета. Решение ГУ УПФ РФ в г. Тамбове считает неправомерным. При подсчете стажа не учтено ранее действовавшее (до 01 января 2001г) законодательство, регулирующее вопросы льготного назначения пенсии; не верно применено Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, проигнорированы Постановления Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам применения пенсионного законодательства. Должность фельдшера, акушерки предусматривалась Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. Должность «фельдшер станции скорой медицинской помощи» является обобщающим и включает такое понятие как, «Фельдшер по приему и передаче вызовов бригадам станции скорой медицинской помощи». Ее трудовая деятельность связана с оказанием первой медицинской помощи нуждающимся в ней людям, работа в должности выездной акушерки и фельдшера по приемам вызовов и передаче их выездным бригадам требует наличия среднего медицинского образования. Нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности фельдшера по приему вызовов, в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет также подлежит включению в специальный стаж в соответствии со ст.187 ТК РФ и ст.167 КЗоТ РСФСР. Отсутствие сведений персонифицированного учета, за предоставление которых ответственность лежит на работодателе, не может являться основанием для отказа во включении спорного периода в специальный стаж.
В судебном заседании Захарова А.Е. исковые требования поддержала, пояснив, что 04.10.2010г. обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Тамбове о назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с наличием 30-летнего стажа работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку в спорные периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которую она осуществляла в составе бригады скорой медицинской помощи, работая выездной акушеркой. В её функции, как выездной акушерки, входило оказание скорой медпомощи беременным и гинекологически больным женщинам, прием родов, оказание неотложной доврачебной помощи новорожденным.
Работа выездной акушерки более напряженная, чем работа акушерки в стационаре, поэтому, когда принимали на работу в БСМП в отделение скорой помощи, указали «выездной акушеркой». Фельдшером по приему вызовов может работать лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «лечебное дело». В обязанности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам входило и входит в настоящее время следующее: прием вызовов, определение его срочности и приоритетности, определение категории выездной бригады и передача ей вызова, консультирование обратившихся граждан по телефону о способах оказания первой помощи пострадавшим и больным, определение и рекомендации по приему конкретного лекарственного средства, способного облегчить болезненное состояние человека до приезда выездной бригады, оказание неотложной медицинской помощи гражданам непосредственно обратившимся на станцию скорой медицинской помощи и координация действий всех бригад. Она оказывает медицинскую помощь по телефону, часто звонят из населенных пунктов, где закрыты фельдшерско-акушерские пункты и приезд врача затягивается на много часов. При необходимости она может заменить отсутствующего фельдшера или акушерку. Она постоянно подтверждает аттестацию по специальности, проходя курсы повышения квалификации в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Представитель истицы Чербаев И.Л. поддержал иск, пояснив, что периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности. Должность фельдшера относится к категории среднего медицинского персонала. А указание должности как «выездная акушерка» и «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам» конкретизируют место выполнение работы.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Филатова М.В. исковые требования не признала, пояснив, что в назначении досрочной трудовой пенсии отказано из-за отсутствия требуемого для назначения пенсии 30 лет стажа на соответствующих видах работ. Должности выездной акушерки и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам не поименована в разделе наименование должностей Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. В специальный стаж не могут быть включены: отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, так как Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства от 11.07.2002г. 516, не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ указанных периодов; период работы с 01.01.1998г. по 04.10.2010г. как на соответствующих видах работ не подтверждается сведениями персонифицированного учета, сведения сданы работодателем общим стажем. Определение Верховного Суда от 16.07.2010г. №16-В10-11 подтверждает обоснованность не принятия к зачету периода работы в должности фельдшера по приему вызовов.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
Согласно п.2 указанной статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьей, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому.
В силу п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министра СССР от 17.19.1959г. № 1397 (действовавшего до 01.10.1993г.), работа в больничных учреждениях всех типов и в учреждениях скорой медицинской помощи в должности акушерки дает право на пенсию за выслугу лет.
Должность фельдшера станции скорой медицинской помощи предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066. На основании данного постановления периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должность фельдшера относится к категории среднего медицинского персонала.
Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрена должность фельдшера на станции скорой медицинской помощи.
Согласно записям в трудовой книжке истицы она 02.04.1979г. принята на должность выездной акушерки отделения скорой помощи Больницы скорой медицинской помощи. С 09.07.1991г. в связи с организацией отделения скорой медицинской помощи в самостоятельное учреждение – станция скорой медицинской помощи считать выездной акушеркой станции скорой медицинской помощи, с 01.02.1993г. фельдшер по приему и передаче вызовов бригадам станции скорой медицинской помощи.
