Дело № 2-1072/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «21» апреля 2011 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе: судьи Амельчевой И.Н. с участием прокурора Татаринова С.Г. при секретаре Теткиной Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Тамбова о признании незаконным бездействие администрации г.Тамбова в части неисполнении законных требований прокурора, изложенных в протесте от 04.03.2011 г., и обязанности администрации г.Тамбова исполнить протест прокурора от 04.03.2011 г., устранив нарушения, указанные в нем У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г.Тамбова обратился в суд с заявлением в порядке ст.№ ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации г.Тамбова в части неисполнения законных требований прокурора, изложенных в протесте от 04.03.2011 г., и обязанности администрации г.Тамбова исполнить данный протест, устранив нарушения, указанные в нем, указав, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением действующего законодательства установлено, что постановление администрации г.Тамбова № № от 29.09.2010 г. «Об утверждении Порядка оказания дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове в виде предоставления банных услуг» в части не соответствует федеральному законодательству. По данному факту прокуратурой района в администрацию г.Тамбова 04.03.2011 г. на вышеуказанное постановление принесен протест. По результатам рассмотрения протест прокурора был отклонен (информация от 23.03.2011 г. за № № Прокурор района считает действия по отклонению протеста незаконными и необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской Думой в целях поддержания уровня жизни граждан, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов граждан, адресного использования бюджетных средств, введены дополнительные меры социальной помощи, основания и порядок их реализации. Постановлением администрации г.Тамбова № № от 29.09.2010 г. в соответствии со ст.3 Положения «О дополнительных мерах социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове», утвержденного решением Тамбовской городской Думы № № от 30.07.2008 г., утвержден Порядок оказания дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в г.Тамбове в виде предоставления банных услуг. Пунктом 2 Постановления установлено, что банные услуги предоставляются в моечных отделениях общего пользования гражданам, проживающим в домах, не оборудованных ванными комнатами: малоимущим гражданам бесплатно не более 220 помывок в месяц; льготным категориям граждан не более 120 помывок в месяц. Действительно ч.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность установления органами местного самоуправления дополнительных мер социальной помощи. Согласно выводам администрации города, отмена п.2 постановления администрации города Тамбова от 29.09.2010 г. № № исключает возможность для органа местного самоуправления самостоятельно определять объем предоставления дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в соответствии с возможностями финансирования. Между тем, в постановлении администрации г.Тамбова от 29.09.2010 г. № № не определен объем, как указано выше, а введены ограничения для конкретных категорий граждан по предоставлению социальных услуг. В нарушение ст.№ Конституции РФ администрацией города установлены произвольные и несправедливые различия правовых условий получения социальной натуральной помощи в виде пользования баней. Положение «О дополнительных мерах социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове», утвержденное решением Тамбовской городской Думы № № от 30.07.2008 г., не содержит численного ограничения лиц, имеющих право на получение социальной помощи, в том числе натуральной помощи в виде пользования баней ( ст.10 Положения). Не предоставлено право вводить такое ограничение указанным нормативным правовым актом и администрации г.Тамбова. Ограничивая число малоимущих и льготных категорий граждан, администрация города фактически вводит в качестве критерия оказания такой помощи дату обращения за ней в органы местного самоуправления первых 120 (220) человек, имеющих право на такую льготу. Другие обратившиеся лишены такого права, установленного решением городской Думы. Более того, в настоящем Постановлении администрации г.Тамбова имеет место коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «д» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № № «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, что в соответствии с действующим законодательством является недопустимым. Просил признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова в части неисполнения законных требований прокурора, изложенных в протесте от 04.03.2011 г., и обязать администрацию г.Тамбова исполнить протест прокурора от 04.03.2011 г., устранив нарушения, указанные в нем. В суде прокурор Татаринов С.Г. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Представитель администрации г.Тамбова в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.№ ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу ч.1 ст.№ ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Пленум Верховного суда РФ в п.13 постановлении от 10.02.2009 г. № № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственный и муниципальных служащих» разъяснил, что в порядке, предусмотренном главой № ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований может обращаться и прокурор. Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова в ходе осуществления надзора за исполнением действующего законодательства установлено, что постановление администрации г.Тамбова № № от 29.09.2010 г. «Об утверждении Порядка оказания дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове в виде предоставления банных услуг» в части не соответствует федеральному законодательству. По данному факту прокуратурой района в администрацию г.Тамбова 04.03.2011 г. на вышеуказанное постановление принесен протест. По результатам рассмотрения протест прокурора был отклонен (информация от 23.03.2011 г. за № № Суд считает данные действия администрации г.Тамбова незаконными по следующим основаниям. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской Думой в целях поддержания уровня жизни граждан, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов граждан, адресного использования бюджетных средств, введены дополнительные меры социальной помощи, основания и порядок их реализации. Постановлением администрации г.Тамбова № № от 29.09.2010 г. в соответствии со ст.3 Положения «О дополнительных мерах социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове», утвержденного решением Тамбовской городской Думы № № от 30.07.2008 г., утвержден Порядок оказания дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в г.Тамбове в виде предоставления банных услуг. Пунктом 2 Постановления установлено, что банные услуги предоставляются в моечных отделениях общего пользования гражданам, проживающим в домах, не оборудованных ванными комнатами: малоимущим гражданам бесплатно не более 220 помывок в месяц; льготным категориям граждан не более 120 помывок в месяц. Действительно ч.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность установления органами местного самоуправления дополнительных мер социальной помощи. Согласно выводам администрации города, отмена п.2 постановления администрации города Тамбова от 29.09.2010 г. № № исключает возможность для органа местного самоуправления самостоятельно определять объем предоставления дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в соответствии с возможностями финансирования. Между тем, в постановлении администрации г.Тамбова от 29.09.2010 г. № № не определен объем, как указано выше, а введены ограничения для конкретных категорий граждан по предоставлению социальных услуг. В нарушение ст.19 Конституции РФ администрацией города установлены производные и несправедливые различия правовых условий получения социальной натуральной помощи в виде пользования баней. Положение «О дополнительных мерах социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове», утвержденное решением Тамбовской городской Думы № 706 от 30.07.2008 г., не содержит численного ограничения лиц, имеющих право на получение социальной помощи, в том числе натуральной помощи в виде пользования баней ( ст.10 Положения). Не предоставлено право вводить такое ограничение указанным нормативным правовым актом и администрации г.Тамбова. Ограничивая число малоимущих и льготных категорий граждан, администрация города фактически вводит в качестве критерия оказания такой помощи дату обращения за ней в органы местного самоуправления первых 120 (220) человек, имеющих право на такую льготу. Другие обратившиеся лишены такого права, установленного решением городской Думы. Более того, в настоящем Постановлении администрации г.Тамбова имеет место коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «д» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № № «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а именно: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, что в соответствии с действующим законодательством является недопустимым. Учитывая данные обстоятельства, суд находит заявление прокурора района обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.245, 254-258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Ленинского района г.Тамбова удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова в части неисполнения законных требований прокурора Ленинского района г.Тамбова, изложенных в протесте от 04 марта 2011 г. за № № Обязать администрацию г.Тамбова исполнить протест прокурора Ленинского района г.Тамбова от 04 марта 2011 г. за № № в части отмены пункта 2 Постановления администрации г.Тамбова № № от 29.09.2010 г. «Об утверждении Порядка оказания дополнительных мер социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Тамбове в виде предоставления банных услуг». Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.Н.Амельчева Мотивированное решение изготовлено 21.04.2011 г. судья И.Н.Амельчева Копия верна: судья И.Н.Амельчева