РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Тамбова Тамбовской области в составе председательствующего судьи Мороз Л.Э. с участием прокурора Татаринова С.Г. при секретаре Купцовой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1010/11по иску прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах Фролова Андрея Юрьевича к Администрации Тамбовской области, Управлению инвестиций Тамбовской области, о предоставлении жилой площади, У С Т А Н О В И Л : Фролов А.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г. Тамбова с 04 апреля 1996 г. по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В исковом заявлении истец указал, что в ходе проверки установлено, что Фролов А.Ю., 1972 г. рождения, воспитывался в Сосновской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении. В последующем с 01.09.1987г. по 10.07.1988г. обучался в Котовском среднем профессионально-техническом училище № 26 по профессии каменщик - мантажник. Согласно информации отдела военного комиссариата Тамбовской области по г. Котовску Фролов А.Ю. 08.01.1991г. отправлен в военную часть № 05315 для прохождения военной службы. 25.03.1996г. Фролов А.Ю. обратился в администрацию Ленинского района г. Тамбова с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Прокуратурой Ленинского района г. Тамбова 01.09.2010г. по факту нарушения жилищных прав Фролова А.Ю. на имя и.о. главы администрации г. Тамбова внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления администрацией г. Тамбова 18.10.2010г. сообщено, что Фролову А.Ю. на основании постановления главы администрации г. Тамбова от 13.08.2007г. № 5498 временно до подхода очереди предоставлена однокомнатная квартира № 36, общей площадью 10,5 кв.ми. в доме № 54 по ул. Ленинградской г. Тамбова. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района установлено, что до настоящего времени Фролову А.Ю. жилое помещение для постоянного проживания не предоставлено. Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в суд с иском к интересах Фролова А.Ю. к Администрации Тамбовской области, Управлению инвестиций Тамбовской области о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на ст.40 Конституции РФ, статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часть 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ. В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Тамбова Татаринов С.Г. заявленные исковые требования поддержал. Пояснил суду, что в соответствии со ст.6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением. В соответствии со ст.1 Закона Тамбовской области от 25.11.2005 г. № 391-З «О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области» - систему исполнительных органов государственной власти Тамбовской области составляют: администрация Тамбовской области – высший исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, стоящий во главе данной системы; исполнительные органы государственной власти Тамбовской области. Просил обязать администрацию Тамбовской области предоставить по договору социального найма Фролову А.Ю. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании истец Фролов А.Ю. заявленные прокурором Ленинского района г.Тамбова в его интересах исковые требования поддержал. Просил суд обязать администрацию Тамбовской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение, поскольку жить ему негде. Представитель ответчика администрации Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях на иск представитель Администрации Тамбовской области указал, что Администрация Тамбовской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как обязанность по предоставлению жилой площади данной категории граждан ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган субъекта РФ. Этот же принцип закреплен в ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З от 23.07.2010 г. Администрация Тамбовской области - высший исполнительный орган государственной власти Тамбовской области. Администрация Тамбовской области не уполномочена распределять жилые помещения данной категории граждан. В бюджете Тамбовской области на 2011 год уполномоченным органом по распоряжению средствами на обеспечение жилой площадью данной категории граждан указано Управление инвестиций Тамбовской области. По мнению представителя Администрации Тамбовской области в случае, если средств недостаточно, то в порядке возмещение вреда ответчиком должна быть казна области. Администрация Тамбовской области не состоит в правоотношениях с Фроловым А.Ю. по обеспечению жилой площадью, поэтому не может быть ответчиком. Представитель ответчика Управления инвестиций Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В деле имеются возражения на иск, в которых указано, что порядок предоставления жилых помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, администрацией Тамбовской области не разработан. Администрацией Тамбовской области не принято постановление о наделении какого-либо органа исполнительной власти области полномочиями по предоставлению таким лицам жилых помещений по договорам социального найма. Управление инвестиций Тамбовской области является только главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на строительство жилых помещений данной категории граждан. Правом распределения жилой площади управление инвестиций не наделено. В соответствии со ст.6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З при отсутствии необходимого жилищного фонда детям-сиротам и лицам, приравненным к ним категорий, однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, соответствующего требованиям к общей площади жилого помещения, приходящегося на одного проживающего в данном жилом помещении. В области в настоящее время жилищный фонд отсутствует, в связи с чем, жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются, что не противоречит Закону области от 23.07.2010 г. № 682-З и Федеральному закону от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ. В бюджете области на 2011 года средства на социальные выплаты на приобретение жилья данной категории граждан также не запланированы. Управление труда и социального развития Тамбовской области ведет учет данной категории граждан для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья. Социальные выплаты распределяются на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации Тамбовской области, в соответствии с очередностью постановки на учет. Представитель третьего лица Управления труда и социального развития Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица администрации г.Тамбова Шепеленко Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила суду, что в настоящее время на территории Тамбовской области не разработан порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На основании федерального закона и закона Тамбовской области эти полномочия отнесены к компетенции органа исполнительной власти субъекта федерации, то есть администрации Тамбовской области. Администрация г. Тамбова лишь выявляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади, принимает их на учет в качестве нуждающихся в жилой площади, а затем учетные дела передает в Управление труда и социального развития Тамбовской области, где ведется сводный список. Полномочия по обеспечению жилой площадью данной категории граждан и средства на исполнение данных полномочий органу местного самоуправления – Администрации г. Тамбова не переданы. Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Судом установлено, что Фролов А.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г. Тамбова с 04 апреля 1996 г. по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Судом также установлено, что Фролов А.Ю., 1972 г. рождения, воспитывался в Сосновской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находился на полном государственном обеспечении. В последующем с 01.09.1987г. по 10.07.1988г. обучался в Котовском среднем профессионально-техническом училище № 26 по профессии каменщик - мантажник. Согласно информации отдела военного комиссариата Тамбовской области по г. Котовску Фролов А.Ю. 08.01.1991г. отправлен в военную часть № 05315 для прохождения военной службы. 25.03.1996г. Фролов А.Ю. обратился в администрацию Ленинского района г. Тамбова с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Прокуратурой Ленинского района г. Тамбова 01.09.2010г. по факту нарушения жилищных прав Фролова А.Ю. на имя и.о. главы администрации г. Тамбова внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления администрацией г. Тамбова 18.10.2010г. сообщено, что Фролову А.Ю. на основании постановления главы администрации г. Тамбова от 13.08.2007г. № 5498 временно до подхода очереди предоставлена однокомнатная квартира № 36, общей площадью 10,5 кв.ми. в доме № 54 по ул. Ленинградской г. Тамбова. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района установлено, что до настоящего времени Фролову А.Ю. жилое помещение для постоянного проживания не предоставлено. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.1 Закона Тамбовской области от 25.11.2005 г. № 391-З «О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области» систему исполнительных органов государственной власти Тамбовской области составляют: администрация Тамбовской области – высший исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, стоящий во главе данной системы; исполнительные органы государственной власти Тамбовской области. В силу ч.1 ст.6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров, путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма таким лицам устанавливается постановлением администрации Тамбовской области. Между тем, администрацией Тамбовской области до настоящего времени не установлен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не определен и уполномоченный орган исполнительной власти области, который будет заниматься решением данных вопросов. Поскольку обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, а высшим исполнительным органом государственной власти Тамбовской области не установлен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области по договорам социального найма и не определен уполномоченный орган, который наделен данными полномочиями, суд считает необходимым обязать администрацию Тамбовской области предоставить по договору социального найма Николаевой Т.Г. на состав семьи один человек вне очереди однократно благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров в черте города Тамбова. Управлению труда и социального развития Тамбовской области не переданы полномочия по предоставлению жилых помещений жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и денежные средства из бюджета области ему на эти цели не выделялись, поэтому суд не находит оснований к удовлетворению требований прокурора в этой части. В соответствии со ст. 8 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дополнительные гарантии для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим Законом, а также иными областными нормативными правовыми актами, являются расходными обязательствами Тамбовской области. Органы исполнительной власти области, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют планирование соответствующих расходов бюджета, составляют обоснование бюджетных ассигнований, вносят предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, а также осуществляют иные бюджетные полномочия, обеспечивающие реализацию настоящего Закона. Утверждение представителя администрации Тамбовской области в возражениях на иск, а также представителя Управления инвестиций Тамбовской области в возражениях о том, что в области в настоящее время жилищный фонд отсутствует, суд не может принять во внимание, поскольку Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (статья 8) предусмотрена обязанность органа исполнительной власти по месту жительства по предоставлению по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Данные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 4 указанного Федерального закона). В бюджете Тамбовской области на 2011 года, согласно ведомственной структуре расходов областного бюджете на 2011 года, запланированы средства в сумме 50505,0 млн. рублей на обеспечение жилой площадью. Распорядителем данных бюджетных средств значиться Управление инвестиций Тамбовской области. Согласно п. 2.1 Положения об управлении инвестиций Тамбовской области, утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области от 09.06.2006 г. № 598 (с изменениями и дополнения) задачами управления является в выработке и реализации инвестиционных политики, осуществляемой в форме капитальных вложений. Согласно пунктам 3.1 – 3.1.17 распределение жилой площади такой категории граждан «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в функции управления не входит. Согласно коду бюджетной классификации 005 данный вид расходов отражает предоставление за счет средств бюджета социальных выплат гражданам либо оплату поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки. Управление инвестиций Тамбовской области в соответствии со своими функциями должно освоить данные средства, выделенные на обеспечение данной категории граждан жилой площадью, путем строительства жилья, с последующей передачей в собственность Тамбовской области. В настоящее время законных оснований для возложения обязанности по обеспечению жилой площадью на Управление инвестиций Тамбовской области не имеется. Так как функции по распределению жилой площади управлению инвестиций Тамбовской области не переданы, порядок предоставления жилых помещений таким лицам постановлением администрации Тамбовской области не установлен, следовательно, обязанность по обеспечению жилой площадью Фролова А.Ю. лежит на администрации Тамбовской области, как высшем органе исполнительной власти на территории Тамбовской области. В силу части 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданско-правовые обязанности администрации Тамбовской области перед Фроловым А.Ю. возникли на основании Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах Фролова Андрея Юрьевича удовлетворить. Обязать Администрацию Тамбовской области предоставить Фролову Андрею Юрьевичу на состав семьи один человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м и не более 37 кв. м. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.Э. Мороз Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 мая 2011 года. Судья Л.Э. Мороз