2-1005/2011 о назначении пенсии



Дело №2-1005/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Шелухановой С.П.,

при секретаре Гребенниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондина Ю.А. к ГУ Управление пенсионного фонда в Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Бондин Ю.А., имея стаж педагогической деятельности более 25 лет, 08 ноября 2010 года обратился в ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области за № 10 от 08 февраля 2011 года Бондину Ю.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. Из специального стажа исключены периоды работы истца с 12.11.1984 г. по 05.05.1986 года – прохождение военной службы по призыву, так как Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, не предусмотрено засчитывать в специальный стаж данный период; с 16.06.1986 г. по 29.08.1988 г.-секретарь комитета ВЛКСМ СПТУ-10 Тамбовского райкома ВЛКСМ, так как данная организация и должность не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781; с 01.09.2007 г. по 08.11.2010 г. –преподаватель в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Аграрно-технологическом техникуме, так как данное учреждение не поименовано в вышеназванном Списке. Из Устава учреждения просматривается, что оно относится к смешанному типу образовательного учреждения. В данный период находился в отпуске без сохранения заработной платы 05.03.2010 года.

Не согласившись с отказом, Бондин Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, просил назначить пенсию с момента обращения, с 08 ноября 2010 года.

В обоснование иска указал, что период службы в Армии и работы в качестве секретаря комсомольской организации подлежат включению в специальный стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397. Кроме того в течение периода работы с 01.09.2007 г. по 08.11.2010 г. он осуществлял педагогическую деятельность и работал с детьми до 18 лет, его работа была связана с воспитанием и обучением детей в области начального профессионального образования с целью подготовки работников квалифицированного труда.

В судебном заседании Бондин Ю.А. иск поддержал по изложенным основаниям, не оспаривает, что 05.03.2010 года находился в отпуске без сохранения заработной платы.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области по доверенности Гаврилова Е.Б. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном решении комиссии. Пояснила, что в указанном Списке отражены конкретные наименования учреждений, относящиеся по типу образования к учреждениям начального профессионального образования, к образовательным учреждениям среднего профессионального образования, к которым данный техникум отнести нельзя, так как из Уставов следует, что данное учреждение смешанного типа образования.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную пенсию имеют лица не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная досрочная пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения ее утверждается Правительством РФ.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывается в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463.

Судом установлено, что Бондин Ю.А. в период с 12.11.1984 г. по 05.05.1986 года проходил военную службу по призыву, с 16.06.1986 г. по 29.08.1988 г. работал в должности секретаря комитета комсомола СПТУ-10 Тамбовского райкома ВЛКСМ.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР №463, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Действительно, Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2020 г. №781 ни служба в Армии, ни должность секретарь комитета комсомола, ни учреждение СПТУ райкома ВЛКСМ в качестве должности и учреждения, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии не предусмотрены.

Однако, в спорные периоды работы истца действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года N1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с п. 1 пп. «а» Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. При этом указанный пункт не содержит указания на вид учебного учреждения.

В соответствии с п. 1 пп. «г» Положения служба в составе Вооружённых Сил СССР засчитывается в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Единственным ограничением этого права является, в соответствии с п.4 Положения, условие, при котором 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Как следует из решения пенсионного фонда от 08.02.2010, специальный стаж истца составляет 19 лет 02 месяцев 25 дней. То есть, вышеуказанное условие соблюдено.

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 20.10.2005 года №392-О, от 18 апреля 2006 года № 83-О, от 21 декабря 2006 года№584-О и от 19 июня 2007 г. №436-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей(педагогической деятельности). Названная позиция подлежит применению в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Кроме того, следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002года N320-О «По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации," согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Кроме того, и в постановлении Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г, на которое в обоснование своих возражений ссылается ответчик, указывается, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, служба в Вооружённых силах и работа в качестве секретаря комсомольской организации СПТУ-10 райкома комсомола, то есть, на должности, предусмотренной Списком от 1959 года, по указанным основаниям подлежит зачёту в специальный стаж истца, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравные условия с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию ранее, не должно нарушать его законно возникшее право.