Судом установлено, что ССМП, где работает истица имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. В функциональные обязанности акушерки ССМП входило и входит по настоящее время: обеспечение немедленного выезда бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного временного норматива в данной территории; оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары; введение больным и пострадавшим лекарственных препаратов по медицинским показаниям, осуществление остановки кровотечения, проведение реанимационных мероприятий, наложение транспортных шин, повязок; осуществление ведения учета и списания лекарственных препаратов; осуществление проверки состояния медицинской аппаратуры, транспортных шин, пополнение израсходованных в процессе работы лекарственных средств.
В обязанности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам входило и входит в настоящее время следующее: прием и своевременная передача вызовов персоналу свободных бригад, осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами, контроль оперативности работы выездных бригад: время выезда, время прибытия, время выполнения вызова, контроль плотности поступающих вызовов и регулирование их потока в зависимости от срочности или повода вызова; по просьбе вызывающего консультирование по телефону о способах оказания первой помощи пострадавшим и больным; в отсутствие старшего врача и выездного медицинского персонала оказание необходимой доврачебной помощи гражданам, обратившимся на станцию скорой медицинской помощи.
Наименование должности «акушерка станции скорой медицинской помощи», по мнению суда, является обобщающим понятием и включает в себя такие понятия как, «выездная акушерка».
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица, работая в должности выездной акушерки «Станции скорой медицинской помощи», осуществляла лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период работы с 09.07.1991г. по 31.01.1993г. подлежит включению в льготный медицинский стаж, включая отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет с 06.10.1992г. по 13.10.1992г.
Согласно ст.167 КЗоТ РСФСР ( в редакции действовавшей на момент возникновения у истицы права на отпуск) отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» увеличена с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3х лет.
Согласно п.2 названного постановления указанный дополнительный отпуск включается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в пункте 15 постановления от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд считает, период работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов бригадам станции скорой медицинской помощи с 01.02.1993г. по 31.10.1999г. подлежащим включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в указанный период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный СМ РСФСР от 06.09.1991г., который предусматривал должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности.
Должность «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинский помощи» относится к среднему медицинскому персоналу.
В удовлетворении требований о включении периода работы с 01.11.1999г. по 04.10.2010г. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи досрочном назначении трудовой пенсии истице следует отказать по следующим основаниям.
Вопрос о включении той или иной профессии, должности в список, дающий право на получение досрочной пенсии отнесен в компетенции Правительства РФ и решается в зависимости от специфики и характера работы, функциональных обязанностей работника и других факторов, влияющих на интенсивность труда, степень неблагоприятного воздействия, психофизиологические нагрузки, которым подвергаются отдельные категории работников.
В Списках…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и от 29 октября 2002 года № 781, действующих в спорный период работы истицы, должность фельдшера по приему вызовов не поименованы. Списки расширительному толкованию не подлежат, а потому включение периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам с 01.11.1999г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охраняет здоровья населения, не допускается.
Доводы истицы и ее представителя о том, что истица оказывает медицинскую помощь в случае обращения граждан на станцию или по телефону в ожидании бригады скорой медицинской помощь, имеет специальное образование, повышает квалификацию суд считает не состоятельными и подлежащими отклонению.
Не любая лечебная или иная работа по охране здоровья, требующая медицинского образования, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с Положением о фельдшере (медицинское сестре) по приему и подаче вызовов станции подстанции, отделения) скорой помощи, утвержденным приказом Минздрава РФ от 26 марта 1999г. № 100, оказание медицинской помощи гражданам не входит в обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов.
Согласно должностной инструкции фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам видно, что значительную часть обязанностей составляют обязанности, не связанные с оказанием медицинской помощи и лечебной деятельности. Само по себе наличие в наименовании занимаемой должности слова «фельдшер» не может являться достаточным основанием для удовлетворения требований истицы.
С учетом уже принятого ответчиком к зачету стажа на соответствующих видах работы, а также подлежащих включению, стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья на дату обращения в Управление Пенсионного фонда составит 20 лет 6 месяцев 29 дней.
Следовательно, у истицы отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ – 30 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Захаровой Антонины Егоровны удовлетворить частично.
Включить Захаровой Антонине Егоровне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды:
с 09.07.1991г. по 31.01.1993г. в должности выездной акушерки МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи»,
с 01.02.1993г. по 31.10.1999г. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов бригадам станции скорой медицинской помощи МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» г. Тамбова».
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Фокина Т.К.
Решение в окончательной форме принято 18.03.2010г.
Судья: Фокина Т.К.
Верно. Судья: