По иску прокурора Мордовского района Тамбовской области к Управлению образования и науки Тамбовской области о признании действий незаконными (ЕГЭ)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Фокиной т.к.

при секретаре Горбачевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1253/ 2011 по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга несовершеннолетних к Управлению образования и науки Тамбовской области о признании действий в части издания приказа №3678 «Об утверждении количества и мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ в 2011 году» не соответствующими требованиям действующего законодательства и обязании Управление образования и науки Тамбовской области внести изменения в приказ №3678 от 30.12.2010г. «Об утверждении количества и мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ в 2011 году»,

У С Т А Н О В И Л:

Управлением образования и науки Тамбовской области 30.12.2010г. издан приказ № 3678 «Об утверждении количества и мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ и их кодов, определении организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в 2001 году». Приложение № 2 к указанному приказу содержит количество и места расположения пунктов поведения ЕГЭ и их коды.

Согласно приложению № 2 на территории <адрес> не определен пункт поведения ЕГЭ в 2011 году для выпускников 11 классов МОУ «Оборонинская СОШ», МОУ «СОШ Совхоз им. Ленина», МОУ «Новопокровская СОШ», МОУ Кужновская СОШ.

Приложением № 3 к приказу определено, что ученики указанных образовательных учреждений будут сдавать ЕГЭ в пунктах приема ЕГЭ, расположенных в Токаревской СОШ № 2 в р.п. Токаревка Токаревского района.

Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в интересах несовершеннолетних с иском к Управлению образования и науки Тамбовской области, в котором просит признать действия Управления образования и науки Тамбовской области в части издания приказа № 3678 «Об утверждении количества и мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ и их кодов, определении организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в 2011 году» не соответствующим требованиям действующего законодательства; обязать Управление внести изменения в Приказ № 3678 от 30.12.2010 года, включив в схему создания ППЭ, по согласованию с ГЭК, ППЭ в общеобразовательном учреждении на территории Мордовского района.

Полагает, что приказ подлежит изменению. В нем должно быть предусмотрено создание ППЭ в Мордовском районе, так как согласно п.14 Приказа № 57 от 24.02.2009г. «Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена» орган исполнительной власти субъекта проводит мероприятия по определению организационно-территориальной схемы поведения ЕГЭ, в том числе количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ, по согласованию с государственной экзаменационной комиссией. При этом, полномочий по исключению образовательных учреждений муниципального района в целом не предусмотрено. Принятое решение мотивировано снижением выпускников 11 классов, участников ЕГЭ в 2011 году, а также тем, что на протяжении нескольких лет в период проведения ЕГЭ в Управление поступали жалобы от родителей выпускников Мордовского района о том, что прием ЕГЭ на территории муниципального образования становится процедурой, содержащей «коррупционогенные риски».

Однако, число учеников 11 классов в 2001 оду по сравнению с 2010 годом увеличилось с 113 выпускников до 126. При создании ППЭ на территории Мордовского района, не нарушается требование п.33 Приказа № 57 от 24.02.2009г. «Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена», согласно которому в пункте проведения ЕГЭ должно присутствовать не менее 15 участников ЕГЭ.

Информация об обращении граждан Мордовского района в управление образования объективного подтверждения не получила.

Доставка выпускников до ППЭ на территории Токаревского района будет осуществляться по автомобильной дороге «Каспий-Жердевка-Токаревка_Мордово-Мельгуны-Волчки-«Орел-Тамбов».

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилами СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02» п.2.1.7. в качестве требований по размещению общеобразовательных помещений предусмотрен предельный радиус доступности общеобразовательных учреждений. Максимальное расстояние составляет 15 километров.

Установленное место ППЭ превышает предельно допустимые расстояния транспортной доступности в несколько раз.

В соответствии с пунктом 1.1 Санитарно-эпидемиологических правил 24.2.1178-02, данные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к размещению общеобразовательного учреждения, в том числе доступность общеобразовательного учреждения.

Помимо этого, доставка учеников из отдаленных населенных пунктов, с учетом установленных маршрутов их посадки в транспорт от места проживания до образовательного учреждения в р.п. Мордово около одного часа. Соответственно с учетом необходимости доставки учеников ЕГЭ к ППЭ в р.п. Токаревка суммарное время составит около двух часов.

Тогда как согласно п.2.1.7. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, в сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся Ш ступени обучения радиус транспортного обслуживания (доставки) не более 30 минут.

