Дело №2-770/11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тамбов 12 мая 2011 года
Суд Ленинского района г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Шелухановой С.П.,
при секретаре Гребеннкиовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Квачко Ю.В. к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области о назначении и взыскании задолженности по ежемесячным денежных выплатам для ветеранов боевых действий,
установил:
С ноября 1984 г. по август 1986 г. истец проходил службу в Демократической республике Афганистан. В связи с чем, согласно удостоверения серии БК № 0510112от 12.11.2010 года он имеет статус ветерана боевых действий.
Квачко Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Тамбове о назначении ЕДВ с 01.01.2005 г. и взыскании задолженности с учётом нифляции.
В обоснование иска указал, что в 1995 году ему было выдано удостоверение «О праве на льготы» образца, установленного для военнообязанных, направленных в другие государства органами государственной власти СССР и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. Во время уточнения в Тамбовском облвоенкомате учётных данных, в 2004 году, он предоставил копию имеющегося у него удостоверения, по которому вопросов не возникло. Несмотря на это выплата ЕДВ не производилась. До июля 2010 года он не знал о своем праве на выплату ЕДВ, тем не менее при обращении в разные сроки в пенсионный фонд или военкомат он предъявлял удостоверение и спрашивал у специалистов имеет или не имеет он по этому удостоверению какие-либо льготы. Ему всегда отвечали отказом. При обращении в июле 2010 года в пенсионный фонд уже по вопросу выплаты ЕДВ, ему предложили получить удостоверение действующего в РФ образца, что он и сделал, получив31 декабря 2010 года имеющееся у него удостоверение ветерана боевых действии, взамен ранее выданного. При обращении в пенсионный фонд с заявлением о выплате ЕДВ его уведомили, что данная выплата будет производиться с момента обращения. Полагая, что он имеет право на получение указанных выплат с момента их установления, т.е. с 01.01.2005 года, поскольку он являлся и является ветераном боевых действий в соответствии со ст.3 ФЗ "О ветеранах", истец на основании ст.ст. 16, 23.1 ФЗ "О ветеранах" просил суд признать за ним право на получение ежемесячных денежных выплат в период с 01.01.2005 года по 12.01.2011 года и обязать ответчика произвести перерасчет ЕДВ за указанный период с учётом инфляции.
В судебном заседании Квачко Ю.В. исковые требования поддержал по изложенным основаниям и частично изменил, просил, наряду с признанием права на выплату ЕДВ с 01.01.2005 г. по 12.02.2011 г. выплатить задолженность за данный период в сумме 141172 рубля. Кроме того, в обоснование иска дополнительно сослался на нарушение в отношении его требований ст. 10 ФЗ «О ветеранах и ст. 314 ГК РФ, поскольку считает, что меры социальной поддержки в виде выплаты ЕДВ являются расходными обязательствами Российской Федерации, которые при любых обстоятельствах должны исполняться надлежащим образом не зависимо от срока обращения.
Представитель ответчика Четверикова Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года N294, ЕДВ гражданину, имеющему право на льготы, назначается со дня обращения за ней в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства; днем обращения считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами. Впервые истец по вопросу выплаты ЕДВ обратился в пенсионный фонд 1 июля 2010 года.
Представитель военного комиссариата Дашичев С.С. в судебном заседании пояснил, что ВКТО не заключал никаких соглашений с пенсионным фондом по поводу предоставления информации о лицах, имеющих право на ЕДВ, но военным пенсионерам разъяснялось, что им следует самостоятельно обращаться по этому вопросу в пенсионный фонд.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп.1 п.1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Участие в боевых действиях истца на территории республики Афганистан в период с 26.11.1984 г. по 24.08.1986 г. ответчиком не оспаривается и подтверждается алфавитной карточкой участника войны (л.д.12) и удостоверением участника войны от 14.08.1995 г. (л.д.11).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, при замене удостоверения участника войны от 14.08.1995 г. серии И № 223452, выданного на бланке удостоверения союзного (СССР) образца, предусмотренного в период его выдачи и действительного на всей территории Союза ССР бессрочно, истец, на основании действующего законодательства Российской Федерации был отнесён с 26.11.1984 года к ветеранам боевых действии (л.д.4).
В подтверждение данного обстоятельства ему выдано удостоверение ветерана боевых действий –дубликат от 12 ноября 2010 года взамен удостоверения И №223452 (л.д.3).
Согласно п.1 пп. 3 ст. 23.1 ФЗ «О Ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения закреплены в п.3 ст.6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" N178-ФЗ от 17.07.1999 года (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N122-ФЗ).
Согласно ст.39 ч.1 и 2 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
При этом в силу положений ст.28 ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом, Квачко Ю.В. по вопросу выплаты ЕДВ обратился в пенсионный фонд лишь 01 июля 2010 года. До этого времени он не знал о своем праве на выплату ЕДВ и ранее просто интересовался о возможности предоставления каких-либо льгот на основании имеющегося у него удостоверения.
В силу п.6 и п.7 ст.23.1 ФЗ "О ветеранах" ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. ЕДВ производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Во исполнение приведенных положений ст.23.1 ФЗ "О ветеранах" приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года N294 в изначальной редакции, которая применима к спорным правоотношениям сторон, был утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации и установлено, что в период до 01 января 2005 года решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, представленных в 2004г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии, а в том случае, если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 N122-ФЗ (т.е. с 16.09.2004 года), если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 года (п.2.1 приказа). Также приказано в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ЕДВ в соответствии с законодательством РФ, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
Таких соглашений, как пояснили представители ответчиков, пенсионный фонд и военные комиссариаты не заключали, поэтому ВКТО Тамбовской области таких сведений в пенсионный фонд не представлял, что, как указано выше, не препятствовало пенсионерам в течение 2004-2005 года самостоятельно обращаться с такими заявлениями.
Истец считает, что Порядок, установленный приказом Минздравсоцразвития противоречит федеральному закону «О ветеранах», в частности ст. 10.
Однако решением Верховного Суда РФ от 19 июня 2007г. NГКПИ07-309 абзац 2 пункта 2.1 настоящего Приказа признан не противоречащим действующему законодательству в части слов "если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005г."
Кроме того, из приведенных предписаний Порядка следует, что ими закреплен присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на социальную выплату (меру социальной поддержки).
С доводом истца о том, что лицу, имевшему право на льготы до введения ЕДВ, данная выплата должна быть назначена с 1 января 2005г. при любых обстоятельствах, суд согласиться не может, поскольку такая норма в Федеральном законе от 22 августа 2004г. N122-ФЗ отсутствует.
Между тем, поскольку в силу положений ст.28 ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ), то суд приходит к выводу о неправомерности действий пенсионного фонда, когда при обращении в июле 2010 года Квачко было отказано в выплате ЕДВ по основаниям отсутствия у него удостоверения соответствующего образца, в связи с чем он был вынужден обратится в специальные органы для его замены, тем самым продляя срок невыплаты ЕДВ.
В силу п.14 раздела 11 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
При таких обстоятельствах суд считает, что выплату ЕДВ Квачко следует назначить с 01 июля 2010 года, с момента обращения с соответствующим заявлением в пенсионный фонд.
На основании предоставленного пенсионным фондом расчёта, арифметическую правильность которого истец не оспаривает, задолженность по выплате ЕДВ за период с 01 июля 2010 года по 12 января 2011 года с учётом инфляции составляет 8112 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования Квачко Ю.В. частично.
Назначить Квачко Ю.В. ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для ветеранов боевых действий с 01.07.2010 года.
Взыскать с ГУ -Управление пенсионного фонда в г. Тамбове Тамбовской области задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с 01 июля 2010 года по 12 января 2011 года в сумме 8112 рублей 00 копеек с учётом инфляции.
В удовлетворении исковых требований о назначении и взыскании недополученной ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 г. Квачко Ю.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья С.П.Шелуханова
Мотивированное решение составлено 16 мая 2011 года.
Судья С.П.Шелуханова