Помимо изложенного из специального стажа истца исключен период работы с 01.09.2007 г. по 08.11.2010 г. в должности преподавателя в тамбовском областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Аграрно-технологический техникум.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённым Постановлением правительства РФ №781 от 29 октября 2022 года, предусмотрена должность «Преподаватель» и такие учреждения, как «Учреждения начального профессионального образования: училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат, лицей (п.1.9)» так и «Образовательные учреждения среднего профессионального образования ( средние специальные учебные заведения) : техникумы всех наименований «(п.1.10).

Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991г. № 190, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Факт работы истца в должности преподавателя подтверждается имеющейся в материалах дела копией трудовой книжки на имя истца и не оспаривается ответчиком.

Согласно имеющейся в материалах дела справке № 03-20/1955 от 20.05.2008г.(л.д.55), выданной Управлением образования и науки администрации Тамбовской области, на базе Государственных образовательных учреждений начального профессионального образовательных учреждений начального профессионального образования Профессиональный лицей №4 и №10 путём реорганизации в форме слияния создано Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Аграрно-технологический техникум», который с момента образования и по настоящее время входит в систему начального профессионального образования и является образовательным учреждением начального профессионального образования.

Данное обстоятельство подтверждается такими материалами дела как: Устав Тамбовского аграрно-технологического колледжа от 1998 года, Устав ГОУНО Профессиональный лицей №10 и Устав Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Аграрно-технологический техникум» от 2010 года, из которых следует, что последний является правопреемником указанных колледжа и лицея, которые являлись учреждениями начального профессионального образования. Данное обстоятельство подтверждается содержанием Уставов этих образовательных учреждений, а также из свидетельства о государственной аккредитации АА 120818, в которых указано, что они являются учреждениями начального профессионального образования, создавались с целью подготовки работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности согласно перечню профессий начального профессионального образования, утверждаемому Постановлением Правительства РФ.

Указанные учредительные документы, исходя из предмета, целей и характера деятельности учреждений подтверждают, что и спорное учреждение является учреждением начального профессионального образования, в котором Бондин Ю.А. осуществлял педагогическую деятельность по подготовке работников квалифицированного труда в сфере начального профессионального образования из обучающихся, которые являлись участниками образовательного процесса и составляли основную их массу.

По сведениям ТОГОУ СПО «Аграрно-технологический техникум» в техникуме (бывшем ГОУ НПО Профессиональный лицей №10) от общей численности обучающихся за период с 2007 года по 2011 год количество обучающихся до 18 лет составило более пятидесяти процентов: от 68,, 8 до 80,5 % в разные годы (л.д.58).

Таким образом, исходя из целей и задач, а также направления деятельности учреждения, суд считает незаконным невключение в педагогический стаж периода работы истца в указанном учреждении, поскольку оно является учреждением начального профессионального образования, которое поименовано вышеназванным Списком.

Данная позиция закреплена и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных в реализацией гражданами права на трудовые пенсии», пункт 9 которого разъясняет, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал.

Таким образом, на момент обращения истца в пенсионный фонд, с учётом спорных периодов он имел необходимый стаж педагогической деятельности, что соответствует требованиям п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ и является основанием для удовлетворения требований истца о назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения за указанной пенсией – с 08.11.2010 года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Бондина Ю.А. удовлетворить частично.

Включить Бондину Ю.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 12.11.1984 г. по 05.05.1986 года – военная служба по призыву, с 16.06.1986 г. по 29.08.1988 г.-секретарь комитета ВЛКСМ СПТУ-10 Тамбовского райкома ВЛКСМ, с 01.09.2007 г. по 08.11.2010 г., за исключением 05.03.2010 года, –преподаватель в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Аграрно-технологическом техникуме.

Назначить Бондину Ю.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 08 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья С.П.Шелуханова

Мотивированное решение составлено 18 мая 2011 года.

Судья С.П.Шелуханова