2-1173/11 о пересчете пенсии



Дело № 2- 1173/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

председательствующего судьи Шелухановой С.П.,

при секретаре Гребенниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулика П.Г. к Министерству обороны РФ и Военному комиссариату Тамбовской области о пересчёте пенсии и взыскании задолженности,

у с т а н о в и л:

Кулик П.Г. является военным пенсионером с 20.10. 1998 г.

До увольнения из Армии проходил службу в должности бортовой авиационный техник (корабля).

Приказом Командующего дальней авиации от 27 декабря 1995 года №0132 ему присвоена классная квалификация «мастер».

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года №396 утверждено Положение об определении квалификации лётного состава государственной авиации, в соответствии с которым летному составу, в том числе и бортовому специалисту-мастеру предусмотрено увеличение окладов по воинской должности в период до 31.12.2005 г.- на 30%, с 01.01.2006 г. – на 45%.

Поскольку он до выхода на пенсию находился на лётной работе, в составе экипажа выполнял обязанности в полёте по пилотированию, самолётовождению, боевому применению и эксплуатации летательных аппаратов, их систем и установленного на них оборудования, то квалификационная категория ему присвоена в порядке, установленном для летчиков и штурманов.

В связи с тем, что ему отказано в пересчёте пенсии по указанным основаниям, Кулик обратился в суд, просил обязать Тамбовский облвоенкомат исчислять его пенсию из оклада по воинской должности, увеличенного за квалификационную категорию «Бортовой специалист-мастер» на 45% и взыскать недополученную пенсию в сумме 143335 руб. 73 коп.

В судебном заседании Кулик П.Г. исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

Представители ответчика Дашичев С.С. и Шевякова О.А. исковые требования не признали, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. №396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», с 29 мая 2000 года подлежат пересмотру все ранее назначенные с «летных» окладов, в том числе, сохраненных, пенсии летному составу, имеющему на день увольнения с военной службы присвоенные приказами соответствующих должностных лиц в установленном порядке квалификационные категории. При этом, согласно разъяснениям квалификационной комиссии летного состава Государственной авиации при Министерстве обороны РФ от 08.12.2000 г. №136/149 об увеличении должностных окладов бортовым специалистам, распространение действия данного постановления на вышеуказанную категорию специалистов, уволенных ранее, не предусмотрено в связи отсутствием возможности их переквалификации.

Представитель Министерства обороны РФ, надлежаще извещённый, в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании и следует из послужного списка истца, последний проходил службу на летной работе и уволен в отставку с должности бортовой авиационный техник (корабля) с 20 октября 1995 года.

Во время прохождения военной службы Приказом Командующего дальней авиации от 27.12.2995 г. № 0132 ему присвоена классная квалификация «мастер». До этого истцу начальником военного училища присваивались классные квалификации военный техник второго класса и военный техник 1 класса.

В силу ч.2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Назначение и пересчёт пенсий военнослужащим осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1(с изменениями) « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. №396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, которое устанавливает порядок определения квалификации летного состава.

Согласно п. «л» ч. 2 названного Положения в государственной авиации в зависимости от выучки и профессионального мастерства летного состава, уровня подготовки, а также качества летного обучения курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений профессионального образования устанавливается квалификационная категория «бортовой специалист-мастер». Настоящее Положение распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу данного Положения.

Квалификационные категории «бортовой специалист 1,2,3 класса» и «бортовой специалист «мастер» введены этим Положением впервые.

Согласно ранее действующего Положения о квалификации летного состава военной авиации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.1994 г. №103, устанавливались следующие виды классной квалификации: «военный летчик (штурман) третьего, второго, первого класса, снайпер». Присвоение классной квалификации осуществлялось на основании соответствующего заключения Центральной квалификационной комиссии летного состава авиации.

Таким образом, до принятия Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. №396, квалификационная категория «Бортовой специалист-мастер» не была предусмотрена и соответственно Центральной квалификационной комиссией не присваивалась.

Кроме того, классификация членов экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) ранее проводилась в соответствии с Инструкцией о порядке проведения классификации офицеров инженерно-технического состава авиации Вооруженных Сил СССР, занимающих должности инженера и техника, входящих в экипажи самолетов, вертолетов, утвержденной приказом Министра обороны СССР от 1987 г. № 0112. Этой инструкцией был введен порядок проведения классификации, приближенный к порядку, применяющемуся для летчиков и штурманов. В 1990 году приказом Министра обороны СССР №0190 введена в действие инструкция, которая установила единый порядок, нормы и требования для определения квалификации летчиков, штурманов, инженеров и техников, выполняющих свои обязанности в полете. Однако приказом Министра обороны СССР от 15.03.1991 г. №603 в приказ Министра обороны СССР №0190 внесены изменения, и в дальнейшем порядок присвоения членам экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) квалификационных категорий изменился и стал максимально приближен к порядке, установленному для определения классности наземных специалистов.

Между тем, и Постановлением Правительства РФ от 16.08.2002 г. №611 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 г. №396» действие последнего было распространено на летный состав, которому присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Постановления.

Кроме того, данным постановлением определено, что подлежат пересмотру с учётом классности ранее назначенные пенсии уволенным в запас с военной службы, имеющим «летную» военно-учётную специальность и входившим в состав экипажей, которым квалификационная категория бортовых специалистов была присвоена в период с мая 1987 г. по март 1991 г.

Как следует из материалов дела, истцу присвоена квалификация «мастер» в декабре 1995 года, то есть, в период, когда члены экипажей квалифицировались в порядке, по нормам и требованиям, отличающимся от применяемых при определении классности летчиков и штурманов. Действовавшее в указанный период Положение о квалификации летного состава военной авиации, которое было утверждено Постановлением правительства РФ от 14.02.1994 г. №103, допускало присвоение классной квалификации только военным летчикам (штурманам), находящимся на летной работе, с выплатой им с учётом имеющегося класса, процентной надбавки к должностному окладу.

Другие члены экипажей самолетов и вертолётов, в том числе и должность истца, как указывалось выше, классифицировались в ином порядке по нормам и требованиям, аналогичным тем, которые были установлены для определения классности наземных специалистов в соответствии с Приказом Министра обороны СССР от 20.04.1990 г. № 080. Эти члены экипажа не имели классной квалификации, предусмотренной для летного состава.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании классная квалификация бортового специалиста-мастера в порядке, установленном для летчиков и штурманов, истцу не присваивалась, что в силу вышеназванных нормативных актов является обязательным условием для пересчёта пенсии в связи с увеличением оклада по воинским должностям за классную квалификацию.

Таким образом, право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию, и, соответственно, право на пересчёт пенсии с учётом названного обстоятельства истец не имеет, поскольку классная квалификация хотя и была ему присвоена до 23.05.2000 года, но не в порядке, установленном для летчиков и штурманов.

При таких обстоятельствах иск Кулика П.Г. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Отказать Кулику П.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны РФ и Военному комиссариату Тамбовской области о пересчёте пенсии и взыскании задолженности. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья С.П.Шелуханова

Мотивированное решение составлено 16 июня 2011 года.

Судья С.П.Шелуханова