Прокуратурой района поведена проверка состояния автомобильной дороги. Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221, установлено ( п.п.3.1.1., 3.1.2., 4.1.1), что в городских и населенных пунктах на улицах и дорогах местного значения покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных посадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Глубина повреждений грунтовых обочин (для автомобильных дорог группы В) не должна превышать 10 см. Предельно допустимыми повреждениями покрытия являются автодороги. Срок ликвидации повреждений установлен – не более 10 суток. Проверкой установлено, состояние автодороги от дома 2 по ул. Ленинский проспект р.п. Мордово до границы с Токаревским районом неудовлетворительное, и не соответствует установленным нормативам. На указанной дороге имеются выбоины, ямы, что подтверждается фототаблицей. Осуществление подвоза несовершеннолетних граждан по автодороге «Каспий-Жердевка-Токаревка-Мордово-Мельнуны-Волчки-«Орел-Тамбов» не безопасно. В настоящий момент состояние дороги приближается к аварийному, что может повлечь причинение вреда здоровья несовершеннолетних. Иного маршрута доставки участников ЕГЭ к ППЭ автомобильным транспортом не имеется. Законодательством предусмотрена сдача обязательных экзаменов по русскому языку и математике в определенные дни на всей территории Российской Федерации одновременно.

Нормы санитарных правил по перевозке детей, неудовлетворительное состояние автодороги до р.п. Токаревка, а также возможные разные климатические условия (дождь, туман) в день проведения экзамена, затрудняющие движение, не позволяют прогнозировать соблюдение, предусмотренных законодательством обязательных требований в части безопасности перевозок организованной группы детей на день сдачи ЕГЭ Организованная перевозка группы детей в соответствии с п.22.6 Правил дорожного движения Российской Федерации должна осуществляться в соответствии со специальными правилами. Пунктом 22.9 Правил предусмотрено, что перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности. В п.2.3.1 указанных Правил, установлен запрет движения в условиях недостаточной видимости (во время дождя или снегопада). Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 08.01.1997 года № 2 об утверждении «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», согласно п.5.19 Приказа об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами. Уведомление государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.

При этом п.5.20 предусмотрено, что перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.

Организованные группы детей, находящиеся в пути следования более 3х часов, должны быть обеспечены пищевыми продуктами.

Не соблюдения вышеприведенных правил исключает возможность перевозки несовершеннолетних детей, так как доставка детей не будет соответствовать условиям их безопасности.

В реестре бюджетных обязательств администрации Мордовского района, являющейся учредителем образовательных учреждений района, данные расходы на проведение ЕГЭ в 2011 году (на обеспечение питанием, на выделение медицинского работника, на затраты по ГСМ) не заложены.

Кроме того, указанные нарушения могут отразиться на утомляемости (учитывая расстояние от места проживания выпускников до р.п. Мордово (в среднем около 40 км), а также расстояние от р.п. Мордово до ППЭ в р.п. Токаревка (более 30 км) и как следствие, повлиять на результаты ЕГЭ, чем нарушаются права ребенка.

Подобная организация ЕГЭ предоставляет преимущества участникам ЕГЭ образовательных учреждений Токаревского района в сравнении с условиями предполагаемыми для выпускников из Мордовского района. Чем нарушаются положения ст.5 ФЗ РФ «Об образовании» относительно гарантий государства о предоставлении бесплатного образования на основе конкурса. Понятие конкурс подразумевает равные условия его участников. В преамбуле Закона «Об образовании» дано понятие, что понимается под образованием. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии с частью 4 статьи 15 приведенного Закона освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.

Сдача ЕГЭ учениками 11 классов, является подтверждением полученных знаний, образовательных уровней, а соответственно процесс проведения государственной (итоговой) аттестации отнесен Законом к образовательному процессу. Поэтому при осуществлении Управлением образования и науки Тамбовской области полномочий по определению организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ, в том числе количества и мест расположения ППЭ, по согласованию с ГЭК, должны учитываться требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02.

Объективных причин для не включения ППЭ на территории мордовского района не имеется.

Учитывая нарушения федерального законодательства, приказ № 3678 от 30.12.2010г не в полной мере соответствует действующему законодательству. В связи с чем в него необходимо внести изменения по созданию ППЭ на территории Мордовского района, что будет соответствовать интересам несовершеннолетних граждан.

