2-1214/11 о назначении пенсии



Дело №2-1214/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тамбов 07 июня 2011 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

председательствующего судьи Шелухановой С.П.,

при секретаре Гребенниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Локтевой В.В. к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж и о назначении досрочной пенсии,

установил:

Локтева В.В., 10.11.2010 г., обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ГУ – УПФ РФ в г. Тамбове от 15.12. 2010 года №441 не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ периоды : с 09.11.2003 г. по 12.09.2005 г.-отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет и свыше после 06.10.1992 г., с 27.05.2002 г. по 27.06.2002 г., с 08.02.2006 г. по 20.02.2006 г., с 20.03.2006 г. по 08.04.2006 г., с 06.04.2010 г. по 07.05.2010 г.- курсы повышения квалификации. Кроме того, не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за один год работы периоды: с 01.11.1999 г. по 26.05.2002 г., с 28.06.2002 г. по 08.11.2003 г., с 13.09.2005 г. по 07.02.2006 г., с 21.02.2006 г. по19.03.2006 г., с 09.04.2006 г. по 05.04.2010 г., с 08.05.2010 г. по 10.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ГУЗ «Тамбовский облтубдиспансер», так как п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и п. 5 Правил исчисления периодов работы… в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, льготное исчисление стажа: год работы в сельской местности и в поселке городского типа, как один год и три месяца применяется к лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, то есть? при смешанном стаже.

Не согласившись с принятым решением, Локтева В.В. обратилась в суд с иском о включении вышеперечисленных периодов в льготный стаж работы, с учётом льготного исчисления периодов работы в Тамбовском облтубдиспансере и назначить досрочную трудовую пенсию с 10.11.2010 года.

В судебном заседании истица требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Кузнецова Г.А. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии с Правилами исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781и в соответствии с Правилами. Указанными нормативными документами включение в льготный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации, а также отпуск по уходу за ребёнком после 06 октября 1992 г. не предусмотрено. Вместе с тем, период работы только в сельской местности не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.

Для зачета в стаж, дающий право на досрочную пенсию, необходимо, чтобы работа протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и учреждениях поименованных разделом «Наименование учреждений» Списка.

Порядок исчисления периодов работы регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

Пунктом п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066
"Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения"
установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

На основании п.2. данных Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Аналогичный порядок льготного исчисления специального стажа медицинским работникам установлен и п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"- лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), год работы в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается в льготный стаж работы как год и 3 месяца. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Как следует из материалов дела, истица в период с 01.11.1999 г. по 26.05.2002 г., с 28.06.2002 г. по 08.11.2003 г., с 13.09.2005 г. по 07.02.2006 г., с 21.02.2006 г. по 19.03.2006 г., с 09.04.2006 г. по 05.04.2010 г., с 08.05.2010 г. по 10.11.2010 г. работала в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ГУЗ «Тамбовский облтубдиспансер». На протяжении всей трудовой деятельности истица работала в указанном лечебном учреждении, расположенном в сельской местности. В связи с этим Локтева В.В. считает, что данные периоды должны исчисляться в льготном порядке.

Однако, данные обстоятельства не соответствуют требованиям вышеперечисленных норм, поскольку трудовой стаж истицы в лечебном учреждении проходил только в сельской местности и не является смешанным, поэтому для назначения ей досрочной трудовой пенсии на основании пп.20.п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» требуется стаж работы в должности, предусмотренной Списком, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 г. №781 -30 лет и льготный порядок исчисления стажа после 01.11.1999 г. неприменим.

На основании изложенного, исковые требования истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за один год работы указанных периодов удовлетворению не подлежат.

Кроме того, истица просит включить в специальный стаж период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и свыше полутора лет в период с 09.11.2003 г. по 12.09.2005 г.

Однако данные требования не основаны на законе.

Так, исходя из смысла статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Однако, после вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. была увеличена продолжительность отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

В связи с этим, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Как следует из материалов дела, ребенок у истицы родился 22 июня 2003 года.

Таким образом, истица просит включить в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком до 3-х после внесения изменений в законодательство об исключении из специального стажа данных периодов.

Следовательно, требования истицы о включении в стаж работы для назначения досрочной пенсии периода отпуска по уходу за ребёнком свыше полутора лет не основаны на законе.

Наряду с изложенным из льготного стажа истицы были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, что о противоречит требованиям ст. 187 Трудового Кодекса РФ, в соответствии с которой при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» одним из условий осуществления медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов.

Сведения о том, что на курсы повышения квалификации истица направлялась по приказам работодателя содержит льготная справка установленной формы, имеющаяся в материалах дела (л.д. 12- 13).

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.05.2002 г. по 27.06.2002 г., с 08.02.2006 г. по 20.02.2006 г., с 20.03.2006 г. по 08.04.2006 г., с 06.04.2010 г. по 07.05.2010 г. должны быть включены в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в календарном исчислении.

Как следует из решения пенсионного фонда № 441 от 15.12.2010 года, специальный стаж истицы на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии-10.11.2010 г.- составляет 22 года 10 месяцев 17 дней. С учетом включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации стаж на соответствующих видах работ составляет 23 года 01 месяц 22 дня, что не соответствует требованиям ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом в судебном заседании установлено, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истица не имела необходимый стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Локтевой В.В. частично.

Включить Локтевой В.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.05.2002 г. по 27.06.2002 г., с 08.02.2006 г. по 20.02.2006 г., с 20.03.2006 г. по 08.04.2006 г., с 06.04.2010 г. по 07.05.2010 г.

В удовлетворении остальных исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы и в назначении досрочной трудовой пенсии с 10.11.2010 года Локтевой В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Шелуханова С.П.

Мотивированное решение составлено 07 июня 2011 года.

Судья Шелуханова С.П.