РЕШЕНИЕ
По делу № 2-358/11
Именем Российской Федерации
6 апреля 2011г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Эсауловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Студнева Юрия Ивановича к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области о назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Студнев Ю.И. первоначально обратился с иском к ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе о включении периодов его работы в должности пожарного, командира отделения, начальника караула пожарной части № и в должности командира отделения филиала ОГУ «Тамбовский областной пожарно-спасательный центр» в стаж для назначения досрочной пенсии и с требованием о назначении пенсии.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 17.11.2010г. указанные требования были удовлетворены.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 22.12.2010г. названное решение отменено в части включения истцу в стаж для назначения досрочной пенсии времени работы в Тамбовском областном пожарно-спасательном центре и в части назначения пенсии. Дело в этой части направлено на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела Студнев Ю.И. изменил исковые требования. Он полагал, что имеет право на досрочное назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста, поскольку был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
В судебном заседании истец и его представитель Смирнов Н.В. поддержали исковые требования.
Истец просил назначить ему пенсию с 52 лет с учетом стажа, учтенного на основании решения Ленинского районного суда г.Тамбова от 17.11.2010г.
Представитель истца Смирнов Н.В. пояснил, что истцу возможно назначение досрочной пенсии, поскольку он работал на вредных работах по аналогии с должностями, указанными в Списках № 1 и № 2.
Представитель ответчика Дугина Н.Е. иск не признала, полагая, что исковые требования не основаны на законе.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной пенсии, однако ответчик отказал ему в назначении таковой.
Согласно трудовой книжке Студнева Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в пожарной части № в должностях пожарного, командира отделения, начальника караула. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает в областном государственном учреждении «Тамбовский областной пожарно-спасательный центр» (сначала пожарным, затем командиром отделения).
Согласно статье39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть2).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004года N11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного статьей19 (части1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995года N211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте"о" частипервой статьи12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента РФ от 9 ноября 2001года N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом данный Федеральный закон не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004года N868 (пункт8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005года N385 (пункт6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья18) и Федеральным законом от 6 октября 1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
Подобную позицию высказал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.02.2009г. № 552-О-О.
Таким образом, оснований для включения в льготный стаж истца периода его работы в Тамбовском областном пожарно-спасательном центре не имеется, также как и не имеется оснований для назначения досрочной пенсии Студневу Ю.И. по пункту 18 части 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» ввиду отсутствия у него требуемого 25 летнего стажа.
Суд также не установил законных оснований для назначения пенсии Студневу Ю.И. с уменьшением пенсионного возраста.
Уменьшение пенсионного возраста (ниже 50 лет) за работу в Государственной противопожарной службе не предусмотрено как законом «О трудовых пенсиях», так и законом «О государственных пенсиях в РФ», действующим до 01.01.2002г.
Ссылка представителя истца на возможность применения в отношении Студнева Ю.И. правил назначения досрочной пенсии, обозначенных в пунктах 1 и 2 части1 ст.27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» представляется суду совершенно безосновательной.
В соответствие с пунктом 1 части 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижению 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы.
При этом для назначения пенсии по данному основанию необходимо, чтобы работа протекала в должности и на производстве, обозначенных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. № 10.
В указанном Списке не предусмотрены должности пожарного и других работников пожарных частей. Поэтому назначение пенсии истцу по данному основанию невозможно.
В соответствие с пунктом 2 части 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижению 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Указанные лица при определенных условиях имеют право на назначение трудовой пенсии с уменьшением пенсионного возраста.
В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. № 10, также не предусмотрены должности пожарных и других работников пожарных частей. Поэтому пенсия не может быть назначена истцу и по этому основанию.
Доводы представителя истца о возможности применения названных норм по аналогии, так как работа Студнева Ю.А. является вредной, основаны на неверном толковании положений закона «О трудовых пенсиях».
Законодатель совершенно четко разграничил основания для назначения досрочной пенсии, выделив в отдельную категорию работников противопожарной службы.
На основании изложенного в удовлетворении иска Студнева Ю.И. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Студневу Юрию Ивановичу в удовлетворении исковых требований к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области о назначении досрочной пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2011г.
Судья:Изгарёва И.В.
ВЕРНО: судья