В судебном заседание прокурор-истец Рогачева А.С. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении, пояснив, что действия Управления образования в части издания приказа № 3678 в части исключения ППЭ в Мордовском районе носят дискриминационный характер, по всем критериям на территории Мордовского района должен быть ППЭ, препятствий к этому нет. Оспариваемый приказ нарушает права не только тех несовершеннолетних лиц, которые проживают в Мордовском и Токаревском районах, тех, кто сдает ЕГЭ в этом году, но и права несовершеннолетних, которые будут сдавать ЕГЭ в будущем году. Кроме того, процесс сдачи ЕГЭ затрагивает интересы родителей и других законных представителей, которые, несут ответственность за содержание друг друга в силу ст.ст.80-88 СК РФ. При поступлении несовершеннолетнего на бюджетное отделение в учебные заведения сокращаются расходы законных представителей на содержание детей. Выпускники продолжают сдавать экзамены. На ком из детей отразится психологический стресс, недосыпание, утомление в дороге, а также здоровье, из-за длительного нахождения в пути, что влияет на написание экзамена и на его результаты, а также в настоящее время неизвестно.

Представитель ответчика Управления образования и науки Тамбовской области Панасина И.А. исковые требования не признала, пояснив, что Закон РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании. Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная (итоговая) аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 № 17-ФЗ, который внес изменения в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он законодательно установил единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен по окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень усвоения им федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования.

К полномочиям федеральных органов в сфере образования относится установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе порядка проведения ЕГЭ.

Порядок проведения ЕГЭ утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009 года № 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена».

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обладают полномочиями по обеспечению и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного)общего образования, в том числе в форме ЕГЭ. В целях обеспечения проведения ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, проводят мероприятия по определению организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, в том числе мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ и распределения между ними участников ЕГЭ. Для осуществления деятельности в рамках организации и проведения ЕГЭ органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, создается государственная экзаменационная комиссия субъекта РФ, которая включает в себя представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, их объединений, а также иных организаций. Пункты проведения ЕГЭ на территории Тамбовской области по согласованию с ГЭК утверждены приказом управления образования и науки области № 3678 от 30.12.2010г. Нормативно-правовой акт федерального органа государственной власти РФ, регламентирующий форму и порядок проведения ЕГЭ не содержит указаний на какую-либо зависимость количества пунктов проведения ЕГЭ от количества образовательных учреждений. Также не имеется указаний и относительно удаленности ППЭ от мест проживания участников ЕГЭ. Более того, пункт о времени доставки (не более 1 часа) участников ЕГЭ к ППЭ Порядка проведения ЕГЭ удален из предыдущей редакции Порядка проведения ЕГЭ приказом Минобрнауки России от 9 марта 2010 года № 170 «О внесении изменений в Порядок проведения единого государственного экзамена». Пункты проведения ЕГЭ размещаются в образовательных учреждениях или в иных зданиях, отвечающих требованиям, установленным пунктами 33-35 Порядка. Пункт 33 Приказа от 24 февраля 2009 года № 57 содержит отсылочную норму к СанПин 2.4.2.1178-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002г. и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. № 44. И предписывает, что количество, общая площадь и состояние аудиторий, предоставляемых для проведения ЕГЭ, должны обеспечивать проведение экзаменов в условиях соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02». А в целом указанные Правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность. Учебная деятельность, как процесс, не относится к процедуре проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме ЕГЭ. Поэтому требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» применяются в том объеме, который очерчен п.33 Приказа от 24.02.2009 № 57. О чем имеются разъяснения Минобнаруки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Создание пункта поведения ЕГЭ, проведение ЕГЭ диктуется требованиями законодательства об объективности оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В адрес управления образования и науки области на протяжении ряда лет в период проведения ЕГЭ на телефоны доверия и горячей линии поступали жалобы, звонки от родителей выпускников Мордовского района о том, что, по их мнению, ЕГЭ на территории их муниципального образования становится процедурой, содержащей коррупцогенные риски. Как считают родители, экзамены сдаются по подсказкам педагогов и списыванию. На заседаниях ГЭК систематически рассматривались вопросы о выявлении идентичных работ участников ЕГЭ выпускников Мордовского района. Автодорога, по маршруту доставки участников ЕГЭ к ППЭ не является аварийной, не закрыта. Климатические явления, которые могут послужить препятствием к проведению ЕГЭ, в равной степени могут повлиять и на все пункты поведения ЕГЭ, открытые в области. В целях обеспечения организации проведения ЕГЭ администрацией Мордовского района предприняты мероприятия по организации перевозки детей с сопровождением колонн автобусов специальными транспортными средствами, сопровождения групп детей преподавателями, специально назначенными взрослыми, медицинскими работниками в пути следования, утверждена смета расходов на проведение ЕГЭ. В Управление образования и науки области не поступали ходатайства из органа местного самоуправления и обращения родителей по вопросу открытия пункта проведения ЕГЭ на базе иного образовательного учреждения. Количество зарегистрированных выпускников 11 классов, участников ЕГЭ 2011 года, по сравнению с 2010 годом уменьшилось с 6339 до 3800 человек, поэтому в соответствии с полномочиями ГЭК определил, что на территории области ЕГЭ будут принимать не на 51, а в 23 ППЭ. ППЭ открыты в основном на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования и только несколько на базе среднего образовательного учреждения в Токаревском, Пичаевском, Петровском, Знаменском районах. К этим районам не было претензий по порядку проведения ЕГЭ. Утвержденная схема проведения ЕГЭ в ноябре 2010 года обсуждалась с главами администраций районов и начальниками отделов образования территориальных, возражений не было, кроме руководства Знаменского района. От них поступило ходатайство с обязательством оборудования ППЭ системой видеонаблюдения, что ими было выполнено. Утвержденная схема проведения ЕГЭ действует только для участников ЕГЭ 2011 года.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими отклонению.

Приказом № 3678 от 30 декабря 2010г. Управления образования и науки Тамбовской области в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 09.03.2010 № 170), по согласованию с государственной экзаменационной комиссией Тамбовской области и в целях организации и проведения единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) на территории области в 2011 году утверждены количество и места регистрации на сдачу ЕГЭ (приложение № 1); количества и места расположения пунктов проведения ЕГЭ и их коды (приложение №2); определена организационно-территориальная схема проведения ЕГЭ в 2011 году (приложение №3).

Приложение № 1 к названному приказу содержит Список мест регистрации выпускников прошлых лет на сдачу ЕГЭ, куда включен Мордовский район отдел образования администрации Мордовского района по адресу: Тамбовская область, Мордовский район, <адрес>, а также Список мест регистрации выпускников общеобразовательных учреждений области на сдачу ЕГЭ, содержащий Мордовский район, место регистрации МОУ Кужновская СОШ, МОУ «Новопокровская СОШ», МОУ «Оборонинская СОШ», МОУ «СОШ совхоза им. Ленина», по адресу: соответственно <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Мордовского района.

Приложение № 2 к названному приказу содержит Перечень количества, места расположения и коды пунктов проведения ЕГЭ в 2011 году.

Данный перечень не содержит место расположения ППЭ на территории Мордовского района.

Согласно организационно-территориальной схеме проведения ЕГЭ в 2011 году (приложение № 3 к выше названному приказу) муниципальный район Мордовский, образовательные учреждения МОУ Кужновская СОШ, МОУ «Новопокровская СОШ», МОУ «Оборонинская СОШ», МОУ «СОШ совхоза им. Ленина» с количеством обучающихся в этих образовательных учреждениях 129 человек, которые являются участниками ЕГЭ в ППЭ Токаревская СОШ № 2 (17 ауд.- 255).

Согласно п.4.1 статьи 15 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов.

Согласно п.11.1 статьи 28 указанного Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе порядка проведения единого государственного экзамена.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009 г № 57 утвержден Порядок поведения единого государственного экзамена.

В соответствии с п.8.1 ч.1 статьи 29 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение и проведение государственной 9итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена

В соответствии с п.14 Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 24 февраля 2009 года № 57, в целях обеспечения проведения ЕГЭ на территории субъекта российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, проводят мероприятия по: определению организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, в том числе мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ и распределения между ними участников ЕГЭ.

В силу п.15 Порядка для организации и проведения ЕГЭ ежегодно создаются экзаменационные комиссии.

В соответствии с пунктом 19 Порядка в рамках организации и проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации ГЭК согласует количество и места регистрации на сдачу ЕГЭ, места расположения пунктов проведения ЕГЭ.

Таким образом, приказ № 3679 от 30.12.2010г. Управления образования и науки области принят в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и полномочиями, установленными Порядком проведения ЕГЭ.

В суде установлено, что решение о проведении единого государственного экзамена в 23 пунктах сдачи экзамена было принято государственной экзаменационной комиссией Тамбовской области в целях усиления контроля и, соответственно, минимизации искажения объективных результатов ЕГЭ, исключения коррупционности при организации ЕГЭ.

Как усматривается из приложения № 3 к оспариваемому приказу место ППЭ, как правило, определено на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Cогласно пункту 32 Порядка ЕГЭ проводится в пунктах проведения экзаменов, количество и места расположения которых утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на основе предложений ГЭК.

Пункты проведения ЕГЭ размещаются в образовательных учреждениях или иных зданиях, отвечающих требованиям, установленным пунктами 33-35 настоящего Порядка.

В соответствии с п.33 Порядка количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для поведения ЕГЭ, должны обеспечивать проведение экзаменов в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002г. и веденных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 29 ноября 2002г. № 44.

Вышеуказанным порядком установлено, что требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» распространяются на помещения, в которых проводится ЕГЭ.

На условия доставки участников экзаменов в ППЭ указанные требования не распространяются.

Таким образом, доводы прокурора-истца о несоответствии приказа требованиям Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.1178-02 относительности удаленности ППЭ от мест проживания участников ЕГЭ

суд считает не состоятельными и подлежащими отклонению на основании выше изложенного.

Кроме того, по результатам проверки, в ходе которой 12.03.2011 года на участке автомобильной дороги «Каспий»-Жердевка-Токаревка_Мордово-Мельгуны-Волчки «Орел-Тамбов» от 84 км до 91 км выявлены многочисленные выбоины, ямы, но дорога не была признана аварийной и закрыта для движения.

Решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 25 апреля 2011 года ЗАО ДСПМК «Мордовская» Мордовского района Тамбовской области обязано устранить деформации и повреждения проезжей части автомобильной дороги Каспий»-Жердевка-Токаревка_Мордово-Мельгуны-Волчки «Орел-Тамбов» с 84 км по 91 км в срок до 01 июня 2011 года.

Согласно справке ЗАО ДСПМК «Мордовская» № 1 от 06.06.2011г. на участке км 92 по км 83 автодороги Каспий»-Жердевка-Токаревка_Мордово-Мельгуны-Волчки «Орел-Тамбов» в апреле-мае 2011 года были проведены работы по устранению аварийной ямочности и деформации на асфальто-бетонном покрытии.

Данные обстоятельства прокурором-истцом не были опровергнуты в судебном заседании.

Не может суд согласиться с доводами истца о том, что информация об обращении граждан Мордовского района в управление образования не получила подтверждения.

В судебном заседании не оспаривалось истцом и подтверждается письмом управления образования и науки области № 1.02-08/1407 от 07.04.2011г., что в 2010 году поступали обращения ФИО8 о нарушении законодательства при сдаче ЕГЭ по химии ФИО9, выпускницы МОУ « Оборонинская СОШ» Мордовского района.

В 2007 году Государственной экзаменационной комиссией (протокол № 5 от 14.06.2007) аннулированы работы 5 участников ЕГЭ МОУ Оборонинская СОШ.

Остальные доводы иска основаны на предположениях о возможности нарушения прав участников ЕГЭ.

Представленные ответчиком протоколы результатов государственного экзамена свидетельствуют об обратном.

Оценивая в общей совокупности доводы и доказательства по делу, суд считает оснований для признания действий Управления образования и науки области в части издания приказа № 3678 от 30.12.2010г. не соответствующими действующему законодательству не имеется.

Отсутствуют также основания для обязания ответчика изменить утвержденную организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в 2011 году с включением в схему создание ППЭ, по согласованию с ГЭК, в общеобразовательном учреждении на территории Мордовского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Прокурору Мордовского района Тамбовской области в удовлетворении исковых требований к Управлению образования и науки Тамбовской области о признании действий в части издания приказа № 3678 «Об утверждении количества и мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ и их кодов, определении организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в 2011 году» не соответствующими требованиям действующего законодательства и обязании Управление образования и науки Тамбовской области внести изменения в приказ № 3678 от 30.12.2010г. «Об утверждении количества и мест регистрации на сдачу ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ и их кодов, определении организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в 2011 году», включив в схему создания ППЭ, по согласованию с ГЭК, ППЭ в общеобразовательном учреждении на территории Мордовского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Фокина Т.К.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Фокина Т.К.

Верно. Судья: